Цель урока:
- Дать основные понятия об истории возникновения и развития костюма, основных направлениях моды в различные века.
- Одеть манекен.
Тип урока: комбинированный.
Задачи урока:
- Обучающая – познакомить учащихся с историей развития костюма на разных этапах развития общества.
- Развивающая – развивать исполнительские умения, внимание, применять имеющиеся знания на практике, развивать познавательный интерес.
- Воспитательная – воспитать эстетический вкус, чувство прекрасного, аккуратность выполнения задания за отведенное время, дисциплинированность.
Метод обучения:
- Словесный – рассказ.
- Наглядный – иллюстрация рисунков исторической одежды.
- Методы учета и контроля – контроль со стороны учителя.
- Взаимоконтроль учащихся.
- Практическая работа.
Межпредметная связь:
- Русский язык – новые слова.
- История – исторические эпохи.
- ИЗО – зарисовка модели.
Материально-техническое оснащение:
- Рисунки исторических костюмов (приложение 2).
- Лекало бумажной куклы (приложение 3).
- Карточки (раздаточный материал).
- Ножницы, цветная бумага, клей.
- Толковые словари и словари иностранных слов.
Домашнее задание:
- К уроку ученики должны подготовить рассказ о поэтапном возникновении одежды от древнего человека до наших дней.
- Ответить на вопросы:
- Что означает слово одежда?
- Когда, по-вашему, возникла одежда?
- Что вы знаете из истории возникновении одежды?
Оформление доски: В верхней части доски размещаются загадки на листах бумаги (приложение1). Под листами с загадками написана тема урока. Ниже расположены рисунки с изображением костюма различных эпох (приложение 2).С правой стороны доски написан эпиграф.
Ход урока
"В человеке все должно быть прекрасно. И лицо, и одежда, и душа и мысли." А.П.Чехов (написано на доске).
- Организационная часть.
- Приветствие.
- Контроль посещаемости.
- Проверка готовности к уроку.
- Вводный инструктаж.
- Разделить учеников на две группы.
- Теоретическая часть.
- Запишем тему урока.
Учащимся предлагается прочитать эпиграф, разгадать загадки (приложение1) и подобрать слово, которое бы объединяла загаданные слова по смыслу, тем самым дать ученикам возможность самим подойти к теме урока. После учитель снимает листы с загадками с доски, а под ними написана тема урока.
- Изложение темы урока.
Рассказывают дети (домашнее задание).
Сегодня мы поговорим о возникновении и развитии одежды. Учащимся предлагается ответить на вопросы:
– Что означает слово одежда?
- Одежда произошло от слова “odedja” означающего “одеть, надеть”.
– Когда, по-вашему, возникла одежда?
- Одежда возникла на самых ранних этапах развития человеческого общества, одеждой первобытного человека служила шкура убитых им животных или листья растений.
– Что вы знаете из истории возникновения одежды?
- Древний Египет – одежда мужчин была набедренная повязка, женской – кусок материи, обертывающий фигуру от щиколоток до груди.
- Древняя Греция – одежда состояла из хитона и гиматии, хитон – нижняя одежда, гиматия – верхняя. Хламиду набрасывается на плечи.
- Возрождение – основной мужской одеждой является блио – глухая одежда с низко отрезанной линией талии и шоссы – штаны-чулки. Женщины носили одновременно две длинные туники до пола. Особым дополнением является большой белый воротник, очень широкие рукава в верху, а низ отделан широкими манжетами.
- Стиль Барроко (рококо) – интересны оборками, бантами, рюшами, четко фиксированной талией, большим размером юбок.
- Эпоха Классицизма – рукав теряет объем, становится короче, низ платья украшается кружевом, оборками, платье имеет шлейф, рукав фонарик, элементом у женщины является шаль, прически становится высокими, сложными. У мужчин появляется фрак с жилеткой, со светлыми панталонами, верхняя одежда – сюртук, высокие шляпы с узкими полями.
- Эоха Модерна – платья имели узкий лиф с тонкой талией, юбка – клеш, рукав узкий в низу, укороченная линия плеча.
- Работа со словарем.
В ходе рассказа, учащиеся употребляли новые слова, значение которых им незнакомы. Учитель при помощи учеников выписывает все новые и незнакомые слова на доску и предлагает ученикам дать определение новых слов, используя толковый словарь и словарь иностранных слов и записать их в рабочую тетрадь.
Новые слова:
- хитон,
- гиматия,
- хламида,
- блио,
- шоссы,
- туника,
- шлейф,
- фрак,
- панталоны,
- сюртук.
- Работа с карточками.
Каждой группе учащихся раздаются карточки с вопросами. Ученики должны дать ответ на вопросы и записать их в рабочую тетрадь.
Вариант I |
Вариант II |
||||||
1. Какой распространенный силуэт одежды не указан? Зарисовать и дать название. |
1. Какой распространенный силуэт одежды не указан? Зарисовать и дать название. |
||||||
трапеция | треугольник | овал | прямоугольник | треугольник | овал | ||
2. В пропорциях костюма равноценный верх и низ изделия показан на рисунке а. На рисунке б изобразить соотношение: короткий верх – длинный низ. |
2. В пропорциях костюма равноценный верх и низ изделия показан на рисунке а. На рисунке б изобразить соотношение: длинный верх – короткий низ. |
||||||
- Практическая часть
Перед тем как приступить к выполнению практической работы учащиеся вспоминают ТБ при работе с ножницами. Учащимся предлагается выкроить из цветной бумаги костюм и художественно оформить с учетом выбранной исторической эпохи. Выполненный эскиз закрепить на лекало бумажной куклы. Костюм может быть дополнен головным убором, сумкой, обувью и другими аксессуарами. Так же модель может быть любого назначения, силуэта, соответствующих пропорций и цветовой гаммы.
- Ответить на вопросы по практической работе.
По окончании практической работы проводится демонстрация выполненных работ и каждой группе учащихся предлагается ответить на следующие вопросы:
На основе какого исторического костюма выполнена эта модель?
- Какое ее назначение?
- Какой силуэт, какие пропорции?
- Какие цвета рекомендуются использовать?
- Итоги урока.
- Самоанализ деятельности учащихся.
Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке, отвечая на вопросы:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Почему вы одели модель в костюм данной эпохи?
- Оцените качество своей работы.
- Учитель, подводит итог:
- отмечает лучшие работы.
- качество выполненных заданий.
- дисциплина на уроке.
- схемы в тетради.
- комментирует допущенные ошибки.
- выставление отметок, их аргументация.
- домашнее задание.
- уборка рабочих мест.
Работы, которые получились у детей на моем открытом уроке представлены в приложении 4.