Цель: повысить интерес учащихся к эпистолярному жанру, к истории почтовой службы и письма.
Задачи:
- познакомить учащихся с историей возникновения почтовой службы и письма;
- познакомить учащихся со структурой письма;
- научить правильно заполнять адрес на конверте;
- раскрыть значение личной переписки в жизни каждого человека.
Оборудование: компьютер; мультимедиа проектор; презентация PowerPoint (Приложение 1); иллюстрированные страницы из книги Георгия Кублицкого «Письмо шло пять тысячелетий».
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урокаКто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,…
- Ребята вы узнали эти строки? (С.Я. Маршак «Почта».) СЛАЙД №2.
- Сегодня я вас приглашаю на Урок письма. СЛАЙД № 3.
- Как вы думаете, о чем вы узнаете на уроке и чему научитесь?
Учитель обобщает ответы детей и называет цели урока с опорой на СЛАЙД № 4.
ВЫЯСНИМ |
Что такое письмо? |
ПОДУМАЕМ |
Для чего нужны письма? |
УЗНАЕМ |
Историю возникновения письма и почты |
СОСТАВИМ |
Схему написания письма |
НАУЧИМСЯ |
Правильно заполнять адрес на конверте |
II. Актуализация темы урока
- Ребята! Когда ваша семья получила последнее письмо?
Кому оно было адресовано и от кого вы его получили?
Какое это было письмо? О чем в нем говорилось?
В вашей семье любят писать письма?
А может быть, вы больше любите их получать?
У кого в семье хранятся письма, которые были получены давно?
Выслушав вас, я поняла, что личные письма в наш стремительный век стали редкостью.
Я надеюсь и верю, что после нашего урока вы полюбите писать письма, станете уделять этому способу общения между людьми больше внимания и времени.
Пусть письма в ваших семьях станут семейными реликвиями. Пусть через много лет ваши дети, внуки или правнуки возьмут в руки письмо и узнают, какие события происходили в вашей жизни, о чем вы думали, мечтали, какие чувства испытывали.
III. УЗНАЕМ историю возникновения письма и почты1. Проблемно-поисковая ситуация
- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с книгой Георгия Ивановича Кублицкого. Книга издана в 1991 году в издательстве «Малыш» и предназначена для ребят младшего школьного возраста. СЛАЙД №5
- Я предлагаю вам самостоятельно определить, как автор назвал свою книгу или придумать свой вариант названия.
- Как вы думаете, что надо знать, чтобы дать книге название?
- Что помогает нам с вами до прочтения книги определить, о чем эта книга?
- Рассмотрите внимательно обложку книги, познакомьтесь с оглавлением и выскажите свои предположения, о чем эта книга. (Приложение 2)
Итог – Книга рассказывает об истории почты и письма.
- Какое название книге вы бы дали? Как вы думаете, какое название дал своей книге автор?
- Ребята, я принимаю все ваши версии названия книги, но авторский вариант названия вы пока не определили. Я думаю, вам это удастся сделать после знакомства с её содержанием.
- Итак, ставим перед собой цель: внимательно познакомиться с содержание книги об истории почты и письма, чтобы обогатиться знаниями из истории письма и почты, и попытаться более точно определить авторское название книги.
2.Самостоятельная работа в группах – 8 групп
Каждая группа получает материл приложения Приложение 3.
Задание:
- прочитать текст,
- рассмотреть иллюстрации,
- подготовиться рассказывать о самом интересном и важном
3. Презентация книги Георгия Ивановича Кублицкого «Письмо шло пять тысячелетий» (Приложение 3)
Желающие ребята выходят к экрану и ведут свой рассказ с опорой на слайд (если дети упускают в своих рассказах важные моменты, учитель дополняет).
Группа №1 - Говорящая глина |
СЛАЙД № 6,7 |
Группа №2 - Сделайся писцом |
СЛАЙД № 8.9 |
Группа №3 - Как дерево стало бумагой |
СЛАЙД № 10,11 |
Группа №4 - Грамоты на бересте |
СЛАЙД № 12 |
Группа №5 - Откуда пришло к нам слово ПОЧТА |
СЛАЙД №13 |
Группа №6 - Кусочек бумаги, многое изменивший |
СЛАЙД № 14,15 |
Группа №7 - Всемирный почтовый союз |
СЛАЙД № 16 |
Группа №8 - Вся история нашей почты |
СЛАЙД № 17 |
4. Подведение итогов работы
- Вот и перелистали вы с вами всего 8 страниц книги Георгия Ивановича Кублицкого, рассказывающих об истории почтовой связи и письма.
- А сколько же всего в книге страниц? (77)
- Ребята, представляете, сколько еще интересного можно узнать из этой книги. В нашей районной детской библиотеке она в единственном экземпляре. Не упустите возможность прочитать ее целиком и продолжить изучение истории почтовой связи и письма.
- Как же все таки автор назвал свою книгу?
- Вспомните, сколько тысячелетий тому назад люди отправляли письма на глиняных табличках и в глиняных конвертах.
- Теперь вы знаете, какой длинный путь проделало письмо, прежде чем стать очень удобным быстрым и безопасным способом общения людей на расстоянии.
Учитель открывает на слайде название книги. Теперь детям уже не нужно объяснять ее значение они сами все понимают и обязательно запомнят название книги и ее обложку.
СЛАЙД № 18.
IV. ФизминуткаОфтольмотренажёр - «Зарядка для глаз». Сопровождается «Песенкой почтальона». СЛАЙД №19
Песню можно скачать на сайте - http://detkam.e-papa.ru/mp/92/1096.html
V. Почта России сегодняРоссийская Федеральная почтовая сеть предоставляет услуги почтовой связи на всей территории России, включая все города и сельские населенные пункты.
Почта России - это 42.000 почтовых отделений, 415.000 сотрудников. Ежегодно почтовые работники России принимают, обрабатывают и доставляют более 1 400 000 000 писем, 38 000 000 посылок.
Почта России – это полноценное, динамично развивающееся предприятие, которое на протяжении многих лет обеспечивает граждан России самым доступным средством общения в мире – почтовой связью. СЛАЙД №20
VI. Краснодарский филиал ПОЧТЫ РОССИИСЛАЙД №21.
В состав филиала входят 31 почтамт и автобаза. Услуги почтовой связи предоставляют 1252 отделения, из них 884 расположены в сельской местности. Услугами почтовой связи охвачены все населенные пункты края.
Фактическая численность сотрудников — 13 тыс. 603 человека, из них 5 049 почтальонов. Протяженность почтовых маршрутов составляет более 37 тыс. км; количество почтовых трактов — 178 (18 межрайонных и 160 внутрирайонных); автомобильный парк насчитывает 499 машин.
Музей почтовой связи на Кубани
В здании Краснодарского почтамта с 17 октября 2006 г. работает Музей почтовой связи на Кубани. В экспозиции представлена история развития почты в Краснодарском крае с древнейших времен до настоящего времени. Фондовая коллекция музея насчитывает свыше 300 экспонатов — редкие архивные документы и фотографии, первые почтовые марки, открытки и конверты, документы времен Великой Отечественной войны. Уникальная часть собрания — экспонаты, переданные в дар музею из почтамтов городов и районов края: подлинные фотографии и документы работников почты, их форменная одежда, предметы и оборудование.
VII. Конкурс ФГУП «Почта России» и ЗАО «Редакция «Учительская газета»СЛАЙД № 22.
В рамках Всероссийского конкурса «Лучший урок письма», организаторами которого является ФГУП «Почта России» и ЗАО «Учительская газета», учащимся школ России предлагается написать письмо на предложенные темы и поучаствовать в конкурсе.
VIII. ПОДУМАЕМ Для чего нужны письма?- Ребята! Подумайте, для чего нужны письма?
Учитель обобщает ответы детей и подводит итог с опорой на СЛАЙД № 23.
- Письма – помогают людям общаться на расстоянии.
- Письма – являются письменными историческими источниками.
- Они хранители истории человека и его семьи, истории нашей страны и всемирной истории.
IX. ВЫЯСНИМ Что такое письмо?
- Ребята! Как вы думаете, что можно назвать письмо?
Учитель обобщает ответы детей и подводит итог с опорой на СЛАЙД № 24.
- Письмо – это текст.
- Письмо – это общение и передача информации на расстоянии и во времени.
- Письмо – совмещает в себе и повествование, и описание, и рассуждение.
- Письмо передает наши чувства и эмоции.
X. СОСТАВИМ Схему написания письма
- Ребята! Для того чтобы вы правильно писали свои письма, мы составим сейчас вместе схему написания письма.
Учитель задает вопросы, выслушивает мнение детей, обобщает ответы, подводит итого сказанному с опорой на СЛАЙД № 25.
- Как вы думаете, из скольких частей состоит письмо?
3 части:
- Зачин.
- Информационная часть.
- Концовка.
- По вашему мнению, что должна содержать I часть - «Зачин»?
- Дата и место написания.
- Приветствие .
- Обращение.
- От чего зависит, каким будет приветствие и обращение? (От того, кому адресовано письмо.)
- Как вы напишите первую часть письма, если оно адресовано, например маме, другу, ветерану Великой Отечественной войны, президенту?
- Какие знания и умения помогут вам написать информационную часть письма? (Умение составлять тексты различные по виду: повествование, описание, рассуждение.)
- Кроме информации, что должно передать ваше письмо? (Чувства, эмоции.)
- Из чего, по вашему мнению, состоит концовка письма?
- Прощание.
- Подпись.
- Ребята, что поможет письму, дойти до адресата? (Конверт.)
- Для того чтобы письмо дошло до адресата, необходимо правильно заполнить конверт. Этому мы с вами сейчас научимся.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ЗАПОЛНЕНИЮ КОНВЕРТА
Ребята получают конверты для практической работы.
1) Учитель объясняет правила заполнения адреса с опорой на СЛАЙД №26.
- Адрес адресата пишется в правой нижней части почтового конверта
- Адрес отправителя – в левом верхнем углу
- Все адресные данные пишутся разборчиво чернилами
- Рекомендуется писать адресные данные печатными буквами
- В адресе не должно быть сокращенных названий
2) Учитель организует работу по выявлению порядка заполнения адреса.
- Ребята! Рассмотрите внимательно, как заполнены адреса адресата и отправителя, сделайте вывод, в каком порядке заполняется адрес.
Учитель выслушивает ответы детей, обобщает их с опорой на СЛАЙД № 26.
- Наименование адресата (для граждан - фамилия, имя, отчество).
- Название улицы, номер дома, номер квартиры.
- Название населенного пункта (город, поселок и т.п.).
- Название района.
- Название республики, края, области, автономного округа (области).
- Название страны (для международных постовых отправлений).
- Почтовый индекс.
3) Самостоятельная работа учеников по заполнению адреса на конверте.
4) Проверка умения заполнять адрес на конверте в правильном порядке.
Игра «Проверь себя»- СЛАЙД № 27.
5) Учимся по образцу заполнять индекс - кодовый штамп.
- Ребята, как вы думаете, для чего необходим на конверте индекс в виде кодового штампа? (Для автоматической сортировки писем.)
Ученики заполняют индекс по образцу с опорой на СЛАЙД № 28.
6. Марка на конверте
- Ребята, чего не хватает на нашем конверте для его успешной отправки по почте?
- Марка для письма, что билет для пассажира.
- Сохраните этот конверт, как образец для правильного заполнения.
- Ребята! Вот и подошел к завершению наш урок.
- О чем вы сегодня узнали и чему научились?
- А теперь самый главный вопрос. У кого появилось желание написать письмо?
- Я рада, что желающих писать письма в нашем классе достаточно много.
- Кому же написать письмо, если все близкие люди и друзья живут рядом? Спросите вы?
- Можно попробовать свои силы в конкурсе, о котором я вам сегодня говорила, а можно написать письмо самому себе для прочтения через 5 лет. Я думаю, такое письмо-сюрприз самому себе вас очень порадует. Вы получите уникальную возможность посмотреть на себя прежнего, вспомнить и вновь ощутить все то, что вас волновало, интересовало, огорчало и радовало.
- Я верю, что письма у вас получаться искренними и интересными.
СЛАЙДЫ № 29-39.
Цель игры – закрепить полученные знания на уроке.
Правила игры:
- Каждая группа в порядке очерёдности выбирает любой номер письма.
- Зачитывается вопрос, соответствующий выбранному номеру.
- Все участники обсуждают ответ в своих группах, дают ответ.
- В случае неверного ответа, право голоса переходит к другой группе.
Использование игры:
- Щелчком левой клавишей мыши по конверту с номером открывается слайд с вопросом.
- Щелчком левой клавишей мыши по вопросу появляется правильный ответ для проверки.
- Возврат на стартовую страницу осуществляется щелчком левой клавиши мыши по кнопке со словам «Играть дальше».
- Завершение игры. На стартовой странице щелчком левой клавишей мыши по кнопке «Итог игры».
Литература
- Кублицкий Г.И. Письмо шло пять тысячелетий. – М.: «Малыш», 1991.
- Маршак С.Я. Почта. – М.: «Детская литература». – 1988.
Интернет ресурсы
http://www.tskk.ru/rus/branches/communication/
www.russianpost.ru/
http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=7827