Мультимедийный урок письма в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель: повысить интерес учащихся к эпистолярному жанру, к истории почтовой службы и письма.

Задачи:

  • познакомить учащихся с историей возникновения почтовой службы и письма;
  • познакомить учащихся со структурой письма;
  • научить правильно заполнять адрес на конверте;
  • раскрыть значение личной переписки в жизни каждого человека.

Оборудование: компьютер; мультимедиа проектор; презентация PowerPoint (Приложение 1); иллюстрированные страницы из книги Георгия Кублицкого «Письмо шло пять тысячелетий».

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,…

- Ребята вы узнали эти строки? (С.Я. Маршак «Почта».) СЛАЙД №2.

- Сегодня я вас приглашаю на Урок письма. СЛАЙД № 3.

- Как вы думаете, о чем вы узнаете на уроке и чему научитесь?

 Учитель обобщает ответы детей и называет цели урока с опорой на СЛАЙД № 4.

ВЫЯСНИМ

Что такое письмо?

ПОДУМАЕМ

Для чего нужны письма?

УЗНАЕМ

Историю возникновения письма и почты

СОСТАВИМ

Схему написания письма

НАУЧИМСЯ

Правильно заполнять адрес на конверте

II. Актуализация темы урока

- Ребята! Когда ваша семья получила последнее письмо?
Кому оно было адресовано и от кого вы его получили?
Какое это было письмо? О чем в нем говорилось?
В вашей семье любят писать письма?
А может быть, вы больше любите их получать?
У кого в семье хранятся письма, которые были получены давно?

Выслушав вас, я поняла, что личные письма в наш стремительный век стали редкостью.

Я надеюсь и верю, что после нашего урока вы полюбите писать письма, станете уделять этому способу общения между людьми больше внимания и времени.

Пусть письма в ваших семьях станут семейными реликвиями. Пусть через много лет ваши дети, внуки или правнуки возьмут в руки письмо и узнают, какие события происходили в вашей жизни, о чем вы думали, мечтали, какие чувства испытывали.

III. УЗНАЕМ историю возникновения письма и почты

1. Проблемно-поисковая ситуация

- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с книгой Георгия Ивановича Кублицкого. Книга издана в 1991 году в издательстве «Малыш» и предназначена для ребят младшего школьного возраста. СЛАЙД №5

- Я предлагаю вам самостоятельно определить, как автор назвал свою книгу или придумать свой вариант названия.
- Как вы думаете, что надо знать, чтобы дать книге название?
- Что помогает нам с вами до прочтения книги определить, о чем эта книга?
- Рассмотрите внимательно обложку книги, познакомьтесь с оглавлением и выскажите свои предположения, о чем эта книга. (Приложение 2)

Итог – Книга рассказывает об истории почты и письма.

- Какое название книге вы бы дали? Как вы думаете, какое название дал своей книге автор?
- Ребята, я принимаю все ваши версии названия книги, но авторский вариант названия вы пока не определили. Я думаю, вам это удастся сделать после знакомства с её содержанием.
- Итак, ставим перед собой цель: внимательно познакомиться с содержание книги об истории почты и письма, чтобы обогатиться знаниями из истории письма и почты, и попытаться более точно определить авторское название книги.

2.Самостоятельная работа в группах – 8 групп

Каждая группа получает материл приложения Приложение 3.

Задание:

  • прочитать текст,
  • рассмотреть иллюстрации,
  • подготовиться рассказывать о самом интересном и важном

3. Презентация книги Георгия Ивановича Кублицкого «Письмо шло пять тысячелетий» (Приложение 3)

Желающие ребята выходят к экрану и ведут свой рассказ с опорой на слайд (если дети упускают в своих рассказах важные моменты, учитель дополняет).

Группа №1 - Говорящая глина

СЛАЙД № 6,7

Группа №2 - Сделайся писцом

СЛАЙД № 8.9

Группа №3 - Как дерево стало бумагой

СЛАЙД № 10,11

Группа №4 - Грамоты на бересте

СЛАЙД № 12

Группа №5 - Откуда пришло к нам слово ПОЧТА

СЛАЙД №13

Группа №6 - Кусочек бумаги, многое изменивший

СЛАЙД № 14,15

Группа №7 - Всемирный почтовый союз

СЛАЙД № 16

Группа №8 - Вся история нашей почты

СЛАЙД № 17

4. Подведение итогов работы

- Вот и перелистали вы с вами всего 8 страниц книги Георгия Ивановича Кублицкого, рассказывающих об истории почтовой связи и письма.

- А сколько же всего в книге страниц? (77)

- Ребята, представляете, сколько еще интересного можно узнать из этой книги. В нашей районной детской библиотеке она в единственном экземпляре. Не упустите возможность прочитать ее целиком и продолжить изучение истории почтовой связи и письма.

- Как же все таки автор назвал свою книгу?

- Вспомните, сколько тысячелетий тому назад люди отправляли письма на глиняных табличках и в глиняных конвертах.

- Теперь вы знаете, какой длинный путь проделало письмо, прежде чем стать очень удобным быстрым и безопасным способом общения людей на расстоянии.

Учитель открывает на слайде название книги. Теперь детям уже не нужно объяснять ее значение они сами все понимают и обязательно запомнят название книги и ее обложку.

СЛАЙД № 18.

IV. Физминутка

Офтольмотренажёр - «Зарядка для глаз». Сопровождается «Песенкой почтальона». СЛАЙД №19

Песню можно скачать на сайте - http://detkam.e-papa.ru/mp/92/1096.html

V. Почта России сегодня

Российская Федеральная почтовая сеть предоставляет услуги почтовой связи на всей территории России, включая все города и сельские населенные пункты.

Почта России - это 42.000 почтовых отделений, 415.000 сотрудников. Ежегодно почтовые работники России принимают, обрабатывают и доставляют более 1 400 000 000 писем, 38 000 000 посылок.

Почта России – это полноценное, динамично развивающееся предприятие, которое на протяжении многих лет обеспечивает граждан России самым доступным средством общения в мире – почтовой связью. СЛАЙД №20

VI. Краснодарский филиал ПОЧТЫ РОССИИ

СЛАЙД №21.

В состав филиала входят 31 почтамт и автобаза. Услуги почтовой связи предоставляют 1252 отделения, из них 884 расположены в сельской местности. Услугами почтовой связи охвачены все населенные пункты края.

Фактическая численность сотрудников — 13 тыс. 603 человека, из них 5 049 почтальонов. Протяженность почтовых маршрутов составляет более 37 тыс. км; количество почтовых трактов — 178 (18 межрайонных и 160 внутрирайонных); автомобильный парк насчитывает 499 машин.

Музей почтовой связи на Кубани

В здании Краснодарского почтамта с 17 октября 2006 г. работает Музей почтовой связи на Кубани. В экспозиции представлена история развития почты в Краснодарском крае с древнейших времен до настоящего времени. Фондовая коллекция музея насчитывает свыше 300 экспонатов — редкие архивные документы и фотографии, первые почтовые марки, открытки и конверты, документы времен Великой Отечественной войны. Уникальная часть собрания — экспонаты, переданные в дар музею из почтамтов городов и районов края: подлинные фотографии и документы работников почты, их форменная одежда, предметы и оборудование.

VII. Конкурс ФГУП «Почта России» и ЗАО «Редакция «Учительская газета»

СЛАЙД № 22.

В рамках Всероссийского конкурса «Лучший урок письма», организаторами которого является ФГУП «Почта России» и ЗАО «Учительская газета», учащимся школ России предлагается написать письмо на предложенные темы и поучаствовать в конкурсе.

VIII. ПОДУМАЕМ Для чего нужны письма?

- Ребята! Подумайте, для чего нужны письма?

Учитель обобщает ответы детей и подводит итог с опорой на СЛАЙД № 23.

  • Письма – помогают людям общаться на расстоянии.
  • Письма – являются письменными историческими источниками.
  • Они хранители истории человека и его семьи, истории нашей страны и всемирной истории.

IX. ВЫЯСНИМ Что такое письмо?

- Ребята! Как вы думаете, что можно назвать письмо?

Учитель обобщает ответы детей и подводит итог с опорой на СЛАЙД № 24.

  • Письмо – это текст.
  • Письмо – это общение и передача информации на расстоянии и во времени.
  • Письмо – совмещает в себе и повествование, и описание, и рассуждение.
  • Письмо передает наши чувства и эмоции.

X. СОСТАВИМ Схему написания письма

- Ребята! Для того чтобы вы правильно писали свои письма, мы составим сейчас вместе схему написания письма.

Учитель задает вопросы, выслушивает мнение детей, обобщает ответы, подводит итого сказанному с опорой на СЛАЙД № 25.

- Как вы думаете, из скольких частей состоит письмо?

3 части:

  • Зачин.
  • Информационная часть.
  • Концовка.

- По вашему мнению, что должна содержать I часть - «Зачин»?

  • Дата и место написания.
  • Приветствие .
  • Обращение.

- От чего зависит, каким будет приветствие и обращение? (От того, кому адресовано письмо.)
- Как вы напишите первую часть письма, если оно адресовано, например маме, другу, ветерану Великой Отечественной войны, президенту?
- Какие знания и умения помогут вам написать информационную часть письма? (Умение составлять тексты различные по виду: повествование, описание, рассуждение.)
- Кроме информации, что должно передать ваше письмо? (Чувства, эмоции.)
- Из чего, по вашему мнению, состоит концовка письма?

  • Прощание.
  • Подпись.

- Ребята, что поможет письму, дойти до адресата? (Конверт.)
- Для того чтобы письмо дошло до адресата, необходимо правильно заполнить конверт. Этому мы с вами сейчас научимся.

XI. НАУЧИМСЯ Правильно заполнять адрес на конверте

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ЗАПОЛНЕНИЮ КОНВЕРТА

Ребята получают конверты для практической работы.

1) Учитель объясняет правила заполнения адреса с опорой на СЛАЙД №26.

  • Адрес адресата пишется в правой нижней части почтового конверта
  • Адрес отправителя – в левом верхнем углу
  • Все адресные данные пишутся разборчиво чернилами
  • Рекомендуется писать адресные данные печатными буквами
  • В адресе не должно быть сокращенных названий

2) Учитель организует работу по выявлению порядка заполнения адреса.

- Ребята! Рассмотрите внимательно, как заполнены адреса адресата и отправителя, сделайте вывод, в каком порядке заполняется адрес.

Учитель выслушивает ответы детей, обобщает их с опорой на СЛАЙД № 26.

  • Наименование адресата (для граждан - фамилия, имя, отчество).
  • Название улицы, номер дома, номер квартиры.
  • Название населенного пункта (город, поселок и т.п.).
  • Название района.
  • Название республики, края, области, автономного округа (области).
  • Название страны (для международных постовых отправлений).
  • Почтовый индекс.

 3) Самостоятельная работа учеников по заполнению адреса на конверте.

4) Проверка умения заполнять адрес на конверте в правильном порядке.

Игра «Проверь себя»- СЛАЙД № 27.

5) Учимся по образцу заполнять индекс - кодовый штамп.

- Ребята, как вы думаете, для чего необходим на конверте индекс в виде кодового штампа? (Для автоматической сортировки писем.)

Ученики заполняют индекс по образцу с опорой на СЛАЙД № 28.

6. Марка на конверте

- Ребята, чего не хватает на нашем конверте для его успешной отправки по почте?
- Марка для письма, что билет для пассажира.
- Сохраните этот конверт, как образец для правильного заполнения.

XII. Итог урока письма

- Ребята! Вот и подошел к завершению наш урок.
- О чем вы сегодня узнали и чему научились?
- А теперь самый главный вопрос. У кого появилось желание написать письмо?
- Я рада, что желающих писать письма в нашем классе достаточно много.
- Кому же написать письмо, если все близкие люди и друзья живут рядом? Спросите вы?
- Можно попробовать свои силы в конкурсе, о котором я вам сегодня говорила, а можно написать письмо самому себе для прочтения через 5 лет. Я думаю, такое письмо-сюрприз самому себе вас очень порадует. Вы получите уникальную возможность посмотреть на себя прежнего, вспомнить и вновь ощутить все то, что вас волновало, интересовало, огорчало и радовало.
- Я верю, что письма у вас получаться искренними и интересными.

XII. Игра «Почта»

СЛАЙДЫ № 29-39.

Цель игры – закрепить полученные знания на уроке.

Правила игры:

  • Каждая группа в порядке очерёдности выбирает любой номер письма.
  • Зачитывается вопрос, соответствующий выбранному номеру.
  • Все участники обсуждают ответ в своих группах, дают ответ.
  • В случае неверного ответа, право голоса переходит к другой группе.

Использование игры:

  • Щелчком левой клавишей мыши по конверту с номером открывается слайд с вопросом.
  • Щелчком левой клавишей мыши по вопросу появляется правильный ответ для проверки.
  • Возврат на стартовую страницу осуществляется щелчком левой клавиши мыши по кнопке со словам «Играть дальше».
  • Завершение игры. На стартовой странице щелчком левой клавишей мыши по кнопке «Итог игры».

Литература

  1. Кублицкий Г.И. Письмо шло пять тысячелетий. – М.: «Малыш», 1991.
  2. Маршак С.Я. Почта. – М.: «Детская литература». – 1988.

Интернет ресурсы

http://www.tskk.ru/rus/branches/communication/
www.russianpost.ru/
http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=7827