Дидактические приемы активации познаватеной деятельности на уроках информатики с применением интерактивной доски

Разделы: Информатика


Применяя в учебном процессе персональный компьютер, мы многое приобретаем (наглядность, интерактивность, компактность хранения материалов, быстроту их поиска и доступа к ним, возможности индивидуализации обучения и многое другое), но многое и теряем.

Теперь же, благодаря объединению компьютера и интерактивной доски, мы получаем уникальную возможность соединить бесспорные преимущества компьютера с традиционными формами обучения. Учитель, проецируя на доску очередное задание, может вызвать к ней одного или даже несколько учеников для публичного решения задачи, в случае неправильного ответа организовать дискуссию либо (если ведется работа в составе локальной сети) продемонстрировать результаты индивидуальной работы учащихся, дополняя их своими рукописными и графическими комментариями.

Использовать интерактивную доску можно уже в младших классах: ведь для работы с ней учащемуся вовсе не обязательно уметь пользоваться компьютером, клавиатурой или мышью: вся идеология, вся моторика здесь абсолютно та же самая, что и при работе с обычной, грифельной доской, только вместо мела используется маркер.

Задание. Подпишите кнопки на ПАНЕЛИ ИНСТРУМЕНТОВ

 

Задание. Установите соответствие между элементами рисунка и их названиями (соедините стрелками).

Сочетая новейшие компьютерные технологии с традиционными можно найти множество полезных и интересных способов применения интерактивной доски.

Стремлюсь разнообразить набор используемых заданий, что привносит элементы неожиданности и новизны и способствует проявлению у учащихся интереса к уроку с первых минут.

Задание. Какое слово получится, если выбрать из таблицы последовательность букв из следующих клеток: A1, B5, B1, C3, C1, A5, D1, B2, E3?

Задание. Какое слово получится, если выбрать из таблицы последовательность букв из следующих клеток: C2, B2, B1, D5, B5, C5, E2?

Процесс постановки и решения вопросов в начале урока осуществляю такими методами как устный опрос, диктант, игровые задания, задания на поиск закономерностей, на обнаружение типичных ошибок учащихся их предупреждение, на выбор рациональных способов решения задач и т.д.

Задание.

Найдите значение функции:

Найдите ошибки в записи программы 1

Program funk;

Var f,x:integer;

Begin

writeln('Vvedite x);

readln(x)

f=sin(x*x)/cos(x)*cos(x)+sqrt(1+x);

writeln('f='f);

readln

End

Найдите ошибки в записи программы 2

Найдите площадь треугольника по формуле Герона:

Program Geron;

Var a,b,c,p,s:real;

Begin

writeln('Vvedite a,b,c);

readln(a,b,c)

p=a+b+c/2

S=sqr(p*(p-a)(p-b)(p-c));

writeln('S='f);

readln

End

Найдите ошибки в записи программы 3

Вычислите площадь прямоугольного треугольника по заданным длинам катета и гипотенузы:

Program S;

Var s,a,c:integer;

Begin

writeln('Vvedite a,c);

readln(a)

s=a*sqrt(c*c-a*a)\2);

writeln('a=',a);

readln

End.

Найдите ошибки в записи программы 4

Найдите высоту, на которую поднимется тело, брошенное вертикально вверх с начальной скоростью V. Сопротивлением воздуха пренебречь.

Program H;

Var v,g,H:integer;

Begin

writeln('Vvedite v);

readln(v)

H=v*v/2*g;

writeln('g='v);

readln

End

Эффективной формой активизации познавательной деятельности учащихся являются занимательные задачи и кроссворды.

Кроссворды для активизации деятельности соотносятся с определенной группой в зависимости от поставленной дидактической цели. Если через вопросы предполагается сформировать у обучаемых новые знания, то это кроссворды познавательной направленности. Если они призваны привлечь обучаемых к изучению нового материала или направлены на повышение интереса к дисциплине, то это мотивационные кроссворды. Если же через них (с опорой на изученный ранее материал) предполагает подготовить обучающихся к восприятию нового материала, то это актуализирующие кроссворды и т.д.

Кроссворды как средства текущей проверки можно применять как в начале, так и на завершающей стадии урока.

Задание. По пиктограммам определите названия инструментов или объектов текстового редактора Word.

Вариант 1

 

Обобщающие вопросы.

  1. Какие из кнопок-команд предназначены для выполнения операций над файлами?
  2. С помощью каких пиктограмм можно создавать графические объекты?

Текстовый редактор Word

По пиктограммам определите названия инструментов или объектов текстового редактора Word.

Вариант 2

Обобщающие вопросы.

  1. Какие из кнопок-команд предназначены для выполнения операций над файлами?
  2. С помощью каких пиктограмм можно создавать графические объекты?

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий у меня происходит по следующим направлениям: дидактическую цель ставлю перед учащимися в форме игровой задачи; учебную деятельность учащихся стараюсь подчинить правилам игры; в учебную деятельность вношу элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. Добиваюсь выполнения дидактического задания, связывая с игровым результатом.