Формирование орфографически грамотного письма, пожалуй, одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, учить младших школьников правописанию достаточно сложно. Связано это и со сложностью самой орфографической системы русского языка, и с тем, что дети, погружаясь в море орфографических правил и исключений, не могут уловить логики правописания и воспринимают орфографию как набор разрозненных, не связанных между собой "нужно" и "нельзя". Помочь школьникам усвоить внутреннюю закономерность, целесообразность правописания можно через осознание коммуникативной значимости письма.
В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придаётся словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями. <Приложение> Опыт моей работы представлен в виде презентации. <Слайд 1>
Среди различных компонентов, формирующих грамотность учащихся, значительное место отводится зрительной памяти, т.к. зрительное восприятие, зрительный образ слова лежит в основе запоминания. Поэтому не случайно, что при работе с трудными словами учитель широко использует наглядный материал, картинки и другие виды занимательности.
До сих пор одним из "больных" мест школы остаётся недостаточная грамотность учащихся, и, видимо, причин здесь много: это и трудности русской фонетики и орфографии, и то, что всё меньше и меньше становится детей желающих читать. Куда проще - поставить диск и обо всём можно услышать или увидеть.
Знание правила - это первый этап в формировании орфографического навыка. Применение правила на практике на основе алгоритма - это второй этап и различные виды упражнений, позволяющие закрепить правило - это третий этап. <Слайд 2>
Чтобы решать орфографические задачи, уметь находить орфограммы, необходима "грамматическая база". Мало знать правило, нужно уметь его применить.
Умение обнаружить орфограмму связано с понятием "орфографическая зоркость". Орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений.
Работа над каждым словом из "Словаря" непосредственно связана с изучаемым на уроке грамматико-лексическим материалом. Учитель предлагает детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в связном тексте. А языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, отрывки из художественных произведений. Но наиболее распространённым видом словарно-орфографических упражнений остаются диктанты. <Слайд 3>
1. Зрительный диктант с предварительным разбором.
Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написание слова, записывают их по памяти.
2. Картинный диктант.
Учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображённый предмет, записывают слово, выделяя в нём безударную гласную, ставя знак ударения.
3. Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный).
Написать слова с названиями растений в первый столбик, во второй - с названиями животных.
Написать в первый столбик слова с безударной "о", во второй - с безударной "а".
Выписать из текста (он на доске) слова из "Словаря".
4. Диктант с использованием загадок.
Учитель читает загадку, дети отгадывают её и объясняют, как они догадались об отгадке. Затем ученики записывают слово-отгадку и выделяют в написании орфограмму.
5. Диктант по памяти.
Записать слова, например, по теме "Школа", "Инструменты" и др.
6. Диктант с комментированием.
Каждое слово комментирует один ученик (или "цепочкой").
7. Творческий диктант.
Заменить развёрнутое изречение одним словом (четвёртый день недели - четверг, плод яблони - яблоко и т.д.)
Кроме диктантов я использую и другие виды работы со словарными словами.
1) Выписать слова только 1 склонения; <Слайды 4,5>
2) Составление мини-рассказов, используя данные слова (мотылёк, костёр, закат)
3) Игры из занимательной грамматики:
а) "Первый слог потерялся" <Слайд 6>
б) "Собери слоги" <Слайд 7>
в) "Из какого слова выпали гласные?" <Слайд 8>
4) Кроссворды
5) Устная работа с использованием сигнальных карточек "О"/ "А", "Е"/ "И" <Слайды 9, 10, 11, 12>
6) "Найдите лишнее слово" <Слайды 13, 14>
7) "Разделите слова на группы" <Слайды 15, 16>
Детям очень нравятся эти приёмы занковской методики - деление слов на группы и нахождение лишнего слова.
Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их лучшему запоминанию.
Оценка знаний за диктанты с непроверяемым написанием осуществляется по следующим нормам:
- "5" - без ошибок
- "4" - 1 ошибка + 1 исправление
- "3" - 2 ошибки + 1 исправление
- "2" - 3 и более ошибок <Слайд 17>
Спасибо за внимание! <Слайд 18>