Цели урока: обобщить знания учащихся по теме “Атмосфера”, оценить и проверить усвоение пройденного материала, развивать географические знания, речь учащихся, интерес к изучению географии.
Оборудование: карта полушарий, мультимедийное пособие “Начальный курс географии”.
Ход урока
- Организационный момент. Объявление темы и задач урока.
- Актуализация знаний.
– Человек всегда стремился подняться над Землей, об отражении этой мечты он рассказывал в сказках, рассказах. Известный писатель А.И.Куприн совершил в 1911 году полет на воздушном шаре и описал его. “Авиация никогда не перестанет занимать, восхищать и снова удивлять свободные умы. Вот они высоко в воздухе проплывают над нами с поражающим гулом, волшебные ковры – самолеты, ручные орлы, драконы – самая смелая сказка человечества, символ свободы духа и победы над тяжестью Земли…”
– Конечно, каждому из нас хотелось бы подняться над землей, чтобы с высоты птичьего полета посмотреть на свой дом, улицу, школу, лес, поле, реку… У нас нет сейчас возможности осуществить реальный полет, но мы можем сделать это заочно в своем воображении. Для этого нам необходимо вспомнить все, что мы изучали по теме “Атмосфера”. И тема нашего урока: обобщение по теме “Атмосфера”.
Но прежде, чем отправиться в полет, к нему надо подготовиться. Ведь без необходимых знаний легко угодить в неприятную историю. Так, в 1862 году естествоиспытатель Джейм Глейшер и его друг Коксуэл путешествовали на воздушном шаре. Они отправились в путь в одних пиджаках, не взяв с собой теплой одежды, – бесстрашные исследователи не ожидали, что на большой высоте будет так холодно. Они поднялись на высоту 8 км. Воздух там сильно разряжен, дышать очень трудно, а температура опустилась до минус 25 градусов. Путешественники потеряли сознание и сильно обморозились.
Задание 1.
– Космонавты говорят, что атмосфера очень красива. Голубоватой нежной дымкой она как бы окутывает Землю. А вы знаете, что такое атмосфера?
– Люди всегда стремились к тому, чтобы познать атмосферу. Мы изучили ее. Сейчас 3 учащихся выполнят задания на карточках.
(раздать карточки)
– Пока ребята работают, ответьте на вопрос:
Для чего нужна атмосфера?
– Проверим, как выполнили задания на карточках.
(уч-ся читают вопрос и дают ответ)
Задание 2.
– Чтобы подняться в воздух нам необходимо вспомнить все понятия, которые мы изучили в этой теме.
– Откройте тетради, запишите “Цифровой диктант”.
1. Состояние тропосферы в данный момент и в данное время.
2. Движение воздуха в горизонтальном направлении.
3. Влага, которая выпадает из атмосферы на земную поверхность.
4. Многолетний режим погоды, характерный для данной местности.
5. Сила, с которой воздух давит на землю.
6. Скопление водяных капелек в воздухе.
7. Сгущение водяных паров в нижних слоях тропосферы.
– Проведем самопроверку. На доске правильные ответы: 2,4,1,6,3,5,7.
Проверти, поставьте оценки.
Задание 3.
В полете нам необходимо постоянно контролировать высоту подъема. Представьте, что мы поднялись на воздушном шаре на высоту 3000 метров над уровнем моря. Решите задачу: Чему равна температура воздуха и АД на этой высоте, если у поверхности земли температура +17, а давление 760 мм рт. ст.?
– Чтобы решить эту задачу, давайте вспомним, как изменяется температура и давление при подъеме вверх?
( Ответ: температура – 1, АД 460 мм)
Задание 4.
– Успех полета на воздушном шаре во многом зависит от погодных условий. Погода, в первую очередь определяется изменениями температуры воздуха. Вам было дано задание провести наблюдения за температурой воздуха в течение суток. Назовите, какая была температура вчера в 7, 11, 15, 19 и 23 часа.
– Постройте график суточного хода температуры. (1 уч-ся выполняет на доске)
– Давайте проанализируем построенный график. В какое время температура была самой высокой и самой низкой?
– Чему равна средняя суточная температура, посчитайте?
– Определите амплитуду температуры вчера.
– В течение года температура изменяется каждый месяц. Назовите самый холодный и самый жаркий месяц.
Задание 5.
– Воздушный океан никогда не бывает спокойным, воздух находится в постоянном движении. Вы, конечно, догадались, о каком атмосферном явлении написал С.Я.Маршак.
Сегодня старый ясень сам не свой,
Как будто страшный сон его тревожит.
Ветвями машет, шевелит листвой,
А почему – никто сказать не может.– Назовите, о каком атмосферном явлении идет речь?
– Назовите причину возникновения ветра?
– Подумайте и объясните, в каком направлении полетит воздушный шар, если он поднимется из точки А, где давление 750 мм рт.ст.
( .В 750 мм, .С 735 мм)
Задание 6.
– С этим атмосферным явлением мы встречаемся в течении всей жизни. Отгадайте загадку:
Шел, долговяз, в сыру землю увяз. (дождь)
– Дома вы должны были найти загадки про осадки. Назовите их.
– Какие виды осадков бывают в нашей местности в теплое и холодное время года?
Задание 7.
– Путешествуя, мы с вами должны учитывать еще одну особенность, характерную для нашей местности. Это климат.
– Что такое климат?
– Дайте характеристику климата нашей местности.
3. Проверка знаний по теме.
Задание 1.
Выполнение теста на компьютере. Самопроверка.
Задание 2.
Проверка знаний – тестирование (на листочках)
4. Обобщение.
– Как надо охранять воздух?
5. Итог урока. Выставление оценок.