Пояснительная записка
Понятие справедливости соединяет в себе правовые нормы и нравственные начала.
Для лучшего понимания права и его норм необходимо рассмотреть, что отличает право от норм морали и что их связывает. Между правом и моралью существует тесная связь, в морали право получает нравственную опору. И право, и мораль опираются на справедливость как на меру и критерий своих норм.
Нормы морали предлагают идеал человеческого поведения, нравственную цель. Право не может оторваться от жизни, от экономических и культурных условий.
Право регулирует поступки людей. Мораль чистоту мыслей и чувств. Нормам права подчиняется все население. Исполнение норм права обеспечивается государством, исполнение норм морали совестью.
Мораль и право поддерживают друг друга. Именно с точки зрения морали формируются ценностные критерии правовой деятельности, право оценивается как справедливое или несправедливое.
Право, в конечном итоге, законодательное
закрепление позитивных и негативных норм
поведения.
Нравственные начала закреплялись в праве:
уважение личности, ниспровержение рабства,
крепостничества, равноправие для всех.
Правовая система требует известного смягчения в
применении к жизни. В судебных решениях часто
отвлеченная правда закона смягчается действием
милости по отношению к конкретным случаям.
Особенно ярко это проявляется в отношении
несовершеннолетних.
В условиях формирования правового государства
одной из главных проблем является воспитание
гражданина, способного понимать, что порядок
может быть основан на праве.
Но воспитание правового сознания должно
начинаться с усвоения нравственных ценностей и
норм в семье, школе, общении со сверстниками.
Усвоение норм морали и нравственности
происходит, по существу, на всех уроках
школьной программы. Это, так называемое,
обыденное правосознание. Задача учителя права
или преподавателя элективных курсов по праву
состоит в том, «чтобы поднять уровень обыденного
сознания до теоретического, и затем в
определенных случаях, посредством профильного
обучения, ввести в сферу профессионального
уровня». (Морозова С.А. Методика преподавания
права в школе, М., 2004.)
Цели:
- показать на основе работы с правовыми документами, что нормы морали и нравственности существуют в тесном единстве с нормами права;
- правовая система требует смягчения в своем применении к жизни;
- право в свою очередь также влияет на мораль, что делает жизнь общества более устойчивой;
- донести до юных граждан, что профессия юриста – моральна.
Задача: формирование правосознания как совокупности представлений людей о праве с точки зрения морали, нравственности и законодательных актов.
Курс рассчитан на учащихся 9–11 классов,
изучающих право и обществознание. Кроме того, он
может быть использован для проведения
факультативных занятий в 8 классе.
Предполагаемый ЭК предусматривает различные
формы занятий: учебные лекции, дискуссии,
коллективное обсуждение вопросов, подготовка
сообщений.
Программа сориентирована на активную
самостоятельную работу учащихся, что
способствует формированию умений и навыков,
необходимых для продолжения образования в вузах,
а также для успешной адаптации в современном
обществе.
Курс рассчитан на 28 часов. Возможно провести курс
за 14 часов, 17 часов.
Занятия 1–7 можно использовать как
самостоятельные по курсу: «Граждановедение. 7
кл.» или в качестве лабораторных занятий по курсу
истории – 6, 7, 8 классы.
Содержание курса:
Занятие № 1. Мораль. Этика. Обычаи. Традиции. (2 часа)
Лекция знакомит с данными понятиями.
Первые правила поведения – религиозные.
Учащимся предлагается работа с Библейскими
заповедями. На обсуждение выносится
вопрос:»Почему сохранились обычаи?».
Домашнее задание: составить синквейн «Мораль».
Занятие № 2. От обычая к праву. (1 час)
Как возникло право. Первые законы древнейших
государств мира. Общее и различное между
понятиями.
Учащиеся работают с фрагментами законов
шумерского царя УР-ХАММУ, вавилонского царя
ХАММУРАПИ, законами царя МАНУ.
Группа получает фрагменты документов и вопросы к ним:
1. Из какого закона ваш фрагмент?
2. Назовите страну, где действовал этот закон.
3. Дайте краткую характеристику наказаний.
4. Самый строгий закон.
5. Возможно ли говорить о нормах морали и
нравственности в данных законах?
Домашнее задание: составить синквейн «Закон».
Занятие № 3. Первые письменные правила поведения на Руси и России. (3 часа)
Занятие рассчитано на 3 часа. Работа в группах с документами: «Поучения», «Домострой», «Юности честное зерцало». Учащиеся работают с вопросами к документам. С первого занятия собирается материал для написания эссе: «Появление первых письменных правил поведения – прогресс или регресс?»
Домострой
Форма урока: лабараторно-практическое занятие.
Цель: составить картину русского быта, нравов, обычаев, характерных для XVI столетия.
Учащиеся по ходу чтения источника заполняют таблицу, либо обсуждение проходит устно.
Вопросы для анализа: | Результат работы |
1. Каково место церкви в жизни русского человека? | |
2. Каковы взгляды на природу царской власти? | |
3. Педагогические взгляды авторов «Домостроя» | |
4. Семейные отношения | |
5. Отношение к слугам | |
6. Уровень хозяйства России | |
7. Православные обряды |
Дополнительные вопросы:
1. Почему «Домострой» является ценным
историческим источником для изучения целой
эпохи развития русского общества?
2. Что вы считаете актуальным до сегодняшнего дня?
3. В чем разница между современным понятием
«домострой» и тем смыслом, который вкладывали в
него наши предки?
«Поучения» Владимира Мономаха – первая попытка регламентировать отношения в обществе.
Цель:
- Продолжить и закрепить навыки работы с документами.
- Показать на примере документа, что Русь стремится к объединению на моральной основе.
- Показать роль личности в истории на примере В.Мономаха.
Вопросы для обсуждения:
Кому предназначал свое Поучение В.Мономах? Что
дало ему право написать его? Можно ли Поучение
назвать исповедью?
В это время в Киевской Руси определились
представления о нравственном княжеском идеале с
точки зрения христианских требований. Как
раскрывает поучение этические обязанности
князя:
– долг перед отечеством
– народом
– своей дружиной
– церковью
– семьей
– братьями-князьями
В.Мономах пишет свое завещание в молитвенном
состоянии духа. Какими тремя добрыми делами
избавляется человек от врагов и побеждает их.
Найдите эти слова в тексте.
Выделите княжеские и общечеловеческие
характеристики князя.
Какие идеи Поучения актуальны сегодня?
Определите жанр Поучения.
Какое наставление могут написать ваши родители
вам?
Как вы считаете, плодотворен ли сегодняшний урок?
Оставил ли он след в ваших сердцах?
Выразите свое отношение к князю.
Юности честное зерцало
Цель: изменения правил и норм поведения в XVIII веке в ходе Петровских реформ.
Сравнение с «Домостроем» XVI века. Сходство и отличие. Учащиеся работают по вопросам, поставленных к документу?
Занятие № 4. Право древней Руси. (1 час)
Лекция. Работа с фрагментом документа «Русская правда»по вопросам:
Таблица: «Русская правда»
Выводы | Законы русские |
1. В судебнике сохранились традиции родовой мести. | |
2. Юридически оформлено деление на свободных и несвободных | |
3. Среди свободного населения закрепляется социальное (правовое) неравенство | |
4. Законы запрещают частную собственность (какую) | |
5. В экономике Древней Руси преобладало сельское хозяйство (назовите занятия) | |
6 Феодальной вотчине противостоит сельская община | |
7. Выводы |
Домашнее задание: выделить нормы морали в данном документе.
Занятие № 5. Право русского централизованного государства. (1 час)
Краткий рассказ о «Судебниках», «Соборном
уложении».
Отличие их от «Русской правды». Нормы морали в
данных документах.
Учитывались ли обычаи и традиции в данных
документах? Краткое знакомство с фрагментами
«Соборного уложения».
Занятие № 6. Право Российской империи. (2 часа)
Свод законов Российской империи(1832). Судебная
реформа (1864).
В качестве обсуждения предлагается вопрос:
«Присяжные заседатели «за» и «против»».
Домашнее задание: нормы морали в законах Российской империи.
Занятие № 7. Обобщение материала по темам № 1–6. (1 час)
Составление смыслового плана: «Отражение норм морали в правовых документах» (Имеются в виду документы, рассмотренные на прошедших занятиях)
Занятие № 8. Отражение норм морали в Конституции РФ. (2 часа)
Сообщение или лекция учителя о первых Конституциях страны и зарубежных стран. Большая часть занятия посвящена работе с документом. Возможно, уместно остановиться на главе № 2.Учащиеся должны осознавать, что Конституционные нормы закреплены в правовых документах, принятых в дальнейшем.
Домашнее задание: Какие статьи я бы добавил в основной закон страны?
Занятие № 9. Отражение норм морали в УК РФ. (2 часа)
На занятии обратить внимание учащихся на
статьи: 59, 6, 7, 14 раздел 7 УК РФ 37, 39, 41.
Возможна дискуссия или обсуждение вопроса: «Цели
наказаний?», «Деяния, не являющиеся
преступлением», «Смертная казнь – «за» и
«против»».
Домашнее задание: как проблема досуга влияет на преступления.
Занятие № 10. Отражение норм морали в Семейном кодексе. (2 часа)
Нравственные основы семьи. Нужна ли сейчас семья современному человеку. Доверие или брачный контракт. Работа с документом. Кратко, используя ПОПС-формулу, выразить отношение к семье. Составить свой семейный кодекс.
Занятие № 11. Отражение норм морали в трудовом праве. (2 часа)
Несовершеннолетние в системе правовых
отношений. Работа с документом. Обратить
внимание на статьи, касающиеся
несовершеннолетних. Практическая работа по
вопросам, составленных преподавателем.
Используя знания, полученные на занятиях,
составить трудовой договор на готовом бланке.
Занятие № 12. Отражение норм морали в ГК РФ. (2 часа)
Понятие чести, достоинства, свободы. Работа с
документом.
Попытаться составить кластер по теме занятий ЭК.
Выделить основные, с точки зрения учащихся, нормы
морали и нравственности, отразить в схеме и далее
указать соответствующие законы, где они нашли
отражение. Возможно, каждый составит свой
кластер. Далее их можно сравнить и вывести общую
схему.
Занятие № 13. Отражение норм морали в других правовых документах. (2 часа)
Лекция со «стопами». Составление тезисов.
Занятие № 14. Заключительное занятие. (1 час)
Заполнение анкеты: «Я». «ДЕЛО», «МЫ».
Домашнее задание: кратко изложить свои взгляды на данный курс
Анкета:
«Дело»
А. получил прочные знания
Б. Усвоил материал частично.
В. Мало понял. Необходимо еще поработать.
«Я»: Как я работал, удовлетворен ли я своей работой?
А. Со всеми заданиями справился
Б. Допустил ошибки
В. Не справился.
«Мы»: Как работала группа?
А. Совместно разбирали задания.
Б. Не все активно участвовали в обсуждении.
В. Работа была неинтересная.
Мои пожелания учителю:
Занятие № 15. Презентация курса. (3 часа)
Литература:
1. Детская библия.
2. Суворова Н.Г. Основы правовых знаний:
Методическое пособие, – М., 2004.
3. Набатова Н.Г. Конспекты уроков для
учителя истории 6–7 кл., – М., 2004.
4. Конституция РФ.
5. УК РФ
6. Семейный кодекс.
7. Трудовой кодекс.
8. Гражданский кодекс.
9. Морозова С.А. Методика преподавания права
в школе, – М., 2004.