Поэтические приемы в стихотворении Ф.Тютчева "Зима недаром злится…"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: поэтические приемы в стихотворении Ф. Тютчева «Зима недаром злится…»

Задачи урока:

  • формирование у детей навыков осознанного чтения;
  • формирование навыков работы над поэтическим произведением: разбор поэтических приемов, работа над партитурой стихотворения;
  • расширение лексических знаний о слове;
  • развитие умения сопоставлять поэтические произведения с художественными, сравнивать различные произведения по тематике;
  • расширить знания об окружающем мире;
  • воспитание чувства прекрасного на примерах произведений поэтов и художников.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

Чтение отрывка из произведения Н.Носова «Как Незнайка сочинял стихи». Целью домашнего задания была отработка навыка беглого и правильного чтения. Дети, разбившись по вариантам на «учителей» и «учеников» проверяют друг у друга домашнее чтение.

II. Подготовительная работа по теме урока

Учитель: – Получился ли из  Незнайки поэт?

Дети: – Нет.

У. – Как ты объяснишь Незнайке, что такое поэзия? Кто такой поэт?

Дети проговаривают свое мнение, высказывают отличительные черты поэзии.

Д. – Поэт – тот, кому есть, что сказать людям: у настоящего поэта есть наблюдение, впечатления и переживания, которые могут быть интересны и другим, представляют ценность для многих.

У. – Давайте сверим ваши представления о поэте с моими.

На доске крепится карточка с текстом:

Поэт – тот, кто заставляет нас увидеть мир по-новому, по-другому, открывает нас самих.

У. – Ребята, вы со мной согласны?

Дети высказывают свою точку зрения.
После высказываний детей о поэзии, учитель задает аналогичный вопрос: «Согласны ли вы с моим мнением?» Следующая табличка:

Поэзия – это ещё одно открытие мира: то, что не замечал, становится явным; мимо чего пробегал, приоткрывает свою тайну.

У. – Как вам кажется, подходит эта формулировка к вопросу: что такое поэзия?

Дети высказывают мнение.

У. – Открыл ли Незнайка что-нибудь новое своим друзьям? Действительно ли он их обидел?

Д. – Да, т.к. у них нет чувства юмора

У. – Получается, что если бы Незнайке удалось в рифму рассказать, какой Знайка умный, а Пилюлькин – хороший доктор – они были бы довольны?

Д. – Да.

У. – Что в поэзии может быть вымыслом, а что – нет?

На примере стихотворения А.С. Пушкина «Цветок» учитель поясняет, что важно не описать предмет или явление, а рассказать о переживаниях поэта в это время, приоткрыть какую-то тайну.

Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот  уже мечтою странной,
Душа наполнилась моя…

– Какую тайну приоткрыл А.С. Пушкин?

Дети выражают свое мнение.

У. – А.С. Пушкин – настоящий поэт. Каких поэтов вы ещё знаете?

Дети перечисляют, учитель следит за тем, чтобы только поэты были перечислены учениками.

III. Работа над темой урока

У. – Сегодня познакомимся с творчеством поэта Ф. Тютчева. (На доске появляется портрет над словами-карточками «Что такое поэзия и поэт»)
Познакомьтесь с отрывками из биографии поэта:

Ф. Тютчев на 4 года младше А.С. Пушкина. Мы можем их назвать современниками. С раннего детства был необычайно одаренным. Первое стихотворение опубликовал в 14 лет. В 15 лет – студент МГУ. Много лет провел за границей. Отличительная черта поэзии: тревога, странность, напряжение. Считал человека частью природы. Образ природы романтичен, одушевлен.

Первоначальное  чтение учителем. Задание: выделение слов с логическим ударением, составление партитуры стиха.
Повторное чтение стихотворения детьми, для запоминания непонятных слов.

Словарная работа

У. – Почему поэт изобразил зиму в виде старухи, а весну как ребенка? Найдите подтверждение в тексте. Какие приемы использует поэт в стихотворении?

Д. – Контраст.

У. – Что описывается в контрасте?

Д. – Зима и Весна.

На доске – таблички:  «Зима», «Весна».

У. – Найдите в тексте слова характеризующие зиму.

Д. – Злится.

У. – Какое слово написано в контрасте у поэта?

Д. – Хохочет.

На доске появляются два столбика из слов, доказывающих применение Тютчевым приема контраста:

Зима
злится
хлопочет
ворчит
ведьма
злая
взбесилась
Весна
хохочет
гонит
шумит
дитя
прекрасное
горя мало

У. – Какой ещё приём использует Тютчев в этом стихотворении?

Д. – Олицетворение.

У. – Какие слова подтверждают о наличие этого приема. Назовите слова, которые не вывешены на доску.

Дети находят в тексте: стучится, захватя, убегая, умылася.

У. – Ещё один прием можно заметить в этом стихотворении.

Д. – Звукопись.

У. – Подтвердите строчками из стихотворения. (И жаворонки в небе …)

– Прочитайте это стихотворения, используя знания, которые вы сегодня получили.

На партах у каждого ученика раздаточный материал: Сборник картин известных художников.

У. – Выберите картины, которые можно считать иллюстрацией к стихотворению Ф. Тютчева.

(Предположительно: Левитан. «Март»; Саврасов. «Грачи прилетели»)

У. – Докажите свой выбор строчкой Тютчева.

Д. – В живописи используются те же приемы, что и в поэзии: контраст, звукопись.

У каждого ребенка на столе лежит карточка с  отрывками из произведений Н. Сладкова, Д. Зуева, И. Бунина, А. Майкова. (см. Приложение)

У. – Найдите отрывки, которые более всего подходят к стихотворению Ф. Тютчева.

Дети выбирают А. Майкова. Плакат с этим отрывком крепится на доску дети читают его ещё раз, отмечая сходные поэтические приемы, замечают отличие.

IV. Подведение итогов, разбор домашнего задания

У. – Кто из вас уже выучил строчки стихотворения? Попробуйте рассказать.

Подведение итогов. Вопросы по материалам на доске: о поэтических приемах о значении поэзии.

– Дома выучите это стихотворения, используя партитуру.