Урок географии в 6-м классе с применением ИКТ "Обобщение по теме «Атмосфера»"

Разделы: География


Цели урока: обобщить знания учащихся по теме “Атмосфера”, оценить и проверить усвоение пройденного материала, развивать географические знания, речь учащихся, интерес к изучению географии.

Оборудование: карта полушарий, мультимедийное пособие “Начальный курс географии”.

Ход урока

  1. Организационный момент. Объявление темы и задач урока.
  2. – Человек всегда стремился подняться над Землей, об отражении этой мечты он рассказывал в сказках, рассказах. Известный писатель А.И.Куприн совершил в 1911 году полет на воздушном шаре и описал его. “Авиация никогда не перестанет занимать, восхищать и снова удивлять свободные умы. Вот они высоко в воздухе проплывают над нами с поражающим гулом, волшебные ковры – самолеты, ручные орлы, драконы – самая смелая сказка человечества, символ свободы духа и победы над тяжестью Земли…”

    – Конечно, каждому из нас хотелось бы подняться над землей, чтобы с высоты птичьего полета посмотреть на свой дом, улицу, школу, лес, поле, реку… У нас нет сейчас возможности осуществить реальный полет, но мы можем сделать это заочно в своем воображении. Для этого нам необходимо вспомнить все, что мы изучали по теме “Атмосфера”. И тема нашего урока: обобщение по теме “Атмосфера”.

    Но прежде, чем отправиться в полет, к нему надо подготовиться. Ведь без необходимых знаний легко угодить в неприятную историю. Так, в 1862 году естествоиспытатель Джейм Глейшер и его друг Коксуэл путешествовали на воздушном шаре. Они отправились в путь в одних пиджаках, не взяв с собой теплой одежды, – бесстрашные исследователи не ожидали, что на большой высоте будет так холодно. Они поднялись на высоту 8 км. Воздух там сильно разряжен, дышать очень трудно, а температура опустилась до минус 25 градусов. Путешественники потеряли сознание и сильно обморозились.

  3. Актуализация знаний.

Задание 1.

– Космонавты говорят, что атмосфера очень красива. Голубоватой нежной дымкой она как бы окутывает Землю. А вы знаете, что такое атмосфера?

– Люди всегда стремились к тому, чтобы познать атмосферу. Мы изучили ее. Сейчас 3 учащихся выполнят задания на карточках.

(раздать карточки)

– Пока ребята работают, ответьте на вопрос:

Для чего нужна атмосфера?

– Проверим, как выполнили задания на карточках.

(уч-ся читают вопрос и дают ответ)

Задание 2.

– Чтобы подняться в воздух нам необходимо вспомнить все понятия, которые мы изучили в этой теме.

– Откройте тетради, запишите “Цифровой диктант”.

1. Состояние тропосферы в данный момент и в данное время.

2. Движение воздуха в горизонтальном направлении.

3. Влага, которая выпадает из атмосферы на земную поверхность.

4. Многолетний режим погоды, характерный для данной местности.

5. Сила, с которой воздух давит на землю.

6. Скопление водяных капелек в воздухе.

7. Сгущение водяных паров в нижних слоях тропосферы.

– Проведем самопроверку. На доске правильные ответы: 2,4,1,6,3,5,7.

Проверти, поставьте оценки.

Задание 3.

В полете нам необходимо постоянно контролировать высоту подъема. Представьте, что мы поднялись на воздушном шаре на высоту 3000 метров над уровнем моря. Решите задачу: Чему равна температура воздуха и АД на этой высоте, если у поверхности земли температура +17, а давление 760 мм рт. ст.?

– Чтобы решить эту задачу, давайте вспомним, как изменяется температура и давление при подъеме вверх?

( Ответ: температура – 1, АД 460 мм)

Задание 4.

– Успех полета на воздушном шаре во многом зависит от погодных условий. Погода, в первую очередь определяется изменениями температуры воздуха. Вам было дано задание провести наблюдения за температурой воздуха в течение суток. Назовите, какая была температура вчера в 7, 11, 15, 19 и 23 часа.

– Постройте график суточного хода температуры. (1 уч-ся выполняет на доске)

– Давайте проанализируем построенный график. В какое время температура была самой высокой и самой низкой?

– Чему равна средняя суточная температура, посчитайте?

– Определите амплитуду температуры вчера.

– В течение года температура изменяется каждый месяц. Назовите самый холодный и самый жаркий месяц.

Задание 5.

– Воздушный океан никогда не бывает спокойным, воздух находится в постоянном движении. Вы, конечно, догадались, о каком атмосферном явлении написал С.Я.Маршак.

Сегодня старый ясень сам не свой,
Как будто страшный сон его тревожит.
Ветвями машет, шевелит листвой,
А почему – никто сказать не может.

– Назовите, о каком атмосферном явлении идет речь?

– Назовите причину возникновения ветра?

– Подумайте и объясните, в каком направлении полетит воздушный шар, если он поднимется из точки А, где давление 750 мм рт.ст.

( .В 750 мм, .С 735 мм)

Задание 6.

– С этим атмосферным явлением мы встречаемся в течении всей жизни. Отгадайте загадку:

Шел, долговяз, в сыру землю увяз. (дождь)

– Дома вы должны были найти загадки про осадки. Назовите их.

– Какие виды осадков бывают в нашей местности в теплое и холодное время года?

Задание 7.

– Путешествуя, мы с вами должны учитывать еще одну особенность, характерную для нашей местности. Это климат.

– Что такое климат?

– Дайте характеристику климата нашей местности.

3. Проверка знаний по теме.

Задание 1.

Выполнение теста на компьютере. Самопроверка.

Задание 2.

Проверка знаний – тестирование (на листочках)

4. Обобщение.

– Как надо охранять воздух?

5. Итог урока. Выставление оценок.

См. презентацию.