Цели:
- Обучение умению использовать знания, полученные в 6 классе для решения различных заданий.
- Развитие внимания, познавательной активности учащихся.
- Воспитание у учащихся навыков учебного труда, формирование ответственности, формирование умения работать в группе, воспитание интереса к предмету.
Ход урока
Класс разделен на группы: две команды по 5 человек, два ведущих, три человека в жюри, остальные болельщики.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас необычный урок, мы встретились для проведения часа веселых и смекалистых. Итак, скрестим шпаги находчивости и остроумия.
Пусть победит сильнейший. Командам выйти на поле!
1 конкурс
Выход команд. Название команды. Приветствие. (Приготовлено заранее.) Команды получают за этот конкурс 1 – 5 баллов.
2 конкурс
Разгадывание ребусов. За правильное решение команда получает 5 баллов.
Ведущий: Для решения большинства задач недостаточно одних знаний. Необходима еще и внимательность. С чего начинается решение задачи, конечно с условия. Но условие можно читать по-разному: прочтешь невнимательно – вот и утеряна главная ниточка.
Проверим, умеют ли болельщики быстро улавливать условие задачи.
Ну-ка, кто из вас быстрее решит такую задачу Корнея Ивановича Чуковского?
(Решают болельщики.)
Шел Кондрат
В Ленинград,
А навстречу двенадцать ребят,
У каждого по три лукошка,
В каждом лукошке – кошка,
У каждой кошки – 12 котят,
У каждого котенка
В зубах по четыре мышонка,
И задумался старый Кондрат:
Сколько мышат и котят
Ребята несут в Ленинград?
Если ответ неверный, то ведущий говорит, что болельщики плохо выслушали условие и поэтому попали в положение старого Кондрата:
«Глупый, глупый Кондрат!
Он один и шагал в Ленинград,
А ребята с лукошками,
С мышами и кошками
Шли навстречу ему –
В Кострому»
Слово предоставляется командам. Они на доске написали ответ на разгаданный ребус. Жюри проверяет правильность. Выставляет баллы. Болельщики могут помочь, примеры есть на экране.
Ведущий: Следующий конкурс «Веселая рыбалка».
Три члена команды «ловят» рыбку. На рыбке написано одно из уравнений, которое надо решить, записать на доске решение, болельщики решают все уравнения.
Рыбаки получают балл за то, что поймали( при помощи удочки с магнитом) и удержали рыбку и два балла за правильно решенное уравнение. Болельщики могут помочь.
1) 6х – 12 = 5х + 4
2) – 9а + 8 = - 10а – 2
3) 4 + 25у = 6 + 24у
4) 11 – 5в = 12 – 6в
5)
6)
Ведущий: Пока жюри подводит итоги, все успокоились и послушали индусскую притчу.
Магараджа выбирал себе министра. Он объявил, что возьмет того, кто пройдет по стене вокруг города с кувшином, доверху наполненном молоком, и не прольет ни капли. Многие ходили, но по пути их отвлекали, и они проливали молоко. Но вот пошел один. Вокруг него кричали, стреляли. Его всячески пугали и отвлекали. Он не пролил молоко. «Ты слышал крики, выстрелы?»- спросил его потом магараджа. – Ты видел, как тебя пугали? – Нет, повелитель, я смотрел на молоко».
Не слышать и не видеть ничего постороннего, вот до какой степени может быть сосредоточено внимание. Каким мощным оно бывает.
Теперь проверим внимание членов команд. Попрошу от команды по одному человеку.
По команде ученики начинают считать громко от 1 до 24. Выигрывает тот, кто раньше назовет последнее число 24.
Игра проводится несколько раз. Балл получает выигравший ученик
(Две одинаковые таблицы прикреплены к доске)
14 |
8 |
12 |
4 |
10 |
23 |
1 |
15 |
3 |
17 |
21 |
7 |
19 |
6 |
9 |
11 |
24 |
2 |
16 |
22 |
13 |
20 |
5 |
18 |
Ведущий: Приглашаю для конкурса художников по одному человеку от команды. На доске надо нарисовать веселого человечка, используя только геометрические фигуры и цифры. Наибольший балл 3.
Следующий конкурс – конкурс капитанов.
Капитаны должны решить по три примера, которые находятся в шарах. Каждый правильный ответ – 1 балл.
1) 45,2 + 8 |
|
|
1) 15,24 – 11,7 |
Ведущий: На доске записаны ступеньки, для каждой группы болельщиков. Чьи болельщики быстрее «поднимутся» по ступенькам. Конкурс оценивается в 3 балла, баллы прибавляются команде.
Ведущий: Найдите фамилию немецкого математика, решив примеры. Ответ и соответствующую букву запишите в таблицу и вы прочитаете фамилию ученого. (Учитывается скорость команды.)
Ответы заносятся в таблицу.
Если команда правильно решила примеры и правильно заполнила таблицу, то получили фамилию немецкого ученого МЕБИУС.
Ведущий: Август Фердинанд Мебиус (1790 – 1868 г) немецкий математик и астроном. Считается одним из создателей современной геометрии. Установил существование односторонних поверхностей. Лист Мебиуса – простейшая односторонняя поверхность, которая получается при склеивании полоски бумаги прямоугольной формы.
У вас есть полоска бумаги прямоугольной формы, перекрутите ее, склейте, вы получили Лист Мебиуса.
Август Мебиус обнаружил, что на перекрученном кольце линия от карандаша прошла по обеим сторонам, хотя его карандаш не отрывался от бумаги. Позже математики открыли еще целый ряд «односторонних поверхностей». Но эта, первая, положившая начало целому направлению в геометрии.
Возьмите карандаш и ответьте на вопросы:
- Божья коровка ползет из одной точки листа только вперед, попадет ли она снова в эту точку.
- Обойдет ли божья коровка одна сторону или обе стороны полоски.
Вот вы и сами проверили, что лист Мебиуса имеет одну поверхность.
Жюри подводит итоги конкурса. Награждаются наиболее отличившиеся участники. А так же победившая команда.
Закончился час веселых и находчивых. Игра помогла вам сделать еще один шаг на пути к новым знаниям.