Разработка урока географии в 7-м классе по теме "Мировой океан" с применением ИКТ

Разделы: География


Учебно-воспитательные задачи:

  1. Обобщить и закрепить знания учащихся по данной теме.
  2. Развивать: интерес к предмету, умение работать группой, речь, быстроту реакций, мышление.
  3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу при работе в группе, инициативу, умение слушать и слышать.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование:

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

(звучит музыка)

Вы знаете, что океаны - это голубое зеркало нашей планеты, колыбель жизни на Земле. Не зря, стоя на берегу океана, не устаёшь им восхищаться. Он завораживает, он манит к себе своей неповторимостью, своей загадочностью.

– Вы слышите эту удивительную музыку? Она зовет нас в увлекательный мир путешествий. Я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие по океанам нашей планеты. Мы еще раз соприкоснемся с водами океанов нашей планеты, повторим то, что вы уже знаете, может кто-то из вас узнает что-то новое о Мировом океане.

II. Работа по теме урока.

1) Вопросы классу:

  • Что такое гидросфера?
  • Назовите части гидросферы?
  • Что такое Мировой океан?
  • Какую часть поверхности Земли занимает Мировой океан?
  • Кто первым из европейцев увидел Тихий океан? (Ф.Магеллан)
  • Экспедиция, какого государства одна из первых начала комплексные исследования природы Атлантики? (Англия)
  • Самый “вытянутый” океан? (Атлантический)
  • Самый глубокий океан? (Тихий)
  • Самый тёплый? (Индийский)
  • В этом океане особенно выражены срединно – океанические хребты. (Атлантический)
  • Занимает 1/3 планеты? (Тихий)
  • Этот океан занимает четвёртое место по площади. (Северный Ледовитый)

Из 510 млн. кв. км площади земного шара на Мировой океан приходится 361 млн.кв. км или почти 71%. Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем на много больше, чем желтой, белой, коричневой, зеленой. Южное полушарие более океаническое (81%), чем северное (61%).

Единый Мировой океан подразделяется на 4 океана. Некоторые исследователи выделяют пятый – Южный океан. В него включают воды южного полушария Земли между Антарктидой и южными оконечностями материков Южной Америки, Африки.

2. Ролевая игра.

- А теперь давайте узнаем, из какого порта мы начнем свое плавание.

Задание №1.

Определите название порта, из которого мы начинаем путешествие. Географические координаты записаны на доске: 60 с.ш. 31 в.д.

Ключ: Санкт – Петербург.

- Молодцы! Правильно!

- Итак, дорогие друзья в путь!

- На берегу какого моря мы находимся?

- К какому океану оно относится?

- Покажите Атлантический океан.

- Кто сможет показать моря Атлантического океана.

(уч-ся показывает у доски)

- Мы продолжаем свой путь по водам Атлантического океана и причаливаем к южному берегу Южной Америки.

Задание №2 . Отгадай – ка.

- Чтобы плыть дальше туземцы приготовили для нас следующее задание: о ком идет речь?

Этот человек родился и вырос в Англии. В 1577г. был назначен адмиралом английского флота и вышел на 5 кораблях в пиратский рейд к Тихоокеанскому побережью Южной Америки. Новыми никому неизвестными путями он обошел материк и проник из Атлантического океана в Тихий. Появляясь внезапно и неожиданно, грабил испанские порты тихоокеанского побережья. Королева Англии Елизавета 1 стала благодаря нему очень богатой и присвоила ему звание рыцаря. Его именем был назван пролив между Тихим и Атлантическим океанами. Кто он? (Фрэнсис Дрейк)

- Покажите пролив Дрейка, через который нам необходимо проплыть дальше. (уч-ся показывают на карте)

- В какой океан мы попали?

- Покажите Тихий океан (Уч-ся показывают).

- Мы знаем, что Тихий океан – самый неспокойный океан, и вот следующее задание. Выполнив его, мы сможем спокойно пересечь этот океан.

Задание №3 Цифровой диктант.

1. Материк

2. Остров

3. Река

4. Озеро

5. Море

6. Залив

- Откройте тетради. Запишите число и “цифровой диктант”. Я называю определение географического понятия, а вы должны записать номер правильного ответа. Запись производите в строчку. Слушайте внимательно!

1) Небольшой участок суши, со всех сторон окруженный водой.

2) Часть океана, более или менее отделенная от него сушей.

3) Огромный участок суши, со всех сторон окруженный водой.

4) Часть моря или океана, глубоко впадающая в сушу.

5) Скопление пресной воды в природном углублении.

6) Поток воды, текущий в выработанном углублении, называемом руслом.

- Ребята, а сейчас проверьте, как вы выполнили это задание.

(Ответы на доске)

- Мы продолжаем свой путь по Тихому океану. И вот новое испытание.

Задание №4 Чудеса из чудес.

- Учащиеся должны установить, о чем говорят записи на доске и пояснить, что это за чудо и где оно расположено.

11022 (глубина Марианского желоба, Тихий океан)

Филиппинское море (самое большое в мире, Тихий океан)

Красное море (самое соленое море в мире, Индийский океан)

Фернан Магеллан (дал название Тихому океану)

14,75 млн. км2 (площадь Северного Ледовитого океана)

Пролив Дрейка (самый широкий в мире пролив, соединяет Тихий и Атлантический океаны)

Бенгальский залив (самый большой в мире, Индийский океан)

Саргассово море (море без берегов расположено в Атлантическом океане, почти сплошь покрыто водорослями, и его “берегами” являются воды этого океана).

Остров Гренландия (самый большой остров)

 - Мы успешно пересекли самый большой океан и попали в воды Индийского океана.

- Покажите на карте Индийский океан (ответы уч-ся).

- Перед вами новое задание

Задание № 5. “Третий лишний”.

- Перед вами три названия морей. Нужно исключить одно и объяснить по какому признаку вы исключили то или другое море.

Карибское (Атлан.ок.) Берингово (Тих.ок.) Саргассово (Атлан.ок) Японское (Тих.ок.)
Красное (Инд.ок.) Фиджи (Тих.ок) Тасманово (Тих.ок.) Бофорта (Сев.Лед.ок.)
Аравийское (Инд. ок.) Арафурское (Инд.ок) Средиземное (Атлан.ок.) Коралловое (Тих.ок.)

- Молодцы!. Путь дальше открыт. После Индийского океана, в какой мы попали океан??

- Правильно, Атлантический океан. Мы можем вернуться домой, но у нас остался еще один океан. Какой, назовите и покажите его? (ответы уч-ся)

Задание №6. Найди ошибки. Записки юнги”.

Наша задача заключалась в том, чтобы за короткое северное лето добраться из Владивостока до устья реки Лена. Мы пересекли Охотское море и достигли берегов острова Сахалин. Навстречу нам дул ветер, который принес с собой огромные волны цунами. Когда море успокоилось, мы продолжили наше плавание. Спустя некоторое время мы обогнули остров Камчатка, который с запада омывается Беринговым морем достигнув города Петропавловск-Камчатский мы сделали остановку на несколько дней. На Камчатке очень много вулканов и самый знаменитый из них это Этна. Затем наш путь лежал через самый широкий Берингов пролив. В скором времени мы достигли устья реки Лена, воды которой впадают в Восточно-Сибирское море.

Задание №7 Игра “SOS”

“Уже 2 года я нахожусь на необитаемом острове где-то в Тихом океане. Координаты острова установить не могу. Климат на острове умеренный. Максимальная температура в июле. Средняя годовая температура +9°С. Средняя соленость океана – 32%. Мимо острова часто проплывают морские котики. На прибрежных скалах много птичьих базаров. Вокруг острова с одной стороны проходит холодное течение, а с другой – теплое. Пожалуйста, отыщите меня и спасите.

III.Закрепление.

1. Роль океана в жизни человека.

- Океан бывает спокойным и страшным, но он необходим человеку как воздух.

Вопрос: Что дает человеку океан?

- Какие проблемы с этим связаны?

- Что вы можете предложить для решения экологической проблемы?

2. Роль океана в жизни Земли.

- Какую роль играет океан в жизни нашей планеты?

IV. Подведение итогов.