Роль музейного комплекса во внеклассной работе

Разделы: Внеклассная работа


Из практики ГОУ СОШ № 1143 г. Москвы

В современных условиях жизни общества воспитание подрастающего поколения должно стать главным социальным и государственным приоритетом, а главной тенденцией развития школы - превращение ее в школу воспитывающую.

В этих условиях одним из основных компонентов воспитательной программы школы становится гражданско-патриотическое воспитание как неотъемлемая часть учебного процесса. Реалии сегодняшнего дня требуют от преподавателей формирования иного отношения подрастающего поколения к Родине, развитие чувства патриотизма, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Для осмысления сложившейся ситуации и для необходимого воспитательного воздействия нужен "ключ". Одним из компонентов такового может, являться работа школьного музея, в основе которой лежит процесс самоопределения и самовыражения личности ребенка во всех ее проявлениях на основе воспитания патриотизма, интереса к истории своей страны, чувства гражданского долга.

В ГОУ СОШ № 1143 на протяжении более 35 лет действует музей Боевой Славы 8 гвардейского Краснознаменного танкового корпуса. За это время он стал неоценимым источником помощи для учителей истории и обществознания, основой для развития отдельных направлений проектной деятельности, позволяет более многогранно развивать городскую экспериментальную площадку "Корпоративное и вариативное управление образовательным процессом", в рамках которой работает школа.

Устойчивый интерес к музею формируется целенаправленно и постепенно. Этот длительный многомерный процесс начинается с 1-го класса и продолжается на протяжении всего периода школьного обучения.

Основным назначением воспитательной работы музея является формирование ценностно-ориентированных качеств личности - гражданской позиции, гражданского долга, патриотизма, памяти о прошлом. И то, и другое должно совершаться в контексте лучших традиций воспитания и образования.

Основные цели и задачи воспитательной системы музея:

  • Построение учебно-воспитательного процесса на культурно-исторических традициях работы школьного музея;
  • Гуманитарная направленность и гуманизация содержания образования;
  • Развитие личностного потенциала ребенка в условиях работы школьного музея, при абсолютной гарантированности его интеллектуального, психологического, физического и нравственно-эстетического здоровья.

Сформулированная цель воспитания предполагает целостность воспитательной программы музея и школы в целом, ее мобильность, включающей в себя все сферы жизни учащегося, образ личности, способной производить свободный выбор деятельности.

Реализация воспитательной концепции основывается на следующих принципах:

Школа - для ребенка, высшим показателем работы школы можно считать самочувствие в ней человека, как ребенка, так и взрослого,

Музей - как структурное подразделение школы должно привлекать ребенка для общения во внеурочное время,

Обучение и воспитание - это взаимосвязанные процессы, основанные на взаимодействии музейного педагога и школьника, это творческое сотрудничество единомышленников. Обучение и воспитание эффективны, если они целесообразны и нешаблонны, творчество учителя в музее - это важнейший признак педагогической культуры.

В качестве приоритетных ценностей в рамках музейной педагогики в рамках ГОУ СОШ № 1143 можно выделить такие качества как патриотизм, преданность своему Отечеству, гуманизм и социальная активность.

Так как школа - это многоступенчатая структура, в которую включены дети разных возрастных категорий, то естественно, что школьная программа музейной педагогики должна быть ориентирована на различные возрастные ступени.

Программа, действующая в нашей школе, кажется одной из самых оптимальных, она имеет три уровня:

  • первый уровень - с учащимися 1- 4 классов;
  • второй уровень - с учащимися 5 - 8 классов;
  • третий уровень - с учащимися 9 - 11 классов.

На первом уровне в урочной и во внеурочной деятельности, в рамках музейной педагогики, занятия носят подготовительный характер, подводя учащихся к последующему осознанию исторического значения предметов и явлений. Работа с предметом на занятиях строится таким образом, чтобы его основные достоинства и особенности были подчёркнуты, и он был бы воспринят как некая ценность, весточка из прошлого.

Например, такой экспонат, как солдатское письмо с фронта, можно рассмотреть на занятии "Пишет солдат": письмо приходит в сегодняшний день из пространства ДРУГОЙ ЖИЗНИ, как свидетельство, знак человеческих действий. Дети должны осознать то, что предметы могут вернуть человека в далекое прошлое, рассказать много интересного о том времени, когда нас еще не было. На данном уровне важно, чтобы ребенок не только погрузился в мир представлений о прошлых эпохах, но и связал их с системой ценностей собственного мира. Возможны и другие варианты работы, например, тематические экскурсии-лекции, небольшие по объему и информативности, отвечающие способности к восприятию информации данной возрастной группы.

Направленность работы на втором уровне (5-8 классы) носит ориентирующий характер. Занятия предполагают многообразие информации, расширяющей содержание материала учебников. Можно провести занятие "Если бы я был участником войны", где учащееся проникают в мир участников событий тех дней, в сложную обстановку, в которой находились люди, оторванные от привычной мирной жизни, и понимают насколько важно человеку, где бы он ни находился, сохранять связь с близкими людьми, со своей малой родиной. На этом этапе целесообразно заинтересовать детей в работе внутри школьного музея - непосредственно с предметами музейной экспозиции. Еще одним направлением может стать уже знакомые ребятам тематические лекции и экскурсии с использованием мультимедийных комплексов. На этом возрастном рубеже учащимся становятся интересны встречи с ветеранами, участие в тимуровском движении, вахтах памяти, тематические спортивные мероприятия ("Зарницы", "Смотры строя и песни").

Цель работы на третьем уровне (9-11 классы) - пробудить историческое сознание через формирование ценностного отношения к историческим образам, мировоззрению человека к обществу, другим людям. Например, урок-экскурсия "По местам боевой славы": были приглашены бывшие активисты музея, они поделились своими воспоминаниями о поездках в Волгоград, Санкт-Петербург, Краснодон, Харьков, Киев, на Курску Дугу. Учащиеся 9 - 10 классов собрали интересный материал о Сталинградской битве, Курской дуге, освобождении Варшавы, подготовили обзорную экскурсию по музею. Естественно, что учащиеся старших классов, осознавшие себя как вполне сформировавшиеся личности, могут и должны в большей мере участвовать в жизни школы и в жизни музея. Их "занятость" в данной работе может и должна органично продолжать работу 2 ступени, естественно, что в более углубленном и расширенном "варианте".

Конечно, перечисленные мероприятия и направления работы это только небольшой список, своеобразная канва того, что можно и нужно делать в рамках музейной педагогики в школе.

Организационно-педагогические возможности уроков на основе музейного материала включают следующее содержание:

  • изучение характера этих событий;
  • расширение представлений об образе жизни, мыслей свидетелей и участников событий разных исторических периодов жизни страны (предвоенный, военный, современный);
  • ознакомление с причинами исторических перемен, их следствиями, подвигами, действиями людей.

Реализация данного содержания урочной и внеурочной деятельности позволяет расширить круг общеобразовательных и специальных знаний, помогает формированию у детей научных интересов и профессиональных склонностей.

Во внеурочной деятельности по истории можно использовать различные варианты занятий. Цель этих занятий - воспитать у ребёнка уважительное отношение к памятникам прошлого, чувство гражданского долга. Формы занятий могут быть различными: урок памяти, историческая игра, викторина, конкурс, урок-диспут. На занятиях учащиеся анализируют исторические события, образ жизни, образ мысли людей старшего поколения в связи с понятиями: "патриотизм", "гражданский долг", "сыновья память", "преданность тем, кому ты обязан своим существованием". Итогом деятельности могут быть: реферат, экскурсия, оказание конкретной помощи ветеранам и пожилым людям.

Таким образом, в основу воспитания положен принцип, в соответствии с которым все люди равноценны, а индивидуальное своеобразие делает общество богатым и разносторонним.

Данная форма внеклассной деятельности является не только воспитывающей, но и образовательной, позволяющей учащимся расширить свой интеллектуальный кругозор, сформировать ораторские навыки, умение общаться с людьми, развивать толерантность. Что в будущем позволит им более полно реализовать свои возможности и удовлетворить творческие, нравственные потребности.