Гимназия № 1527 внимательно всматривается в быстро меняющийся мир, ищет свой путь образования и воспитания детей. Мы считаем, что развитие ребенка является ключевым понятием педагогического процесса сегодняшнего дня, а потому одной из стратегических задач является становление творческой, думающей личности, умеющей самостоятельно учиться, воспитание патриотов своей страны. Поэтому мы постоянно и целенаправленно работаем над созданием атмосферы творчества поиска, над созданием условий для сотворчества взрослых и детей. Для активного включения детей в процесс учения гимназия внедряет новые педагогические технологии: прежде всего метод проектов. С 1996 года началась разработка и апробация метода исследовательско-познавателъпых форумов в управлении образовательным процессом. Целью данной деятельности является повышение интереса учащихся к приобретаемым знаниям, расширение их кругозора, получение навыков исследовательской работы с литературой и первоисточниками, приобщение к произведениям искусства, музыки и поэзии.
Результатами ИПФ являются активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в самостоятельном творчестве и практической работе; влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников; обучение приемам исследовательской работы с книгами, в музеях, на выставках; приобретение навыков общения с новыми людьми (активная социализация учащихся); ознакомление с произведениями разнообразных искусств; развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в форме публикаций, литературных сочинений, рисунков, фотографий, звуко- и кинозаписи. К ожидаемым результатам относится также повышение квалификации педагогического коллектива - умение совместно с учащимися выдвигать значимые проблемы, требующие прежде всего интегративных знаний; освоение исследовательских методов; отказ от стереотипов поведения на занятиях, расширение творческого потенциала учителей, расширение кругозора..
Подготовка и проведение ИПФ включает 4 этапа: выбор темы и ее рубрикация (разделение на проектные мастерские, "гостиные"); активная исследовательская работа учителей, разработка ноу-хау мастерских; совместная работа мастерских (поиск и композиция всех видов информации), представление результатов участникам игры и жюри (презентация), награждение; совместное определение задач на дальнейшую работу.
- Первый этап выполняется педагогами по представлению и под руководством администрации школы;
- Второй - исследовательская работа в библиотеках, музеях, общественных учреждениях: (погружение в проблему);
- Третий этап осуществляется учащимися, пожелавшими войти в соответствующие группы - мастерские(собственно проект);
- Четвертый этап в зависимости от вида проектной мастерской или "гостиной" проводится в форме научно-практической конференции, дискуссии, театрализованных действий, выставок(презентация);
- Подведение итогов и награждение осуществляет жюри, работающее под руководством директора гимназии. Затем проходит заинтересованный разговор всех участников игры о дальнейшей судьбе проекта(рефлексия).
Исследовательско-познавательный форум представляет собой последовательную во времени совокупность действий учащихся старших классов и педагогов, содержащую подготовительный и заключительный этапы.
Подготовительному этапу предшествуют организационные действия:
- Выбор темы (направления) ИПФ;
- Выбор девиза;
- Разработка структуры творческих подразделений и определение требований к участникам;
- Рассылка приглашений потенциальным участникам игры (школы и гимназии административного округа или города;
- Формирование жюри.
- Выбор темы и девиза ИПФ обсуждается с гимназической общественностью, которая заранее информируется о намерении провести "игру". Вопрос окончательно решается на педагогическом совете.
Сложились интересные традиции при открытии форума - торжественное музыкальное начало, защита коллажей и видеофильмов, представление команд.
Исследовательско-познавательные форумы основываются на положениях проектной методики, проводятся по проектным мастерским - в любой по форме мастерской выдвигается исследовательская серьезная задача; организуется самостоятельный поиск, проходит обучение исследовательским методам деятельности. Разработка "структуры" ИПФ осуществляется более узким кругом педагогов - руководителей будущих структурных подразделений участников. Эти подразделения обычно именуются проектными мастерскими, иногда - при сугубо художественном уклоне - "Гостиными", иногда Публичными чтениями.
Традиционно в рамках игр проводятся семинары для администрации и учителей школ по новым педагогическим технологиям:
- метод проектов (ИПИ № 1, 2,7,8,9)
- метод сотрудничества (ИПИ № 2, 3,4,8)
- работа с одаренными детьми (ИПИ №3,4,6, ИПФ1)
- развитие критического мышления (ИПИ № 4)
- здровьесберегающие технологии (ИПИ № 4, ИПФ 3)
- как научить детей любить книгу (ИПИ №6, ИПФ 2)
- развитие познавательной активности (все ИПИ, ИПФ).
Во время второй игры перед учителями выступали представители Совета Европы, Евроклуба, руководители музеев Москвы ( например, заповедников Коломенское и Царицыно).
В соответствии с концепцией IV игры был проведен семинар для учителей школ-участниц по теме: "Общие проблемы использования информационной сети Интернет в образовательном процессе". Круглый стол семинара показал, что учительство понимает необходимость расширения информационного поля, важность использования Интернет в учебном процессе.
Заметим, что уже в первой игре наглядно реализовался выдвинутый гимназией ранее принцип исторических параллелей, сущность которого состоит в том, что истории и культуры разных стран и народов изучаются путем сопоставления сходных личностей, внесших конкретный существенный вклад в общечеловеческую цивилизацию (см. А.С.Смертина "Принцип исторических параллелей в учебно-воспитательной работе", Сборник материалов международной школы, выпуск 3, 1998)
Во время ИПИ были апробированы такие формы как:
- дискуссионный клуб;
- игра "Сто к одному";
- защита макетов и коллажей;
- публичные чтения;
- русская, немецкая секции;
- философская гостиная;
- литературное кафе; игра "Дебаты".
"Дебаты" - это интеллектуальная игра старшеклассников основной целью которой является сформировать доброжелательный, демократический стиль общения с оппонентом, умение выслушать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. Темы дебатов могут быть самыми разнообразными - от сугубо подростковых до общеполитических, поэтому каждая игра требует подготовки. А это - новые знания, навыки выступления перед аудиторией и умение выразить себя через слово.
За эти годы проведены исследовательско-познавтельные игры, которые переросли в исследовательско-познавательные форумы.
Подготовительный этап (собственно творческая работа учащихся) занимает от нескольких дней до даже недель. Участники Форума самостоятельно решают, из каких источников следует получить недостающие знания, с какими внешними учреждениями следует связаться (музеями, библиотеками, институтами), с кем следует побеседовать, как распределить работу между членами группы, как представить жюри и зрителям результаты своей работы.
Процесс "игры" становится интересным (желательным) т.к. позволяет учащемуся проявить свою индивидуальность и творческий потенциал, что является естественным стремлением каждого человека. Так, во время одной из ИПИ ("Мы --европейцы", 1998 г.) участники творческой мастерской имели даже личные встречи с представителями администрации президента и Думы.
Заключительный этап игры состоит в представлении результатов работы творческих мастерских, гостиных или других "подразделений" в присутствии жюри и зрителей. Презентация творческих достижений в Форуме осуществляется после часового перерыва на обед (13-14 часов). Формы презентации могут быть различными. Так, в приводимом примере ИПИ, посвященной юбилеям А.С.Пушкина и И.В.Гете, вышеназванные гостиные представляли свои достижения в форме красочно костюмировано го бала - "Бал у А.С.Пушкина и И.В.Гете". Презентации занимают, как правило, не более одного часа. После этого начинает работу экспертное жюри, которому представляют результаты своих наблюдений руководители мастерских и гостиных.
За эти годы были проведены следующие игры и форумы.
Игра 1, 1997 "Москва! Как много в этом звуке..."
Игра 2, 1998 "Мы европейцы?!..."
Игра 3, 1999 "Их имена и в новый век возьмет с собою человек"
Игра 4, 2000 "Новые люди, идеи, машины путь покоряют творений вершины"
Игра 5, 2001 "Пусть скажет каждая страна: нам нужен мир, а не война!"
Игра 6, 2002 "Великие книги: их творцы и судьбы"
Игра 7, 2003 "Края московские, края родные"
Игра 8, 2003 Россия: былое, ныне и думы"
Игра 9, 2004 "Земля - колыбель человечества, но:"
Форум 1, 2005 "Научный подвиг поколений пусть вдохновит искусства гений"
Форум 2, 2006 "Столетия грядущего с надеждою листая..." (Человек будущего и будущее человека)
Форум 3, 2008 "Будущее - это мы!"
Форум 4, 2008 12 декабря "Семьей крепка Россия" (к Году семьи) в рамках проекта "Москва на пути к культуре мира"
Приведем примеры творческих мастерских некоторых ИПИ и ИПФ
I. ИПИ Россия: былое, ныне и думы
- "Люблю тебя, Петра творенье!" - проект
- "Москва, Россия, человек" - микроисследование
- "Костюм в России от поля до бала" - проект
- "О, великий, могучий, свободный русский язык" - круглый стол
- "Дела и люди России в памятниках" - проект
- "Человек в правовом пространстве России сквозь века" - конференция
- "Может ли государство вмешиваться в семейную жизнь" - дебаты
- "Подростки и дети в победе в Великой отечественной войне" - проект
II. ИПФ Столетия грядущего с надеждою листая:
- "Законы развития технических систем" (Проект)
- "Каким он станет человек, когда настанет N- век?" (Проект)
- "Гений - норма жизни?" (Дискуссионный клуб)
- "Звучи же гордо, Человек, и ввысь иди от века в век!" (Проект)
- "Интернет уничтожит книгу" (Дебаты)
- "Время, вперед!" (Деловая игра)
- " От первых костров:" (Альтернативная энергия)(Проект)
- "С телетайпной ленты:" (Интернет-проект)
- "Эхо будущего" (Круглый стол)
- "Архитектура будущего" (Проект)
- "Финансирование образования в будущем" (Деловая игра)
III. ИПФ "Будущее - это мы!"
- "Путь в лабиринте" (выбор профессии) - конференция, деловая игра
- "Сочиним сказку" - сказочные импровизации
- "Учитель в моей жизни" - дебаты
- "Модели семьи в моем представлении" - проект
- "Учись думать самостоятельно" - проект
- "Мечты и надежды молодежи" - круглый стол
- "Если б я был президентом нашей страны" - дебаты
- "Глаза детей - души моей светильник" - проект
- "Мои фантастические идеи" - проект
- "Проблемы начинаются в юности" - мозговой штурм
- "Современная молодежная субкультура: конфликт или взаимодействие" - проект, дискуссия
- "Дети и театр" - проект-импровизация
Мы считаем, что методика ИПФ является мощным педагогическим средством и неисчерпаемым арсеналом повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в средней школе, равно как и стимулом для профессионального роста учительства. Границ его применения ни по форме, ни по содержанию нет. Здесь вполне уместно высказывание Л.Н.Толстого: "Знания только тогда являются знаниями, когда они порождены усилиями собственной мысли". Заставить человека думать - это значит сделать для него значительно больше, чем снабдить определенным количеством инструкций (Ч.Бэббидж).
ИПФ увеличивает жизненный опыт участника, расширяет и углубляет его внутренний мир, способствует укреплению дружбы, взаимопонимания между молодыми людьми.
Приложение 1. Положение о Исследовательско-познавательном Форуме
Приложение 2. Условия участия в ИПФ
Приложение 3. Примерная программа ИПФ