Гуманизация обучения математике. Разработка урока по алгебре в 7-м классе "Уравнение с одной переменной" (решение упражнений с использованием сведений о театре)

Разделы: Математика


ЦЕЛИ УРОКА:

1. Отработка навыков решения уравнений с одной переменной, применения уравнений к решению задач.

2. Развитие познавательного интереса к изучению математики.

3. Расширение знаний о театре, воспитание средствами математики бережного отношения к культурному наследию нашего народа.

ТИП УРОКА:

Урок закрепления изученного материала

ПЛАН УРОКА:

1. Постановка цели урока.

2. Задание на дом.

3. Логическое задание.

4. Слово о театре.

5. Устная работа.

6. Работа по рядам (решить уравнение).

7. Выступления о билете, спектакле, сцене.

8. Диктант.

9. Выступление об артисте.

10.Решение задачи.

11.Соревнование: кто больше решит уравнений.

12.Итог.

13.Дополнение.

ПОДГОТОВКА К УРОКУ:

Дать учащимся задание подготовить рефераты о театре, найти литературу, репродукции о театре.

1. Постановка цели

Отработка навыков решения уравнений, применения уравнений к решению задач, подготовка к контрольной работе, расширение знаний о театре.

2. Задание на дом

№244*(работа с уравнением);

№250(задача);

№260(повторение координатной плоскости).

3. Логическое задание

На доске написано задание.

Даны слова: корень; уравнение; число; театр.

Лишнее слово: театр.

Лишнее в задании, но не лишнее для нас.

4. Слово о театре

Театр – особый и прекрасный мир. “Волшебный край” - как называл его А.С. Пушкин. В этом мире всё необычно. Вы видите людей, которые не существуют в реальной жизни: их придумал драматург, и сыграли артисты. Но, глядя на сцену, вы забываете вдруг о театральном освещении, декорациях, артистах. Вы даже не замечаете, как мысли и мечты, придуманных драматургом, людей делаются близкими вам самим.

5. Устная работа

  1. Фронтальный опрос
  2. На доске составлено слово “театр” из бумажных листов. На обратной стороне вопросы.

    1 вопрос: Что называют уравнением?

    2 вопрос: Что называют корнем уравнения?

    3 вопрос: Какие уравнения называются равносильными?

    4 вопрос: Какое уравнение называется линейным?

    5 вопрос: Сколько корней может иметь линейное уравнение?

  3. Решив уравнения, мы узнаем, кто является основателем первого русского театра.
  4. К

    В

    О

    Л

    Ф

    У

    0

    5

    - 5

    6

    -6

    1

    1. 3х – 4 = 11 (Ответ: 5)

    2. х + 5 = 5 (Ответ: -5)

    3. (Ответ: 6)

    4. х2 = 0 (Ответ: 0)

    5. c х c = 5 (Ответ: -5; 5)

    Получили: Волков.

    Рисунок 1

    Волков Ф. Г. был выходцем из купеческой семьи. Посланный из Ярославля в Москву учиться торговому делу, он ходил в театр, жадно изучал всё, что имеет отношение к театру.

    Вернувшись в Ярославль, Волков принимается за устройство театра, первые спектакли которого начались в 1750 году. Волков Ф. Г. называют “отцом русского театра”.

  5. Каким является для театра имени Волкова сезон 2008/2009 год, мы узнаем, если найдём корни уравнения:

(х – 2)(х – 5)(х – 9) = 0

х = 2 или х = 5 или х = 9

Ответ: 259-й сезон.

Рисунок 2

6. Работа по рядам

На столе у учителя лежат 3 листочка. Наверху листочка написано число (корень уравнения), а на обратной стороне слово, связанное с театром.

По 1 человеку с каждого ряда к доске решать уравнения, остальные решают на местах. Через 1 минуту проверяем.

Представитель каждого ряда, решив уравнение у доски, сможет достать слово, связанное с театром.

1 РЯД

2 РЯД

3 РЯД

2Х + 7 = 3Х – 2(3Х – 1)

4 – 2(Х + 3) = 4(Х – 5)

5Х – 3 = 7Х – 5(2Х + 1)

Ответ: - 1

Ответ: 3

Ответ:

7. Выступления учащихся (или сам учитель говорит)

  1. На первый спектакль в Ярославском театре билет стоил 3 копейки. Эта цена была символической и доступной. Зал был полон.
  2. Спектаклем называют театральное представление. Спектакль, в основе которого лежит какое-либо драматическое произведение, создаётся коллективными усилиями актёров, режиссёра, художников, композитора, рабочих театральных цехов. Возглавляет этот большой коллектив и направляет его деятельность режиссёр-постановщик.
  3. К технике сцены относится архитектурное устройство сценической коробки, её оборудование, а также технические приспособления, которые иногда изготовляются для конкретного спектакля.

Рисунок 3

8. Диктант

Без кого не обходится ни один спектакль, мы узнаем, пройдя небольшое испытание в виде диктанта. 2 человека решают за доской, остальные решают на местах в тетрадях.

 

 

1 вариант

2 вариант

1 задание

Дано уравнение:

3х = - 6

5х – 6 = 2х

Является ли это уравнение линейным?

2 задание

Даны числа 0; 2; - 2.

Какое из этих чисел является корнем выше предложенного уравнения?

3 задание

Равносильны ли уравнения:

2х – 7 = 0 и 2х = 7?

х2 = 4 и х – 2 = 0?

4 задание

Имеет ли корни уравнение и сколько

c х c = -6

c х c = 0

Ответы:

 

1 вариант

2 вариант

1 задание

да

Нет

2 задание

- 2

2

3 задание

да

Нет

4 задание

Не имеет корней

1 корень

Каждый отвечающий у доски берёт со стола учителя карточку и читает:

9.Выступление об артисте

К середине 50-х годов XVIII века уже существовала национальная русская драматургия

А. П. Сумарокова и М. В. Ломоносова. И вот в 1756 году был подписан указ об образовании национального русского театра в Ярославле. Его директором стал Сумароков А.П.

Комедии Сумарокова любил играть великий актёр Михаил Семёнович Щепкин (1788 -1863 г.) Щепкин также сыграл очень много ролей русской и западноевропейской драме. Глубокая дружба связывает его с А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем, В. Г. Белинским, А. И. Герценом. Щепкин был не только гениальным актёром, но и прекрасным педагогом, теоретиком искусства.

10.Решение задачи

Найти внешний облик персонажа, раскрыть его внутренний мир, определить историческую, социальную и национальную характеристику среды, в которой происходит действие, помогает актёру театральный костюм. Необходимое дополнение к костюму – грим и причёска.

Задача 1 (человек к доске)

За три вида материи, необходимых для изготовления театрального костюма, заплатили 869 рублей. Второй вид материи стоит в 3 раза дороже, чем первый, а третий – на 139 рублей дешевле второго. Сколько рублей израсходовали на каждый вид материи?

Решение:

Пусть Х р. – стоит 1 вид материи.

Тогда 3Х р. – стоит 2 вид материи;

(3Х – 139) р. – 3 вид материи.

Т. к. всего израсходовали 869 рублей, то можно составить уравнение

Х + 3Х + (3Х – 139) = 869.

Решение уравнения:

Х + 3Х + 3Х – 139 = 869

7Х = 1008

Х = 144

144 р. стоит 1 вид материи.

3*144 = 432 (р.) стоит 2 вид материи.

432 – 139 = 293 (р.) стоит 3 вид материи.

Ответ: 144 р., 432 р., 293 р.

11.Соревнование

Кто больше решит уравнений за 2 минуты.

Как зритель благодарит артистов?

Это цветы и аплодисменты.

Кто больше решит уравнений, тот лучше отблагодарит артистов.

На столах у учащихся карточки (2 варианта).

1 вариант

2 вариант

1

1

2

6х – 12 = 4х - 8

2

5y – 8 = 2y - 5

3

(2х – 5) – (3х –7) = 4

3

(2 + 3х) – (4х – 7) = 10

4

5(х – 1,2) – 3х = 2

4

2(х – 1,5) + х = 6

5

5

6

0,5(8х – 3) = - 4 (2,5 – х)

6

1,2(5 – 4х) = - 6(0,8х + 1)

Ответы

1 вариант

2 вариант

1

27

1

36

2

2

2

1

3

- 2

3

- 1

4

4

4

3

5

36

5

6

корней нет

6

корней нет

12.Итог урока

Достигли ли мы цели урока?

  1. Повторили тему “Уравнения с одной переменной”, применение уравнений к решению задач.
  2. Вспомнили, что Ярославль является родиной первого русского театра.
  3. Расширили знания о театре.

Искусство театра поможет вам видеть прекрасное в жизни и в людях. Каждый вечер на театральные подмостки выходят волшебники театра – артисты, чтобы теплотой своих сердец оживить литературных героев, заразить вас верой в их идеалы.

В театре живёт чудо. Его нельзя потрогать рукой, но можно увидеть и услышать. Оно имеет душу и сердце. Оно способно заставит нас смеяться и плакать.

13.Дополнение

Если время останется, то заслушать некоторые рефераты, которые готовили учащиеся о театре.

 Список литературы

  1. “Фёдор Волков”, жизнь замечательных людей, К. Ефграфов, М. 1989 г.
  2. “Звёзды русской сцены”, Г. Добыш, М. 1992 г.
  3. “Загадки терпсихоры”, И. Дешкова, М. 1989 г.
  4. “Энциклопедический словарь юного зрителя”, М. 1989 г.
  5. “Детская энциклопедия”, т.12 “Искусство”, М. 1977 г.
  6. “Алгебра 7”, под. ред. С. А. Теляковского, М. 1991 г.
  7. “Алгебра 7”, Ш. А. Алимов, М. 1991 г.
  8. Дидактические материалы по алгебре, 7 класс,. Л. И. Звавич и др., М. 1991г.
  9. Самостоятельные и контрольные работы, алгебра, геометрия, 7 класс, А. П. Ершова и др., М.-Харьков,.1998 г.