ЦЕЛИ УРОКА:
1. Отработка навыков решения уравнений с одной переменной, применения уравнений к решению задач.
2. Развитие познавательного интереса к изучению математики.
3. Расширение знаний о театре, воспитание средствами математики бережного отношения к культурному наследию нашего народа.
ТИП УРОКА:
Урок закрепления изученного материала
ПЛАН УРОКА:
1. Постановка цели урока.
2. Задание на дом.
3. Логическое задание.
4. Слово о театре.
5. Устная работа.
6. Работа по рядам (решить уравнение).
7. Выступления о билете, спектакле, сцене.
8. Диктант.
9. Выступление об артисте.
10.Решение задачи.
11.Соревнование: кто больше решит уравнений.
12.Итог.
13.Дополнение.
ПОДГОТОВКА К УРОКУ:
Дать учащимся задание подготовить рефераты о театре, найти литературу, репродукции о театре.
1. Постановка цели
Отработка навыков решения уравнений, применения уравнений к решению задач, подготовка к контрольной работе, расширение знаний о театре.
2. Задание на дом
№244*(работа с уравнением);
№250(задача);
№260(повторение координатной плоскости).
3. Логическое задание
На доске написано задание.
Даны слова: корень; уравнение; число; театр.
Лишнее слово: театр.
Лишнее в задании, но не лишнее для нас.
4. Слово о театре
Театр – особый и прекрасный мир. “Волшебный край” - как называл его А.С. Пушкин. В этом мире всё необычно. Вы видите людей, которые не существуют в реальной жизни: их придумал драматург, и сыграли артисты. Но, глядя на сцену, вы забываете вдруг о театральном освещении, декорациях, артистах. Вы даже не замечаете, как мысли и мечты, придуманных драматургом, людей делаются близкими вам самим.
5. Устная работа
- Фронтальный опрос
- Решив уравнения, мы узнаем, кто является основателем первого русского театра.
- Каким является для театра имени Волкова сезон 2008/2009 год, мы узнаем, если найдём корни уравнения:
На доске составлено слово “театр” из бумажных листов. На обратной стороне вопросы.
1 вопрос: Что называют уравнением?
2 вопрос: Что называют корнем уравнения?
3 вопрос: Какие уравнения называются равносильными?
4 вопрос: Какое уравнение называется линейным?
5 вопрос: Сколько корней может иметь линейное уравнение?
К |
В |
О |
Л |
Ф |
У |
0 |
5 |
- 5 |
6 |
-6 |
1 |
1. 3х – 4 = 11 (Ответ: 5)
2. х + 5 = 5 (Ответ: -5)
3. (Ответ: 6)
4. х2 = 0 (Ответ: 0)
5. c х c = 5 (Ответ: -5; 5)
Получили: Волков.
Рисунок 1
Волков Ф. Г. был выходцем из купеческой семьи. Посланный из Ярославля в Москву учиться торговому делу, он ходил в театр, жадно изучал всё, что имеет отношение к театру.
Вернувшись в Ярославль, Волков принимается за устройство театра, первые спектакли которого начались в 1750 году. Волков Ф. Г. называют “отцом русского театра”.
(х – 2)(х – 5)(х – 9) = 0
х = 2 или х = 5 или х = 9
Ответ: 259-й сезон.
Рисунок 2
6. Работа по рядам
На столе у учителя лежат 3 листочка. Наверху листочка написано число (корень уравнения), а на обратной стороне слово, связанное с театром.
По 1 человеку с каждого ряда к доске решать уравнения, остальные решают на местах. Через 1 минуту проверяем.
Представитель каждого ряда, решив уравнение у доски, сможет достать слово, связанное с театром.
1 РЯД |
2 РЯД |
3 РЯД |
2Х + 7 = 3Х – 2(3Х – 1) |
4 – 2(Х + 3) = 4(Х – 5) |
5Х – 3 = 7Х – 5(2Х + 1) |
Ответ: - 1 |
Ответ: 3 |
Ответ: |
7. Выступления учащихся (или сам учитель говорит)
- На первый спектакль в Ярославском театре билет стоил 3 копейки. Эта цена была символической и доступной. Зал был полон.
- Спектаклем называют театральное представление. Спектакль, в основе которого лежит какое-либо драматическое произведение, создаётся коллективными усилиями актёров, режиссёра, художников, композитора, рабочих театральных цехов. Возглавляет этот большой коллектив и направляет его деятельность режиссёр-постановщик.
- К технике сцены относится архитектурное устройство сценической коробки, её оборудование, а также технические приспособления, которые иногда изготовляются для конкретного спектакля.
Рисунок 3
8. Диктант
Без кого не обходится ни один спектакль, мы узнаем, пройдя небольшое испытание в виде диктанта. 2 человека решают за доской, остальные решают на местах в тетрадях.
1 вариант |
2 вариант |
|
1 задание |
Дано уравнение: |
|
3х = - 6 |
5х – 6 = 2х |
|
Является ли это уравнение линейным? |
||
2 задание |
Даны числа 0; 2; - 2. Какое из этих чисел является корнем выше предложенного уравнения? |
|
3 задание |
Равносильны ли уравнения: |
|
2х – 7 = 0 и 2х = 7? |
х2 = 4 и х – 2 = 0? |
|
4 задание |
Имеет ли корни уравнение и сколько |
|
c х c = -6 |
c х c = 0 |
Ответы:
1 вариант |
2 вариант |
|
1 задание |
да |
Нет |
2 задание |
- 2 |
2 |
3 задание |
да |
Нет |
4 задание |
Не имеет корней |
1 корень |
Каждый отвечающий у доски берёт со стола учителя карточку и читает:
9.Выступление об артисте
К середине 50-х годов XVIII века уже существовала национальная русская драматургия
А. П. Сумарокова и М. В. Ломоносова. И вот в 1756 году был подписан указ об образовании национального русского театра в Ярославле. Его директором стал Сумароков А.П.
Комедии Сумарокова любил играть великий актёр Михаил Семёнович Щепкин (1788 -1863 г.) Щепкин также сыграл очень много ролей русской и западноевропейской драме. Глубокая дружба связывает его с А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем, В. Г. Белинским, А. И. Герценом. Щепкин был не только гениальным актёром, но и прекрасным педагогом, теоретиком искусства.
10.Решение задачи
Найти внешний облик персонажа, раскрыть его внутренний мир, определить историческую, социальную и национальную характеристику среды, в которой происходит действие, помогает актёру театральный костюм. Необходимое дополнение к костюму – грим и причёска.
Задача 1 (человек к доске)
За три вида материи, необходимых для изготовления театрального костюма, заплатили 869 рублей. Второй вид материи стоит в 3 раза дороже, чем первый, а третий – на 139 рублей дешевле второго. Сколько рублей израсходовали на каждый вид материи?
Решение:
Пусть Х р. – стоит 1 вид материи.
Тогда 3Х р. – стоит 2 вид материи;
(3Х – 139) р. – 3 вид материи.
Т. к. всего израсходовали 869 рублей, то можно составить уравнение
Х + 3Х + (3Х – 139) = 869.
Решение уравнения:
Х + 3Х + 3Х – 139 = 869
7Х = 1008
Х = 144
144 р. стоит 1 вид материи.
3*144 = 432 (р.) стоит 2 вид материи.
432 – 139 = 293 (р.) стоит 3 вид материи.
Ответ: 144 р., 432 р., 293 р.
11.Соревнование
Кто больше решит уравнений за 2 минуты.
Как зритель благодарит артистов?
Это цветы и аплодисменты.
Кто больше решит уравнений, тот лучше отблагодарит артистов.
На столах у учащихся карточки (2 варианта).
1 вариант |
2 вариант |
||
1 |
1 |
||
2 |
6х – 12 = 4х - 8 | 2 |
5y – 8 = 2y - 5 |
3 |
(2х – 5) – (3х –7) = 4 | 3 |
(2 + 3х) – (4х – 7) = 10 |
4 |
5(х – 1,2) – 3х = 2 | 4 |
2(х – 1,5) + х = 6 |
5 |
5 |
||
6 |
0,5(8х – 3) = - 4 (2,5 – х) | 6 |
1,2(5 – 4х) = - 6(0,8х + 1) |
Ответы |
|||
1 вариант |
2 вариант |
||
1 |
27 |
1 |
36 |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
- 2 |
3 |
- 1 |
4 |
4 |
4 |
3 |
5 |
36 |
5 |
|
6 |
корней нет |
6 |
корней нет |
12.Итог урока
Достигли ли мы цели урока?
- Повторили тему “Уравнения с одной переменной”, применение уравнений к решению задач.
- Вспомнили, что Ярославль является родиной первого русского театра.
- Расширили знания о театре.
Искусство театра поможет вам видеть прекрасное в жизни и в людях. Каждый вечер на театральные подмостки выходят волшебники театра – артисты, чтобы теплотой своих сердец оживить литературных героев, заразить вас верой в их идеалы.
В театре живёт чудо. Его нельзя потрогать рукой, но можно увидеть и услышать. Оно имеет душу и сердце. Оно способно заставит нас смеяться и плакать.
13.Дополнение
Если время останется, то заслушать некоторые рефераты, которые готовили учащиеся о театре.
Список литературы