Класс: седьмой (гимназический).
Тип урока: изучение новой темы в ходе выполнения практической работы.
Технология урока: комплексная (подача нового материала и поэлементная (мелкопорционная) отработка умений и навыков анализа географических карт при их сопоставлении).
Цель урока: Сформировать знания о разнообразии рельефа Земли и закономерностях их размещения.
Задачи урока:
Познавательные:
- Сформировать представления о размещении основных форм рельефа на поверхности Земли.
- Обосновать причины разнообразия рельефа как результат взаимодействия эндогенных и экзогенных процессов Земли.
Практическая: Развивать практические умения чтения и анализа карты.
Общепредметные:
- Воспитывать интерес к предмету в ходе освоения географической темы и размышления над её содержанием.
- Развивать память, логическое мышление (при выполнении мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, систематизации), географически грамотную речь.
- Формировать умения самостоятельно пополнять знания при составлении и анализе карт.
Оборудование: физическая карта мира и карта строения земной коры.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания. Повторение ранее изученного
На прошлом уроке мы говорили о теории литосферных плит.
- Какую связь эта теория имеет с гипотезой дрейфа материков? - Назовите основные постулаты теории. - Давайте посмотрим на внешний облик нашей планеты с точки зрения теории. Как вы считаете, очертания современных берегов и океанов неизменны? Менялись ли они в прошлом? А изменятся ли в будущем? - Вы уже сказали, что основные геологические процессы происходят на границах литосферных плит. Получив карточки, опишите механизм и результат взаимодействия литосферных плит. (см. приложение).
III. Изучение нового материала
- Давайте вспомним, что такое рельеф? - Какие две основные формы рельефа вы знаете? - Поговорим о равнинах. На какие группы делятся равнины по высоте?
Посмотрим на карту литосферных плит, найдем на ней своеобразные ядра материков - платформы.
Запись в тетрадь:
Платформы - относительно устойчивые и самые древние тектонические структуры.
- В основе практически каждого материка залегает одна платформа. Есть ли исключения? - Как вы считаете, почему в составе Евразии сразу несколько платформ? (Из-за её площади).
Сопоставим физическую карту мира и карту строения земной коры, заполнив таблицу "Взаимосвязь равнин с тектоническими структурами".
В процессе совместной работы заполняется таблица.
Карта "Строение земной коры" | Физическая карта | |
Форма рельефа | Абсолютная высота | |
Северо-Американская платформа | ||
Южно-Американская платформа | ||
Восточно-Европейская платформа | ||
Сибирская платформа | ||
Китайско-Корейская платформа |
- Какому выводу мы с вами можем прийти? (Древние платформы в рельефе соответствуют равнинным областям).
- Давайте вспомним о второй основной форме рельефа - о горах. Какие виды гор вы знаете?
Постепенно, в ходе геологического развития нашей планеты к платформам присоединялись тектонические структуры, которые называются областями складчатости.
- Посмотрите в легенду карты строения земной коры и скажите, почему существует несколько видов областей складчатости. (Они имеют разный возраст, поскольку образовались в разное время).
Сопоставим физическую карту мира и карту строения земной коры, заполнив таблицу "Взаимосвязь гор с тектоническими структурами".
Горы | Возраст | Преобладающие высоты; м | Максимальная высота; м |
Анды | |||
Кордильеры | |||
Аппалачи |
- Какому выводу после заполнения таблицы мы с вами можем прийти? (Чем выше горы, тем они моложе).
Итак, мы с вами говорил о формировании крупных (основных) форм рельефа. - Какие процессы их формируют?
Но мы помним и внешние силы, действующие на Земле. - Все вместе их можно отнести к процессам: (выветривания).
- Вспомним, какое бывает выветривание? (физическое, химическое, биологическое).
- Как действуют на рельеф процессы выветривания?
IV. Итоги урока
- Итак, какой же главный вывод мы с вами можем сделать в конце сегодняшнего урока?
- Чему вы сегодня научились?
Домашнее задание: :, повторить записи в тетради, основные постулаты теории литосферных плит.
Приложение
Карточки для проверки домашнего задания
Вариант 1.
Вариант 2.
Литература
- Петрова Н.Н. Настольная книга учителя географии. 6-11 классы. - М.: Эксмо, 2008
- Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе. - М.: АСТ: Астрель, ХРАНИТЕЛЬ, 2007