Педагогическое сопровождение развития социальной компетентности подростков в образовательном учреждении

Разделы: Социальная педагогика


В современном обществе актуализируются проблема сопровождения учащихся образовательной школы. Интерес к проблеме педагогического сопровождения исторически обусловлен и вызван потребностями образовательной практики в сложившихся исторических условиях.

Современная открытая социальная среда оказывает противоречивое влияние на процесс становления личности подрастающего поколения. С одной стороны, социокультурная модернизация вызывает необходимость в новом подходе к проблеме социальной самореализации личности, требуется повышенная активность человека как субъекта общественной жизни, принятие им на себя ответственности за свою деятельность и поведение. С другой стороны, нестабильность современного общества во всех сферах его жизнедеятельности увеличивает естественные трудности взросления подрастающего поколения; ситуация неопределенности приводит к деформации личностного развития, дезадаптации подростков в социуме.

В данной ситуации особую актуальность приобретает проблема поиска эффективных путей развития социальной компетентности в подростковом возрасте, обеспечивающих успешную социализацию личности, способной и готовой нести ответственность за личное благополучие и благополучие общества. Ведущая роль в решении данной проблемы принадлежит системе образования. Возможность и необходимость педагогического сопровождения развития социальной компетентности личности объективно обусловлена длительным периодом включенности индивида в функционирование образования как социального института, пребыванием в соответствующих воспитательных организациях.

В современном обществе модернизация общеобразовательной школы с помощью компетентностного подхода призвана обеспечить разностороннюю подготовленность личности к вступлению во взрослую жизнь, а не только усвоение учащимися определенной суммы знаний, умений.

В личностно-ориентированной парадигме социальная компетентность не может быть инициирована иначе как посредством создания условий для ее развития.

В научной литературе выделяются следующие факторы, затрудняющие процесс развития социальной компетентности подростков:

  • ограничение социальной активности подростка;
  • недостаточное включение в разные виды полезной практической деятельности;
  • наличие ограничений в сфере реализации усвоенных социальных норм и позитивного социального опыта;
  • принудительный характер общения со сверстниками при отсутствии навыков, необходимость адаптироваться к большому числу сверстников, что приводит к эмоциональному напряжению, усилению агрессии;
  • жесткая регламентация организации жизни подростков, ограничение личностного выбора, подавление самостоятельности и инициативности, невозможность проявлять саморегуляцию и внутренний самоконтроль;
  • скудный выбор образцов для подражания, усвоения социального поведения, что приводит к затруднениям в усвоении и воспроизведении опыта ограничение контактов детей, их изолированность, отстраненность от реальной жизни, формирующие иждивенчество и боязнь внешнего мира [1;2].

Мы придерживаемся определения социальной компетентности как “интегративного личностного образования, объединяющего в систему знания человека об обществе и самом себе, умения, навыки поведения в обществе, а также отношения, проявляемые в личностных качествах человека, его мотивациях, ценностных ориентациях, позволяющих интегрировать внутренние и внешние ресурсы для достижения социально значимых целей и решения проблем” [1, с.40].

В процессе сопровождения в нашей школе уровень развития социальной компетентности констатируется на основе диагностики следующих компонентов:

Личностный компонент:

социальная ответственность, эмоциональная устойчивость, социабельность, личностная активность, адекватная самооценка, волевой контроль, уверенность в себе, толерантность, мотивация достижения.

Деятельностный компонент:

Умения:

  • анализировать ситуации взаимодействия людей;
  • правильно оценивать вербальную и невербальную экспрессию во взаимодействии с другими людьми;
  • предвидеть последствия деятельности и поведения своего и других;
  • логика социального взаимодействия.

Навыки:

  • конструктивного взаимодействия с окружающими;
  • коммуникативного контроля;
  • общительности;
  • организации продуктивной, социально-ориентированной деятельности.

Когнитивный компонент:

  • знания о сущности, структуре, функциях социальной компетентности, девиантного поведения, о сущности здорового образа жизни;
  • знания о качествах личности, позволяющих успешно социализироваться в обществе, наличие и уровень развития их у себя;
  • знания о способах взаимодействия людей в обществе.

Нравственно-ценностный компонент:

  • наличие жизненных ориентаций и целей;
  • принятие здорового образа жизни, осознание опасности употребления наркотических средств.

Изучение составляющих социальной компетентности подростков (эксперимент 2006-2008 г.г.) выявило:

  • недостаточный уровень развития личностного компонента у 37% подростков;
  • деятельностный компонент не достаточно сформирован у 44,6%;
  • недостаточный уровень развития когнитивного компонента у 35,7%;
  • нравственно-ценностный компонент не достаточно сформирован у 42,4%.

Данные результаты свидетельствуют о необходимости организации деятельности по развитию социальной компетентности подростков в образовательном учреждении, направленную на развитие всех ее компонентов.

Одним из условий эффективности развития социальной компетентности как средства профилактики девиантного поведения подростков мы считаем, использование в образовательной школе технологии педагогического сопровождения.

Педагогическое сопровождение развития социальной компетентности подростков – это профессиональное взаимодействие педагогических работников и других специалистов, направленное на совместное с учащимся, повышение личностных ресурсов, включающих знания, умения, навыки, необходимые для социальной деятельности, личностные качества, ценностно-мировоззренческие установки, позволяющие адекватно выполнять нормы и правила жизнедеятельности в обществе, способствующие самореализации и саморазвитию личности.

Основная задача педагогического сопровождения развития социальной компетентности подростков – предоставление возможности получения опыта социального взаимодействия при сопровождении профессионалов.

Сопровождение в педагогике понимают как деятельность, обеспечивающую создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора (Е.И., Казакова, А.П. Тряпицына). Любая программа сопровождения в педагогике представляет собой технологию разрешения проблем развития.

Процесс педагогического сопровождения представлен в виде следующих этапов: проведение диагностики сути проблемы; информационный поиск методов, служб и специалистов, которые могут помочь решить проблему; обсуждение вариантов решения проблемы и выбор наиболее целесообразного пути решения; оказание сопровождаемым первичной помощи на начальных этапах реализации плана (М.Е. Битянова, Е.И. Казакова, М.М. Семаго и др.)

В нашей школе педагогическое сопровождение развития социальной компетентности в образовательной среде основано на концепции “развивающего образования” (В.П. Лебедева, В.А. Орлов, В.И. Панов, 1996). Развитие здесь – активный созидательный процесс, который ребенок осуществляет в сотрудничестве с взрослыми [3].

Педагогическое сопровождение развития социальной компетентности подростков общеобразовательной школы ориентированно на личностно- деятельностный и диалогический подходы.

Личностно-деятельностный подход, по сути, характеризуется необходимостью приобретения самой личностью знания в социальном контексте. Социальная компетентность предполагает усвоение знания, основанного на опыте социального взаимодействия. Реализация данного подхода при сопровождении развития социальной компетентности подростка предполагает:

  • культивирование специалистами системы сопровождения собственной позиции ребенка в различных ситуациях социального взаимодействия;
  • постановка ребенка в ситуации выбора;
  • обращение педагогов к личностным смыслам подростков в социальной деятельности;
  • активное использование групповой работы, организованной в соответствии с правилами социального взаимодействия;
  • ориентация на задачи возрастного развития личности подростка в процессе сопровождения.

Основой диалогического подхода является смещение авторитарного и манипулятивного воздействий в сторону диалогического, стимулирующего собственную позицию учащегося. Диалогическое взаимодействие определяется отношением равноправия субъектов и взаимное личностное признание. Диалогическое взаимодействие является признаком социально-компетентного поведения, и в то же время является условием его формирования путем включения подростка в диалог.

Педагогическое сопровождение развития социальной компетентности подростков как средства профилактики девиантного поведения в общеобразовательном учреждении выполняет ряд функций:

информационную (информирование участников образовательного процесса по вопросам сущности социальной компетентности, ее компонентах, факторах и условиях формирования);

диагностическую (выявление исходного уровня развития социальной компетентности подростков на основе диагностики показателей развития социальной компетентности с целью его повышения и коррекции, повторная его диагностика с целью фиксации изменений);

личностно-развивающую (развитие основных компонентов социальной компетентности, повышение личностных ресурсов, социальной ответственности, активности с использованием различных методов, форм);

социально-обучающую (обучение основам социально-компетентного поведения, навыкам конструктивного социального взаимодействия личности с окружающей действительностью).

Основа педагогического сопровождения развития социальной компетентности подростков – создание развивающей среды образовательного учреждения. Это предполагает:

создание такого взаимодействия участников сопровождения, где каждый будет иметь возможность обсуждать свои мысли, проблемы, возможности, личностные особенности в атмосфере уважительности, открытости, честности и поддержки; их интересы, мнения и решения уважаются, но обсуждаются с точки зрения профессионалов;
возможность опробовать различные формы поведения в критических ситуациях, с правом на ошибку без серьезных последствий для будущего, так как ролевые ситуации – пробы происходят в экспериментальном взаимодействии;
возможность получения подростками помощи, поддержки в случаях, когда они допускают ошибки.

В процессе педагогического сопровождения мы придерживаемся двух стратегий развития социальной компетентности подростков в образовательной среде, выделенных Н.В. Калининой (2004): стратегия развития и стратегия формирования [1]. Обе стратегии тесно взаимосвязаны, и в совокупности, взаимопроникая друг в друга способны обеспечить целостное развитие социально-компетентной личности в образовательной среде.

Развивающая стратегия – создание условий стимулирующих стремление подростка к самореализации в социуме социально-позитивными методами, обеспечение становления его личностных качеств, которые позволяют успешно социализироваться в обществе.

Формирующая стратегия – проектирование и реализация программ сопровождения развития базовых составляющих социальной компетентности подростков в общеобразовательной школе с учетом возрастных особенностей подросткового возраста.

Цель сопровождения в аспекте развития социальной компетентности подростков – создать условия и открыть возможности в рамках объективно данной подростку социально-педагогической среды для активного личностного развития и самореализации.

В процессе педагогического сопровождения развития социальной компетентности, прежде всего, в образовательный процесс были системно включены выделенные нами условия эффективного развития социальной компетентности подростков в образовательном учреждении:

Проведение системы занятий со всеми участниками образовательного процесса (педагоги, родители, учащиеся). Обеспечивается дополнительной методической подготовкой родителей и педагогов. В системе педагогического сопровождения работа с родительской общественностью реализуется как традиционными формами консультирования и просвещения, так и достаточно новой формой в системе сопровождения – совместным семинаром-тренингом по развитию навыков общения, сотрудничества, взаимодействия подростков с родителями. Развивающее взаимодействие педагогов и учащихся является основой развития социальной компетентности подростков, оно может быть достигнуто за счет профессионально-личностного развития педагогов.

Использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности (дискуссии, тренинги, деловые и ролевые игры, моделирование ситуаций, социальное проектирование). Они предполагают высокую результативность, включенность и активность участников образовательного процесса, взаимообогащение в процессе взаимодействия.

Соотнесение содержания работы с подростками с возрастной моделью социальной компетентности. Специалист системы сопровождения в процессе развития социальной компетентности ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых подросток сможет подняться на оптимальный для него уровень развития.

Ориентация специалистов сопровождения на работу с ценностно-смысловой сферой личности и способы взаимодействия личности в социуме.

В основе метода сопровождения, как способа практического осуществления процесса сопровождения лежит единство четырех функций:

  • диагностика существа проблемы;
  • информация о существе проблемы и путях ее решения;
  • консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы;
  • первичная помощь на этапе реализации плана решения.

Предметом деятельности специалистов системы педагогического сопровождения развития личности подростка становятся:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями и родителями; формирование установок на здоровый образ жизни, развитие навыков саморегуляции и управления стрессом в жизненных различных ситуациях; профилактика поведенческих факторов риска);
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей и педагогов.

Таким образом, педагогического сопровождение развития социальной компетентности подростков в общеобразовательной школе включает как деятельность по созданию условий, внешне детерминирующих этот процесс, так и деятельность по непосредственному развитию конкретных составляющих социальной компетентности.

Список литературы

  1. Калинина, Н.В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение / Н.В.Калинина. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2004. – 228 с.
  2. Социальная компетентность: режиссура совместных действий/ Под ред. А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой.- М.: “Гратис”, 2006.- 240 с.
  3. Лебедева, В.П., Орлов, В.А., Панов, В.И. Практико-ориентированные подходы к развивающему образованию//Педагогика, 1996.- №5.