Дидактическое обоснование урока:
Цель: используя компьютерные технологии, создать условия для формирования знаний и умений построения различных геометрических тел и их проекций.
Задачи:
- Обучающие:
- Способствовать формированию представления о геометрических телах и их проекций.
- Способствовать осознанию существенного отличия геометрических тел от геометрических фигур.
- Способствовать развитию умения анализировать форму предметов.
- Способствовать запоминанию основной терминологии (геометрические тела, геометрические фигуры, проекции).
- Развивающие:
- Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (анализ, сравнение, умение делать выводы, работать по алгоритму, доказывать, объяснять понятия).
- Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (ориентировка в пространстве).
- Способствовать развитию речи учащихся.
- Создать условия для развития познавательного интереса.
- Воспитательные: способствовать формированию уважительного отношения к товарищам (умение слушать и слышать).
Методическое оснащение урока:
- Материально-техническая база:
- компьютер;
- проектор;
- демонстрационный экран;
- САПР “КОМПАС”
- Дидактическое обеспечение:
- рабочая тетрадь;
- материал для контроля знаний.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный с применением компьютерно-информационных технологий (презентация);
- частично- поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная;
- индивидуальная.
Тип урока: интегрированный (связь с информатикой и геометрией).
Ход урока
- Организационный момент:
- приветствие;
- проверка явки учащихся;
- заполнение учителем классного журнала;
- проверка готовности учащихся.
- Сообщение темы и цели урока:
- повторение материала, пройденного на уроках геометрии;
- изучение нового материала;
- закрепление знаний;
- подведение итогов;
- домашнее задание.
- Актуализация знаний учащихся:
Вопросы:
- Перечислите известные вам простейшие геометрические фигуры (Презентация – слайды 2 - 8).
- Перечислите известные вам геометрические тела (Презентация - слайды 9 - 23 ).
- В чем заключается отличие геометрического тела от геометрической фигуры
Классификация геометрических тел (Презентация слайд 24)
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА |
||
Тела вращения | Призмы | Пирамиды |
|
|
|
- Изложение нового материала
- Анализ геометрической формы предмета
Ребята, мы с вами перечислили различные геометрические фигуры и тела. Присмотритесь к окружающим нас предметам. Каждый из них можно представить в виде какого-нибудь геометрического тела или сочетания нескольких различных геометрических тел.
В основе формы деталей машин и механизмов также находятся геометрические тела. О таких деталях, как ось или валик, мы скажем, что они цилиндрические, а о прокладке – что она призматическая.
Труднее понять по чертежу форму более сложной детали. Для этого деталь мысленно расчленяют на отдельные составляющие ее части, имеющие форму различных геометрических тел (Презентация слайд 25).
Внимательно рассмотрев изображение опоры, мы увидели, что ее форма складывается из прямоугольного параллелепипеда, двух полуцилиндров и усеченного конуса. В детали имеется цилиндрическое отверстие.
Мысленное расчленение предмета на составляющие его геометрические тела называют анализом геометрической формы.
- Проекции геометрических тел. (Презентация слайды с 26 по 38)
- Куб. (Слайд 27)
Проекциями куба являются три равных квадрата. Благодаря условному знаку , форма детали ясна и по одному виду.
- Прямоугольный параллелепипед. (Слайд 28)
Проекциями прямоугольного параллелепипеда являются три прямоугольника. На чертеже указывают три размера: длину, высоту, длину.
- Цилиндр и конус. (Слайды 29, 30, 31)
Выполнение чертежей цилиндра и конуса начинают с нанесения осей симметрии.
На горизонтальную плоскость проекций цилиндр и конус проецируются в круги. Фронтальная и профильная проекции цилиндра – одинаковые прямоугольники, а конуса – одинаковые равнобедренные треугольники. Т. к. фронтальная и профильная проекции одинаковы, то в данном случае профильные проекции на чертеже лишние.
Кроме того, благодаря условному знаку, можно представить форму цилиндра по одной проекции.
Размеры цилиндра и конуса определяются их высотой и диаметром основания.
- Правильные треугольная и шестиугольная призмы (Слайды 32. 33. 34, 35)
Основания призм, параллельные горизонтальной плоскости проекций, изображаются на ней в натуральную величину, т. е. без искажений. Боковые грани изображаются без искажения на тех плоскостях проекций, которым они параллельны. Грани, наклоненные к плоскостям проекций, изображаются на них искаженными.
Размеры призм определяются их высотой и размерами фигуры основания.
- Правильная пирамида (Слайд 36, 37)
Основание пирамиды проецируется на горизонтальную плоскость в натуральную величину. На нем биссектрисами изображают боковые ребра, идущие от вершин основания к вершине пирамиды. Фронтальная и профильная проекции пирамиды – равнобедренные треугольники.
Размеры пирамиды определяются размерами основания и высотой.
- Шар (Слайд 38)
Все проекции шара – круги, диаметр которых равен диаметру шара. На каждой проекции проводят центровые линии.
Благодаря знаку , шар можно изображать в одной проекции.
- Закрепление знаний
- По слайду 39 закрепляем пройденный материал. Учитель показывает проекции геометрических тел, а ученики должны назвать, какое геометрическое тело дает такие проекции.
- По слайду 40 выполняем самостоятельную работу. Учитель раздает карточки-задания (задания такие же как на слайде). Учащиеся должны по главному виду дочертить два недостающих вида.
- Подведение итогов
На уроке были созданы условия для формирования знаний, умений и навыков построения различных геометрических тел и их проекций и анализа формы предметов, дана классификация геометрических тел.
Проверка работ учащихся показала высокую степень усвоения пройденного материала.
- Домашнее задание Учебник “Черчение” А.Д. Ботвинников, параграфы 10, 11.