В современном обществе актуализируются проблема сопровождения учащихся образовательной школы. Интерес к проблеме педагогического сопровождения исторически обусловлен и вызван потребностями образовательной практики в сложившихся исторических условиях.
Современная открытая социальная среда оказывает противоречивое влияние на процесс становления личности подрастающего поколения. С одной стороны, социокультурная модернизация вызывает необходимость в новом подходе к проблеме социальной самореализации личности, требуется повышенная активность человека как субъекта общественной жизни, принятие им на себя ответственности за свою деятельность и поведение. С другой стороны, нестабильность современного общества во всех сферах его жизнедеятельности увеличивает естественные трудности взросления подрастающего поколения; ситуация неопределенности приводит к деформации личностного развития, дезадаптации подростков в социуме.
В данной ситуации особую актуальность приобретает проблема поиска эффективных путей развития социальной компетентности в подростковом возрасте, обеспечивающих успешную социализацию личности, способной и готовой нести ответственность за личное благополучие и благополучие общества. Ведущая роль в решении данной проблемы принадлежит системе образования. Возможность и необходимость педагогического сопровождения развития социальной компетентности личности объективно обусловлена длительным периодом включенности индивида в функционирование образования как социального института, пребыванием в соответствующих воспитательных организациях.
В современном обществе модернизация общеобразовательной школы с помощью компетентностного подхода призвана обеспечить разностороннюю подготовленность личности к вступлению во взрослую жизнь, а не только усвоение учащимися определенной суммы знаний, умений.
В личностно-ориентированной парадигме социальная компетентность не может быть инициирована иначе как посредством создания условий для ее развития.
В научной литературе выделяются следующие факторы, затрудняющие процесс развития социальной компетентности подростков:
- ограничение социальной активности подростка;
- недостаточное включение в разные виды полезной практической деятельности;
- наличие ограничений в сфере реализации усвоенных социальных норм и позитивного социального опыта;
- принудительный характер общения со сверстниками при отсутствии навыков, необходимость адаптироваться к большому числу сверстников, что приводит к эмоциональному напряжению, усилению агрессии;
- жесткая регламентация организации жизни подростков, ограничение личностного выбора, подавление самостоятельности и инициативности, невозможность проявлять саморегуляцию и внутренний самоконтроль;
- скудный выбор образцов для подражания, усвоения социального поведения, что приводит к затруднениям в усвоении и воспроизведении опыта ограничение контактов детей, их изолированность, отстраненность от реальной жизни, формирующие иждивенчество и боязнь внешнего мира [1;2].
Мы придерживаемся определения социальной компетентности как “интегративного личностного образования, объединяющего в систему знания человека об обществе и самом себе, умения, навыки поведения в обществе, а также отношения, проявляемые в личностных качествах человека, его мотивациях, ценностных ориентациях, позволяющих интегрировать внутренние и внешние ресурсы для достижения социально значимых целей и решения проблем” [1, с.40].
В процессе сопровождения в нашей школе уровень развития социальной компетентности констатируется на основе диагностики следующих компонентов:
Личностный компонент:
социальная ответственность, эмоциональная устойчивость, социабельность, личностная активность, адекватная самооценка, волевой контроль, уверенность в себе, толерантность, мотивация достижения.
Деятельностный компонент:
Умения:
- анализировать ситуации взаимодействия людей;
- правильно оценивать вербальную и невербальную экспрессию во взаимодействии с другими людьми;
- предвидеть последствия деятельности и поведения своего и других;
- логика социального взаимодействия.
Навыки:
- конструктивного взаимодействия с окружающими;
- коммуникативного контроля;
- общительности;
- организации продуктивной, социально-ориентированной деятельности.
Когнитивный компонент:
- знания о сущности, структуре, функциях социальной компетентности, девиантного поведения, о сущности здорового образа жизни;
- знания о качествах личности, позволяющих успешно социализироваться в обществе, наличие и уровень развития их у себя;
- знания о способах взаимодействия людей в обществе.
Нравственно-ценностный компонент:
- наличие жизненных ориентаций и целей;
- принятие здорового образа жизни, осознание опасности употребления наркотических средств.
Изучение составляющих социальной компетентности подростков (эксперимент 2006-2008 г.г.) выявило:
- недостаточный уровень развития личностного компонента у 37% подростков;
- деятельностный компонент не достаточно сформирован у 44,6%;
- недостаточный уровень развития когнитивного компонента у 35,7%;
- нравственно-ценностный компонент не достаточно сформирован у 42,4%.
Данные результаты свидетельствуют о необходимости организации деятельности по развитию социальной компетентности подростков в образовательном учреждении, направленную на развитие всех ее компонентов.
Одним из условий эффективности развития социальной компетентности как средства профилактики девиантного поведения подростков мы считаем, использование в образовательной школе технологии педагогического сопровождения.
Педагогическое сопровождение развития социальной компетентности подростков – это профессиональное взаимодействие педагогических работников и других специалистов, направленное на совместное с учащимся, повышение личностных ресурсов, включающих знания, умения, навыки, необходимые для социальной деятельности, личностные качества, ценностно-мировоззренческие установки, позволяющие адекватно выполнять нормы и правила жизнедеятельности в обществе, способствующие самореализации и саморазвитию личности.
Основная задача педагогического сопровождения развития социальной компетентности подростков – предоставление возможности получения опыта социального взаимодействия при сопровождении профессионалов.
Сопровождение в педагогике понимают как деятельность, обеспечивающую создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора (Е.И., Казакова, А.П. Тряпицына). Любая программа сопровождения в педагогике представляет собой технологию разрешения проблем развития.
Процесс педагогического сопровождения представлен в виде следующих этапов: проведение диагностики сути проблемы; информационный поиск методов, служб и специалистов, которые могут помочь решить проблему; обсуждение вариантов решения проблемы и выбор наиболее целесообразного пути решения; оказание сопровождаемым первичной помощи на начальных этапах реализации плана (М.Е. Битянова, Е.И. Казакова, М.М. Семаго и др.)
В нашей школе педагогическое сопровождение развития социальной компетентности в образовательной среде основано на концепции “развивающего образования” (В.П. Лебедева, В.А. Орлов, В.И. Панов, 1996). Развитие здесь – активный созидательный процесс, который ребенок осуществляет в сотрудничестве с взрослыми [3].
Педагогическое сопровождение развития социальной компетентности подростков общеобразовательной школы ориентированно на личностно- деятельностный и диалогический подходы.
Личностно-деятельностный подход, по сути, характеризуется необходимостью приобретения самой личностью знания в социальном контексте. Социальная компетентность предполагает усвоение знания, основанного на опыте социального взаимодействия. Реализация данного подхода при сопровождении развития социальной компетентности подростка предполагает:
- культивирование специалистами системы сопровождения собственной позиции ребенка в различных ситуациях социального взаимодействия;
- постановка ребенка в ситуации выбора;
- обращение педагогов к личностным смыслам подростков в социальной деятельности;
- активное использование групповой работы, организованной в соответствии с правилами социального взаимодействия;
- ориентация на задачи возрастного развития личности подростка в процессе сопровождения.
Основой диалогического подхода является смещение авторитарного и манипулятивного воздействий в сторону диалогического, стимулирующего собственную позицию учащегося. Диалогическое взаимодействие определяется отношением равноправия субъектов и взаимное личностное признание. Диалогическое взаимодействие является признаком социально-компетентного поведения, и в то же время является условием его формирования путем включения подростка в диалог.
Педагогическое сопровождение развития социальной компетентности подростков как средства профилактики девиантного поведения в общеобразовательном учреждении выполняет ряд функций:
информационную (информирование участников образовательного процесса по вопросам сущности социальной компетентности, ее компонентах, факторах и условиях формирования);
диагностическую (выявление исходного уровня развития социальной компетентности подростков на основе диагностики показателей развития социальной компетентности с целью его повышения и коррекции, повторная его диагностика с целью фиксации изменений);
личностно-развивающую (развитие основных компонентов социальной компетентности, повышение личностных ресурсов, социальной ответственности, активности с использованием различных методов, форм);
социально-обучающую (обучение основам социально-компетентного поведения, навыкам конструктивного социального взаимодействия личности с окружающей действительностью).
Основа педагогического сопровождения развития социальной компетентности подростков – создание развивающей среды образовательного учреждения. Это предполагает:
создание такого взаимодействия участников сопровождения, где каждый будет иметь возможность обсуждать свои мысли, проблемы, возможности, личностные особенности в атмосфере уважительности, открытости, честности и поддержки; их интересы, мнения и решения уважаются, но обсуждаются с точки зрения профессионалов;
возможность опробовать различные формы поведения в критических ситуациях, с правом на ошибку без серьезных последствий для будущего, так как ролевые ситуации – пробы происходят в экспериментальном взаимодействии;
возможность получения подростками помощи, поддержки в случаях, когда они допускают ошибки.
В процессе педагогического сопровождения мы придерживаемся двух стратегий развития социальной компетентности подростков в образовательной среде, выделенных Н.В. Калининой (2004): стратегия развития и стратегия формирования [1]. Обе стратегии тесно взаимосвязаны, и в совокупности, взаимопроникая друг в друга способны обеспечить целостное развитие социально-компетентной личности в образовательной среде.
Развивающая стратегия – создание условий стимулирующих стремление подростка к самореализации в социуме социально-позитивными методами, обеспечение становления его личностных качеств, которые позволяют успешно социализироваться в обществе.
Формирующая стратегия – проектирование и реализация программ сопровождения развития базовых составляющих социальной компетентности подростков в общеобразовательной школе с учетом возрастных особенностей подросткового возраста.
Цель сопровождения в аспекте развития социальной компетентности подростков – создать условия и открыть возможности в рамках объективно данной подростку социально-педагогической среды для активного личностного развития и самореализации.
В процессе педагогического сопровождения развития социальной компетентности, прежде всего, в образовательный процесс были системно включены выделенные нами условия эффективного развития социальной компетентности подростков в образовательном учреждении:
Проведение системы занятий со всеми участниками образовательного процесса (педагоги, родители, учащиеся). Обеспечивается дополнительной методической подготовкой родителей и педагогов. В системе педагогического сопровождения работа с родительской общественностью реализуется как традиционными формами консультирования и просвещения, так и достаточно новой формой в системе сопровождения – совместным семинаром-тренингом по развитию навыков общения, сотрудничества, взаимодействия подростков с родителями. Развивающее взаимодействие педагогов и учащихся является основой развития социальной компетентности подростков, оно может быть достигнуто за счет профессионально-личностного развития педагогов.
Использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности (дискуссии, тренинги, деловые и ролевые игры, моделирование ситуаций, социальное проектирование). Они предполагают высокую результативность, включенность и активность участников образовательного процесса, взаимообогащение в процессе взаимодействия.
Соотнесение содержания работы с подростками с возрастной моделью социальной компетентности. Специалист системы сопровождения в процессе развития социальной компетентности ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых подросток сможет подняться на оптимальный для него уровень развития.
Ориентация специалистов сопровождения на работу с ценностно-смысловой сферой личности и способы взаимодействия личности в социуме.
В основе метода сопровождения, как способа практического осуществления процесса сопровождения лежит единство четырех функций:
- диагностика существа проблемы;
- информация о существе проблемы и путях ее решения;
- консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы;
- первичная помощь на этапе реализации плана решения.
Предметом деятельности специалистов системы педагогического сопровождения развития личности подростка становятся:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями и родителями; формирование установок на здоровый образ жизни, развитие навыков саморегуляции и управления стрессом в жизненных различных ситуациях; профилактика поведенческих факторов риска);
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей и педагогов.
Таким образом, педагогического сопровождение развития социальной компетентности подростков в общеобразовательной школе включает как деятельность по созданию условий, внешне детерминирующих этот процесс, так и деятельность по непосредственному развитию конкретных составляющих социальной компетентности.
Список литературы
- Калинина, Н.В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение / Н.В.Калинина. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2004. – 228 с.
- Социальная компетентность: режиссура совместных действий/ Под ред. А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой.- М.: “Гратис”, 2006.- 240 с.
- Лебедева, В.П., Орлов, В.А., Панов, В.И. Практико-ориентированные подходы к развивающему образованию//Педагогика, 1996.- №5.