Тренинг фантазии и воображения. Легенды о цветах

Разделы: Внеклассная работа


Цели

1. Развивающие

Развитие:

  • фантазии;
  • творческого воображения;
  • наглядно-образного мышления;
  • рационального мышления;
  • речи

2. Образовательные

  • Развивать умения выражать мысли на бумаге, используя свои художественные и литературные способности.

3. Воспитательные

  • Способствовать эстетическому воспитанию;
  • Развитие толерантности.

Оформление: просмотр презентации на компьютерах; музыка П.И. Чайковского “Вальс цветов” и Антонио Вивальди “Времена года”.

Ход урока

1. Погружение в поэтический мир.

Мы начинаем наше занятие под звуки чарующей музыки Чайковского “Вальс цветов”.

Сегодня наше мероприятие посвящено цветам и растениям. Цель занятия: проявить свои творческие, литературные способности и фантазию. Начнём занятие с погружения в мир прекрасного, заслушаем стихи о цветах и цветами полюбуемся.

Звучат отрывки из поэмы С.Есенина “Цветы”. На экране идёт демонстрация слайдов.

1.

Цветы мне говорят прощай,
Головками кивая низко.
Ты больше не увидишь близко
Родное поле, отчий край.

Любимые! Ну что ж, ну что ж!
Я видел вас и видел землю,
И эту гробовую дрожь
Как ласку новую приемлю.

2.

Ах, колокольчик! Твой ли пыл
Мне в душу песней позвонил
И рассказал, что васильки
Очей любимых далеки.

Не пой! Не пой мне! Пощади.
И так огонь горит в груди.
Она пришла, как в рифме “вновь”
Неразлучимая любовь.

3.

Я не люблю цветы с кустов,
Не называю их цветами.
Хоть прикасаюсь к ним устами,
Но не найду к ним нежных слов.

Я только тот люблю цветок,
Который врос корнями в землю.
Его люблю я и приемлю.
Как северный наш василёк.

4.

И на рябине есть цветы,
Цветы - предшественники ягод,
Они на землю градом лягут,
Багрец свергая с высоты.

Они не те, что на земле.
Цветы рябин другое дело.
Они как жизнь, как наше тело,
Делимое в предвечной мгле.

5.

Цветы, скажите мне прощай,
Головками кивая низко,
Что не увидел больше близко
Её лицо, любимый край.

Ну что ж! пускай не увидать!
Я поражён другим цветеньем
И потому словесным пеньем
Земную буду славить гладь.

2. Анализ результатов и вхождение в проблему. Слова учителя.

Вспомним какие приемы фантазирования использованы на предыдущих занятиях.

На последних занятиях мы проводили тренинг фантазии и воображения. Убедились в том, что фантазировать не стыдно, а очень полезно, престижно и интересно. Овладев умением фантазировать, у вас развивается умение воображать, а потом и умение рационально мыслить.

Существует 35 приемов фантазирования. Мы с вами рассмотрим 9 из них. Это:

1. Увеличение – уменьшение

Увеличивали, уменьшали предметы живой и неживой природы, а потом проводили нравственный анализ сложившейся ситуации.

2. Оживший рисунок

Получив замечательный дар все что вы нарисуете – оживает, вы рисовали свои самые сокровенные желания.

3. Превращали человека в любой объект и писали об этом сказки. Самое главное в этом приеме – это воспитание эмпатии – умение перевоплотиться в другой образ и посмотреть на мир его глазами.

4. Антропоморфизм.

Вспоминали сказки, мифы, басни в которых объекты одушевленные и неодушевленные были наделены человеческими свойствами (речью, мышлением, способностью чувствовать…)

5. Разобрали метафоры, встречающиеся в литературных произведениях и поговорках.

6. Прием ускорения-замедления времени.

а) С помощью устройства хронодина – меняли скорость протекания времени и скорость протекания процессов во времени. Мечтали о том, чтобы урок длился то 40 секунд, то 4 часа, то 4 минуты, и все это непредсказуемо для учителя и учеников. Начал есть торт, а время ускорилось в 100 раз. Обидно!

б) Используя прибор хронотур – повторяли события: возвращали каникулы, съеденный торт, омолаживали родственников.

7. На машине времени – путешествовали в прошлое и будущее.

8. Для утренней гимнастики ума я вам рекомендовала метод Л.Н. Толстого: описать предмет словами человека, который никогда его раньше не видел, и не знает, что это такое и зачем.

А сегодня вы попробуете применить один из рассмотренных способов, несколько, а может быть и все сразу – это уже, высший “пилотаж” фантазирования. А посвящено наше занятие цветам и растениям.

Примерами великолепной фантазии являются мифы древних греков и римлян, в которых люди превращаются в растения.

Заслушаем некоторые из них.

Сирень.

Древнегреческая легенда повествует: Молодой Пан – бог лесов и лугов – однажды повстречал прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари – и так залюбовался ее грацией и нежной красотой, что забыл о своих забавах.

Решил Пан поговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоуханный куст с нежными лиловыми цветами.

Пан неутешно плакал возле куста и с тех пор стал печальным, гуляя по лесным чащам в одиночестве, все старался сделать добро.

Флокс.

В переводе с греческого “флокс” означает “пламя”. Пламенными факелами были они, по преданию, в руках моряков и Одиссея, спускавшихся в подземное царство Аида. За ними тайно следил бог любви Эрос, который постоянно охранял любовь Одиссея к Пенелопе. Когда спутники выбрались из подземелья и бросили факелы на землю, те проросли и превратились в цветы флокса в память о смелом Одиссее.

Эрос же с факелом не растался, но утомленный тяжелым путешествием, неожиданно задремал. Пока он спал, Нимфа похитила факел и, чтобы уйти незамеченной, решила погасить его в ближайшем источнике. Но когда она опустила факел в воду, источник осветился, закипел, и вода его стала целебной. Теперь немощные люди ходят купаться, и целебные воды возвращают телу молодые силы.

Нарцисс.

У другого прекрасного юноши Нарцисса сложилась другая судьба. По одной версии, Нарцисс увидел своё отражение в реке, влюбился в него и умер от любви к себе. Боги превратили его в ароматный цветок. По другой версии, Нарцисс посмел не ответить на любовь женщины, и по требованию других отвергнутых мужчинами женщин он был превращён в цветок. Ещё по одной версии этого мифа, у Нарцисса была нежно им любимая сестра-близнец. Сестра неожиданно умерла. Тоскующий Нарцисс увидел своё отражение в ручье, подумал, что это его сестра, долго смотрел на своё отражение и умер от горя. По четвёртой версии, увидев своё отражение в ручье, Нарцисс понял безнадёжность этой любви и закололся. Из капель крови Нарцисса выросли цветы, названные его именем.

Легенда о Дафне.

Преследуемая влюблённым в неё Аполлоном, юная нимфа Дафна взмолилась о помощи к богам и была превращена в лавр, ставший священным деревом Аполлона. С тех пор победителей на музыкальных соревнования в честь Аполлона награждали лавровым венком. В античном искусстве Дафну изображали в момент, когда настигаемая Аполлоном, она превращается в лавр.

Кипарис.

Прекрасный юноша Кипарис нечаянно убил своего любимого оленя. Он упросил Аполлона позволить грустить ему вечно, Аполлон превратил его в стройное дерево кипарис. С тех пор кипарис считается грустным могильным деревом.

3. Работа с проблемой в парах. Диалог.

а) На доске записаны названия цветов: пион, сирень, флокс, тюльпан, гладиолус, нарцисс.

Написать слева на листке название одного из этих цветов, ниже написать слова, которые приходят на ум, когда смотрите на этот цветок. Поменяйтесь листочками и добавьте свои слова о цветке. Обсудите в паре и выберите самые яркие слова о цветах. Один человек от пары зачитывает вслух. Если вам нравятся новые слова, можете их себе на листах дописать.

б) Я предлагаю вам еще один набор из полевых, луговых и лесных цветов. На доске ромашка, колокольчик, фиалка, василек, ландыш.

Выберите один цветок из группы и запишите его посередине листа. (работа повторяется)

в) Я вспомнила о растениях осока, крапива, подорожник, репейник, мать-и-мачеха, зверобой, мята.

Выберите одно из растений и запишите его справа в последний столбик. (работа повторяется)

Итог работы: как много нежных, ярких, добрых слов по отношению к цветам и растениям мы услышали.

Как красиво! Эту красоту природы вы обязательно должны беречь!

4. Этап представления нового образа, вхождение в него, изучение позиции в новом образе.

А сейчас мы посмотрим отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”. А вы подумайте о характере цветка, о котором идет речь!

Театрализованное выступление учащихся.

Маленький принц никогда раньше не видел таких огромных бутонов и предчувствовал, что увидит чудо. А неведомая гостья, еще скрытая в стенах своей зеленой комнаты, все готовилась, все прихорашивалась. Она заботливо подбирала краски. Она наряжалась неторопливо, один за другим примеряя лепестки. Она хотела показаться во всем блеске своей красоты. Да, это была ужасная кокетка! И однажды утром, едва взошло солнце, лепестки раскрылись.

И красавица, которая столько трудов приложила, готовясь к этой минуте, позевывая сказала:

Ах, я насилу проснулась… Прошу извинить… Я еще совсем растрепанная…

Как вы прекрасны! – сказал Маленький принц.

Да, правда? – был тихий ответ. – И заметьте, я родилась вместе с солнцем.

Маленький принц, конечно, догадался, что удивительная гостья не страдает избытком скромности, зато она была так прекрасна, что дух захватывало!

Скоро оказалось, что красавица горда и обидчива, и Маленький принц совсем с ней измучился. У нее было 4 шипа, и однажды она сказала ему:

Пусть приходят тигры, не боюсь я их когтей!

На моей планете не водятся тигры, - возразил Маленький принц.

И потом, тигры не едят траву.

Я не трава, - тихо заметил цветок.

Простите меня…

Нет тигры мне не страшны, но я ужасно боюсь сквозняков. У вас нет ширмы?

“Растение, а боится сквозняков… очень странно… - подумал Маленький принц. – Какой трудный характер у этого цветка”.

О каком цветке идет речь? Что можно сказать о характере розы?

А теперь вернемся к своему славному букету, и тем трем названиям, которые у вас написаны на листочках. Подойдут ли они по характеру друг другу? (высказывания детей).

5. Оформление результатов. Творческий процесс (музыка).

а) А теперь представьте, что вы на полянке в лесу, или около клумбы, или в поле, или на болоте, или в оранжерее Ботанического сада. Куда хотите, туда и переместитесь мысленно. И вы хотите подарить букет.

Подумайте:

- Кому бы вы хотели подарить букет?

- В связи с чем (по какому поводу)?

- Ну и, конечно же, какой букет, на ваш взгляд доставит этому человеку радость?

Сначала составьте мысленно, а потом нарисуйте на бумаге.

Представление рисунков.

б) Индивидуальное создание текстов.

Я – волшебница. Я взмахнула своей волшебной палочкой и превратила вас в цветы. Но я забыла, в какой цветок я превратила каждого из вас. Только вы знаете об этом.

Посредине чистого листа напишите, в какой цветок я вас превратила. Это и будет заголовок вашей творческой работы.

Составьте необычный текст. Опишите цветок или напишите о его жизни среди других цветов, о его жизни с человеком, с природой, можно написать сказку, можно написать текст от первого лица.

Музыка; пишут; по желанию зачитывают.

Итог работы: рефлексия (под музыку) – сесть, расслабиться, закрыть глаза, подумать о том, что приятного для вас было сегодня на занятии, что вам понравилось, не понравилось, кто работал лучше всех.

Я считаю, что все сегодня замечательно потрудились и мне очень хочется сделать вам подарки: мальчикам я дарю – куст душистой сирени;

девочкам:

  • 1 ряд – лесную полянку ландышей;
  • 2 ряда – поле васильков
  • 3 ряда – клумбу с тюльпанами

гостям – луг ромашек

Спасибо за работу, до свидания.