История костюма

Разделы: Технология


Цель урока:

  • Дать основные понятия об истории возникновения и развития костюма, основных направлениях моды в различные века.
  • Одеть манекен.

Тип урока: комбинированный.

Задачи урока:

  • Обучающая – познакомить учащихся с историей развития костюма на разных этапах развития общества.
  • Развивающая – развивать исполнительские умения, внимание, применять имеющиеся знания на практике, развивать познавательный интерес.
  • Воспитательная – воспитать эстетический вкус, чувство прекрасного, аккуратность выполнения задания за отведенное время, дисциплинированность.

Метод обучения:

  • Словесный – рассказ.
  • Наглядный – иллюстрация рисунков исторической одежды.
  • Методы учета и контроля – контроль со стороны учителя.
  • Взаимоконтроль учащихся.
  • Практическая работа.

Межпредметная связь:

  1. Русский язык – новые слова.
  2. История – исторические эпохи.
  3. ИЗО – зарисовка модели.

Материально-техническое оснащение:

  1. Рисунки исторических костюмов (приложение 2).
  2. Лекало бумажной куклы (приложение 3).
  3. Карточки (раздаточный материал).
  4. Ножницы, цветная бумага, клей.
  5. Толковые словари и словари иностранных слов.

Домашнее задание:

  1. К уроку ученики должны подготовить рассказ о поэтапном возникновении одежды от древнего человека до наших дней.
  2. Ответить на вопросы:
  • Что означает слово одежда?
  • Когда, по-вашему, возникла одежда?
  • Что вы знаете из истории возникновении одежды?

Оформление доски: В верхней части доски размещаются загадки на листах бумаги (приложение1). Под листами с загадками написана тема урока. Ниже расположены рисунки с изображением костюма различных эпох (приложение 2).С правой стороны доски написан эпиграф.

 Ход урока

"В человеке все должно быть прекрасно. И лицо, и одежда, и душа и мысли." А.П.Чехов (написано на доске).

  1. Организационная часть.
  • Приветствие.
  • Контроль посещаемости.
  • Проверка готовности к уроку.
  • Вводный инструктаж.
  • Разделить учеников на две группы.
  1. Теоретическая часть.
  1. Запишем тему урока.

Учащимся предлагается прочитать эпиграф, разгадать загадки (приложение1) и подобрать слово, которое бы объединяла загаданные слова по смыслу, тем самым дать ученикам возможность самим подойти к теме урока. После учитель снимает листы с загадками с доски, а под ними написана тема урока.

  1. Изложение темы урока.

Рассказывают дети (домашнее задание).

Сегодня мы поговорим о возникновении и развитии одежды. Учащимся предлагается ответить на вопросы:

– Что означает слово одежда?

  • Одежда произошло от слова “odedja” означающего “одеть, надеть”.

– Когда, по-вашему, возникла одежда?

  • Одежда возникла на самых ранних этапах развития человеческого общества, одеждой первобытного человека служила шкура убитых им животных или листья растений.

– Что вы знаете из истории возникновения одежды?

  • Древний Египет – одежда мужчин была набедренная повязка, женской – кусок материи, обертывающий фигуру от щиколоток до груди.
  • Древняя Греция – одежда состояла из хитона и гиматии, хитон – нижняя одежда, гиматия – верхняя. Хламиду набрасывается на плечи.
  • Возрождение – основной мужской одеждой является блио – глухая одежда с низко отрезанной линией талии и шоссы – штаны-чулки. Женщины носили одновременно две длинные туники до пола. Особым дополнением является большой белый воротник, очень широкие рукава в верху, а низ отделан широкими манжетами.
  • Стиль Барроко (рококо) – интересны оборками, бантами, рюшами, четко фиксированной талией, большим размером юбок.
  • Эпоха Классицизма – рукав теряет объем, становится короче, низ платья украшается кружевом, оборками, платье имеет шлейф, рукав фонарик, элементом у женщины является шаль, прически становится высокими, сложными. У мужчин появляется фрак с жилеткой, со светлыми панталонами, верхняя одежда – сюртук, высокие шляпы с узкими полями.
  • Эоха Модерна – платья имели узкий лиф с тонкой талией, юбка – клеш, рукав узкий в низу, укороченная линия плеча.
  1. Работа со словарем.

В ходе рассказа, учащиеся употребляли новые слова, значение которых им незнакомы. Учитель при помощи учеников выписывает все новые и незнакомые слова на доску и предлагает ученикам дать определение новых слов, используя толковый словарь и словарь иностранных слов и записать их в рабочую тетрадь.

Новые слова:

  • хитон,
  • гиматия,
  • хламида,
  • блио,
  • шоссы,
  • туника,
  • шлейф,
  • фрак,
  • панталоны,
  • сюртук.
  1. Работа с карточками.

Каждой группе учащихся раздаются карточки с вопросами. Ученики должны дать ответ на вопросы и записать их в рабочую тетрадь.

Вариант I

Вариант II

1. Какой распространенный силуэт одежды не указан? Зарисовать и дать название.

1. Какой распространенный силуэт одежды не указан? Зарисовать и дать название.

трапеция треугольник овал прямоугольник треугольник овал

2. В пропорциях костюма равноценный верх и низ изделия показан на рисунке а. На рисунке б изобразить соотношение: короткий верх – длинный низ.

2. В пропорциях костюма равноценный верх и низ изделия показан на рисунке а. На рисунке б изобразить соотношение: длинный верх – короткий низ.

  1. Практическая часть

Перед тем как приступить к выполнению практической работы учащиеся вспоминают ТБ при работе с ножницами. Учащимся предлагается выкроить из цветной бумаги костюм и художественно оформить с учетом выбранной исторической эпохи. Выполненный эскиз закрепить на лекало бумажной куклы. Костюм может быть дополнен головным убором, сумкой, обувью и другими аксессуарами. Так же модель может быть любого назначения, силуэта, соответствующих пропорций и цветовой гаммы.

  1. Ответить на вопросы по практической работе.

По окончании практической работы проводится демонстрация выполненных работ и каждой группе учащихся предлагается ответить на следующие вопросы:

На основе какого исторического костюма выполнена эта модель?

  • Какое ее назначение?
  • Какой силуэт, какие пропорции?
  • Какие цвета рекомендуются использовать?
  1. Итоги урока.
  1. Самоанализ деятельности учащихся.

Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке, отвечая на вопросы:

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Почему вы одели модель в костюм данной эпохи?
  • Оцените качество своей работы.
  1. Учитель, подводит итог:
  • отмечает лучшие работы.
  • качество выполненных заданий.
  • дисциплина на уроке.
  • схемы в тетради.
  • комментирует допущенные ошибки.
  • выставление отметок, их аргументация.
  • домашнее задание.
  • уборка рабочих мест.

Работы, которые получились у детей на моем открытом уроке представлены в приложении 4.