Урок географии в 7-м классе "Рельеф Земли". Выполнение практической работы

Разделы: География


Класс: седьмой (гимназический).

Тип урока: изучение новой темы в ходе выполнения практической работы.

Технология урока: комплексная (подача нового материала и поэлементная (мелкопорционная) отработка умений и навыков анализа географических карт при их сопоставлении).

Цель урока: Сформировать знания о разнообразии рельефа Земли и закономерностях их размещения.

Задачи урока:

Познавательные:

  • Сформировать представления о размещении основных форм рельефа на поверхности Земли.
  • Обосновать причины разнообразия рельефа как результат взаимодействия эндогенных и экзогенных процессов Земли.

Практическая: Развивать практические умения чтения и анализа карты.

Общепредметные:

  • Воспитывать интерес к предмету в ходе освоения географической темы и размышления над её содержанием.
  • Развивать память, логическое мышление (при выполнении мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, систематизации), географически грамотную речь.
  • Формировать умения самостоятельно пополнять знания при составлении и анализе карт.

Оборудование: физическая карта мира и карта строения земной коры.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания. Повторение ранее изученного

На прошлом уроке мы говорили о теории литосферных плит.

- Какую связь эта теория имеет с гипотезой дрейфа материков? - Назовите основные постулаты теории. - Давайте посмотрим на внешний облик нашей планеты с точки зрения теории. Как вы считаете, очертания современных берегов и океанов неизменны? Менялись ли они в прошлом? А изменятся ли в будущем? - Вы уже сказали, что основные геологические процессы происходят на границах литосферных плит. Получив карточки, опишите механизм и результат взаимодействия литосферных плит. (см. приложение).

III. Изучение нового материала

- Давайте вспомним, что такое рельеф? - Какие две основные формы рельефа вы знаете? - Поговорим о равнинах. На какие группы делятся равнины по высоте?

Посмотрим на карту литосферных плит, найдем на ней своеобразные ядра материков - платформы.

Запись в тетрадь:

Платформы - относительно устойчивые и самые древние тектонические структуры.

- В основе практически каждого материка залегает одна платформа. Есть ли исключения? - Как вы считаете, почему в составе Евразии сразу несколько платформ? (Из-за её площади).

Сопоставим физическую карту мира и карту строения земной коры, заполнив таблицу "Взаимосвязь равнин с тектоническими структурами".

В процессе совместной работы заполняется таблица.

Карта "Строение земной коры" Физическая карта
Форма рельефа Абсолютная высота
Северо-Американская платформа    
Южно-Американская платформа    
   
Восточно-Европейская платформа    
Сибирская платформа    
Китайско-Корейская платформа    

- Какому выводу мы с вами можем прийти? (Древние платформы в рельефе соответствуют равнинным областям).

- Давайте вспомним о второй основной форме рельефа - о горах. Какие виды гор вы знаете?

Постепенно, в ходе геологического развития нашей планеты к платформам присоединялись тектонические структуры, которые называются областями складчатости.

- Посмотрите в легенду карты строения земной коры и скажите, почему существует несколько видов областей складчатости. (Они имеют разный возраст, поскольку образовались в разное время).

Сопоставим физическую карту мира и карту строения земной коры, заполнив таблицу "Взаимосвязь гор с тектоническими структурами".

Горы Возраст Преобладающие высоты; м Максимальная высота; м
Анды      
Кордильеры      
Аппалачи      

- Какому выводу после заполнения таблицы мы с вами можем прийти? (Чем выше горы, тем они моложе).

Итак, мы с вами говорил о формировании крупных (основных) форм рельефа. - Какие процессы их формируют?

Но мы помним и внешние силы, действующие на Земле. - Все вместе их можно отнести к процессам: (выветривания).

- Вспомним, какое бывает выветривание? (физическое, химическое, биологическое).

- Как действуют на рельеф процессы выветривания?

IV. Итоги урока

- Итак, какой же главный вывод мы с вами можем сделать в конце сегодняшнего урока?

- Чему вы сегодня научились?

Домашнее задание: :, повторить записи в тетради, основные постулаты теории литосферных плит.

Презентация.


Приложение

Карточки для проверки домашнего задания

Вариант 1.

 

Вариант 2.

Литература

  1. Петрова Н.Н. Настольная книга учителя географии. 6-11 классы. - М.: Эксмо, 2008
  2. Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе. - М.: АСТ: Астрель, ХРАНИТЕЛЬ, 2007