Логопедическое занятие по коррекции нарушений речи в 1-м классе по теме "Предлоги. Весна"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Предлоги. Весна»

Цели:

  • закрепление представлений о синтаксическом и семантическом значении предлогов;
  • закрепление практических навыков правильного употребления предлогов; составление предложений с предлогами по картинке с использованием схем, по началу предложения;
  • расширять представления о весне: признаки весны, весенние месяцы;
  • развивать просодическую сторону речи: ритм, тембр, силу голоса, интонационную выразительность;
  • совершенствовать навыки артикуляционного праксиса и ручной моторики;
  • развивать мышление, память, внимание.

Материал: картина, иллюстрации, раздаточный материал в виде карточек, схемы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Ритмическая гимнастика

1. Отхлопать руками, протопать ногами:

I – II – II; II – III – I

2. Прохлопать ритм стихотворения вместе с текстом:

Скок, скок, скок
Жил да был потолок
А на нем сидел паук
Много ног, много рук.

Дети садятся на свои места.

II. Разминка

– Для того чтобы правильно и красиво говорить, надо провести разминку для нашего голоса.

1. Тембр

– Давайте вспомним сказку о трех медведях. У Михаила Ивановича какой был голос?
– Грубый.
– А у Анастасии Петровны?
– Чуть потоньше.
– А у Мишутки?
– Тоненький.
– Вот мы сейчас будем называть слоги их голосами.

Дети выполняют.

2. Сила голоса

Стихотворение дети читают хором.

Была (средний голос)
Тишина, тишина, тишина (тихо)
Вдруг (средний голос)
Грохотом (громче)
Грома (громко!)
Сменилась она. (чуть тише)
И вот уже дождик (средний голос)
Тихонько, ты слышал? (тихо)
Закапал, закапал, закапал по крышам. (увеличивая громкость)

III. Беседа

– Какое сейчас время года (Весна)
– Выберите среди всех картинок – весну. Как ты узнал?
– Какое время года было перед весной?
– Какое время года последует за весной?
– Какое время года между летом и зимой?
– Назовите времена года по порядку, начиная с весны, с зимы, с лета, с осени.
– Назовите, какой сейчас идет месяц? (Апрель)
– Какой он по счету?
– Какой весенний месяц был первый? (Март)
– Какой последний? (Май)

IV. Работа по теме занятия

Логопед читает отрывок из поэмы «Евгений Онегин» А.С. Пушкина «Гонимы вешними лучами».

– Почему весну автор назвал «утро года»? (Пробуждается природа)
– К нам на занятие пришла весна. (Вывешивается «портрет» весны)
– Какая весна? (Солнечная, теплая, радостная, красивая и т.д.)
– Весна принесла для вас задания. Кто будет успешно их выполнять, тот получит от весны волшебный цветок.

1 задание.

– Назовите, что обозначают эти схемы? (К, ОТ, НАД, ПОД, В, НА, ИЗ, С, ЗА)
– Как мы их можем назвать? (Предлоги)
– Для чего они нужны? (Для того, чтобы предложения были понятными)
– Предлог – это как маленькое слово, он, как и другие слова, пишется отдельно.

2 задание.

– Весна принесла картину. (Логопед вешает картину на доску)
– Какое время года изображено на картине? (Весна)
– Докажите. Назовите признаки весны.
– Составьте предложения по этой картине с предлогами. (Дети устно составляют)

Логопед в каждом предложении просит назвать используемый предлог.

V. Физминутка

1. Пальчиковая гимнастика

  • 1-е упражнение: «Кулачок», «Колечко».
  • 2-е упражнение: «Пальцы разгибаются и сгибаются».
  • 3-е упражнение: «Пальчики здороваются с ладошкой».
  • 4-е упражнение: «Корни».
  • 5-е упражнение: «Цветок».

2. Дыхательная гимнастика

  • «Задуем свечу»

– У вас на столе конверты. Посмотрите, что там? (Картинки)
– Весна начала предложения и не закончила. Вам надо закончить предложения, используя предлог, какой подходит по смыслу.

Дети составляют предложения. Эти предложения надо записать в тетрадь, подчеркнуть предлог (работа в тетради).

VI. Работа по теме занятия (продолжение)

1. Найди ошибку.

  • Книга упала над стол.
  • Самолет летит под морем.
  • Птица слетела из дерева.
  • Птенчики сидели под гнезде.
  • Люди стояли в мосту.

2. Деформированное предложение.

К, пришла, весна – красна, нам.

– Поставьте по порядку слова в предложении. (К нам пришла весна-красна)

3. Чтение этого предложения с разной интонацией. (Повествовательная, вопросительная, восклицательная)

– Интонация при «?» знаке поднимается вверх или вниз?
– При «!» знаке? (Опрос 3–4 детей)
– Все рады весне. Весна действительно красна. Почему ее так назвали?

4. Поговорки о весне.

– Назовите знакомые поговорки о весне.

  • Грач на горе, весна во дворе.
  • Апрель с водой, май с травой.
  • Если в мае дождь, так будет и рожь.
  • Где ласточке не летать, а к весне опять прибывать.
  • На чужой земле, и весна не красна.

VII. Итог урока

– Назовите тему занятия. Что для вас было трудно? Что было легко?

Задание: поставь цветок (перед, за, между и т.д.)

– Прочитайте. (Дети читают – «МОЛОДЦЫ»).
– Кто молодцы?
– Дети молодцы.