Тема урока: поэтические приемы в стихотворении Ф. Тютчева «Зима недаром злится…»
Задачи урока:
- формирование у детей навыков осознанного чтения;
- формирование навыков работы над поэтическим произведением: разбор поэтических приемов, работа над партитурой стихотворения;
- расширение лексических знаний о слове;
- развитие умения сопоставлять поэтические произведения с художественными, сравнивать различные произведения по тематике;
- расширить знания об окружающем мире;
- воспитание чувства прекрасного на примерах произведений поэтов и художников.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
Чтение отрывка из произведения Н.Носова «Как Незнайка сочинял стихи». Целью домашнего задания была отработка навыка беглого и правильного чтения. Дети, разбившись по вариантам на «учителей» и «учеников» проверяют друг у друга домашнее чтение.
II. Подготовительная работа по теме урока
Учитель: – Получился ли из Незнайки поэт?
Дети: – Нет.
У. – Как ты объяснишь Незнайке, что такое поэзия? Кто такой поэт?
Дети проговаривают свое мнение, высказывают отличительные черты поэзии.
Д. – Поэт – тот, кому есть, что сказать людям: у настоящего поэта есть наблюдение, впечатления и переживания, которые могут быть интересны и другим, представляют ценность для многих.
У. – Давайте сверим ваши представления о поэте с моими.
На доске крепится карточка с текстом:
Поэт – тот, кто заставляет нас увидеть мир по-новому, по-другому, открывает нас самих.
У. – Ребята, вы со мной согласны?
Дети высказывают свою точку зрения.
После высказываний детей о поэзии, учитель
задает аналогичный вопрос: «Согласны ли вы с моим
мнением?» Следующая табличка:
Поэзия – это ещё одно открытие мира: то, что не замечал, становится явным; мимо чего пробегал, приоткрывает свою тайну.
У. – Как вам кажется, подходит эта формулировка к вопросу: что такое поэзия?
Дети высказывают мнение.
У. – Открыл ли Незнайка что-нибудь новое своим друзьям? Действительно ли он их обидел?
Д. – Да, т.к. у них нет чувства юмора
У. – Получается, что если бы Незнайке удалось в рифму рассказать, какой Знайка умный, а Пилюлькин – хороший доктор – они были бы довольны?
Д. – Да.
У. – Что в поэзии может быть вымыслом, а что – нет?
На примере стихотворения А.С. Пушкина «Цветок» учитель поясняет, что важно не описать предмет или явление, а рассказать о переживаниях поэта в это время, приоткрыть какую-то тайну.
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной,
Душа наполнилась моя…
– Какую тайну приоткрыл А.С. Пушкин?
Дети выражают свое мнение.
У. – А.С. Пушкин – настоящий поэт. Каких поэтов вы ещё знаете?
Дети перечисляют, учитель следит за тем, чтобы только поэты были перечислены учениками.
III. Работа над темой урока
У. – Сегодня познакомимся с
творчеством поэта Ф. Тютчева. (На доске
появляется портрет над словами-карточками «Что
такое поэзия и поэт»)
Познакомьтесь с отрывками из биографии поэта:
Ф. Тютчев на 4 года младше А.С. Пушкина. Мы можем их назвать современниками. С раннего детства был необычайно одаренным. Первое стихотворение опубликовал в 14 лет. В 15 лет – студент МГУ. Много лет провел за границей. Отличительная черта поэзии: тревога, странность, напряжение. Считал человека частью природы. Образ природы романтичен, одушевлен.
Первоначальное чтение учителем. Задание:
выделение слов с логическим ударением,
составление партитуры стиха.
Повторное чтение стихотворения детьми, для
запоминания непонятных слов.
Словарная работа
У. – Почему поэт изобразил зиму в виде старухи, а весну как ребенка? Найдите подтверждение в тексте. Какие приемы использует поэт в стихотворении?
Д. – Контраст.
У. – Что описывается в контрасте?
Д. – Зима и Весна.
На доске – таблички: «Зима», «Весна».
У. – Найдите в тексте слова характеризующие зиму.
Д. – Злится.
У. – Какое слово написано в контрасте у поэта?
Д. – Хохочет.
На доске появляются два столбика из слов, доказывающих применение Тютчевым приема контраста:
Зима злится хлопочет ворчит ведьма злая взбесилась |
Весна хохочет гонит шумит дитя прекрасное горя мало |
У. – Какой ещё приём использует Тютчев в этом стихотворении?
Д. – Олицетворение.
У. – Какие слова подтверждают о наличие этого приема. Назовите слова, которые не вывешены на доску.
Дети находят в тексте: стучится, захватя, убегая, умылася.
У. – Ещё один прием можно заметить в этом стихотворении.
Д. – Звукопись.
У. – Подтвердите строчками из стихотворения. (И жаворонки в небе …)
– Прочитайте это стихотворения, используя знания, которые вы сегодня получили.
На партах у каждого ученика раздаточный материал: Сборник картин известных художников.
У. – Выберите картины, которые можно считать иллюстрацией к стихотворению Ф. Тютчева.
(Предположительно: Левитан. «Март»; Саврасов. «Грачи прилетели»)
У. – Докажите свой выбор строчкой Тютчева.
Д. – В живописи используются те же приемы, что и в поэзии: контраст, звукопись.
У каждого ребенка на столе лежит карточка с отрывками из произведений Н. Сладкова, Д. Зуева, И. Бунина, А. Майкова. (см. Приложение)
У. – Найдите отрывки, которые более всего подходят к стихотворению Ф. Тютчева.
Дети выбирают А. Майкова. Плакат с этим отрывком крепится на доску дети читают его ещё раз, отмечая сходные поэтические приемы, замечают отличие.
IV. Подведение итогов, разбор домашнего задания
У. – Кто из вас уже выучил строчки стихотворения? Попробуйте рассказать.
Подведение итогов. Вопросы по материалам на доске: о поэтических приемах о значении поэзии.
– Дома выучите это стихотворения, используя партитуру.