Цели урока
Образовательная:
- повторения основных видов графиков линейных функций, прямой пропорциональности, графиков с модулем;
- умение пользоваться свойствами графиков функций при определении коэффициентов к и в, а также областью определения и областью значения функции;
- подготовка учащихся к решению систем уравнений графическим способом и определению количества решений в системах.
Развивающая:
- развитие логического мышления учащихся при определении вида графика;
- умения увидеть главное на графиках;
- навыки работы с тестами;
- математической речи учащихся;
- подготовка учащихся к мальму ЕГЭ в 9-х классах и к ЕГЭ в 11-х классах по задания с графиками функций.
Воспитательная задача: продолжать воспитание познавательного интереса к предмету, используя индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся.
Оборудование:
- Компьютер с мультимедийной системой + интерактивная доска.
- Карточки с тестами.
- Линейка.
- Треугольник.
Ход урока
I. Задания для устной работы
- В словах буквы переставлены местами. Необходимо составить правильные слова.
фраиц
нидаатроко
нукцияф
киргаф
котач
мярпая
сасбисца
сьо
йссооввт
ффииэекнтцоцифра
координата
функция
график
точка
прямая
абсцисса
ось
свойство
коэффициент
- Проверь, есть ли ошибки в определениях. Если есть, то исправь.
- Каждому значению зависимой переменной соответствует единственное значение независимой переменной называют функцией.
- Независимую переменную называют аргументом.
- Зависимую переменную называют функцией.
- Ось ОХ называют осью ординат.
- Ось ОУ называют осью абсцисс.
- Графиком функции называется множество всех точек координатной плоскости, абсциссы которых равны значениям аргумента, а ординаты – соответствующим значениям функции.
- Прямой пропорциональностью называется функция, которую можно задать формулой вида у = кх, где х зависимая переменная, к – независимая переменная.
- Для построения графика линейной функции достаточна 1 точка.
II. Работа у доски
- Опиши у доски свойство графика функции у = кх + в по плану сверив ответы с интерактивной доской:
Ответы: |
|
|
|
- Опиши у доски свойства графика функции у = кх, сверив ответы с интерактивной доской:
Ответы: |
|
|
|
- Опиши у доски свойства графиков функции у = в, х = а по плану, сверив ответы с интерактивной доской:
Ответы: | |
|
|
- Опиши у доски свойства функции у = |х|, сверив ответы с интерактивной доской:
- Область определения.
- Область значений.
- Точки пересечения с осями.
- Что является графиком?
Ответы:
- Х Є R
- у Є от 0 и до + бесконечности
- х = 0, у = 0
III. Работа со слайдами (устно)
- По графикам функции определи свойства графиков функций. (На слайдах)
- Кокай знак имеют коэффициенты к и в в функции у = кх + в. Почему?
IV. Задание на интерактивной доске
Измените график функции так:
стал меньше 0;
стал равным –2; |
- Определи, сколько точек пересечения имеют графики функции, не выполняя построения, (самостоятельно в тетрадях). Сверим ответы:
Ответы: | ||
1) у = 2х + 5 2) у = 4 – 3х 3) у = 8х – 2 4) у = 5х 5) у = 0,1х + 8 6) Х = 2 7) У = х – 3 |
у = 2х + 3 у = -3х + 1 у = 4х – 2 у = 5х + 2 у = 3 у = -х у = -3 + х |
1) 0 2) 0 3) 1 4) 0 5) 1 6) 1 7) Бесконечное множество. |
- Определи, в какую сторону будет передвинут график функции у = |х| вдоль оси ОХ. (Самостоятельно в тетрадях.) Сверим ответы на слайде:
- у |х – 1|
- у = |х – 1| + 5
- у = |х| – 1
- у = |х + 5|
- у = |х + 5| – 1
- у = |х| + 5
Карточка № 1
А10. Соотнесите функции, заданные формулами с их графиками (рис. 1).
A)
1) у = 3х |
Б)
2) у = 1 – х |
В)
3) у = 2х – 3 |
Рис. 1 |
Карточка № 2
А10. Соотнесите функции, заданные формулами них графиками (рис. 7).
А) 1) у = 2/3х – 1 |
Б) 2) у = -2х |
В) 3) у = 4х – 8 |
Рис. 7 |
Карточка № 3
А10. Соотнесите функции, заданные формулами с их графиками (рис. 11).
А) 1) у = 2 |
Б) 2) у = 1/3х |
В) 3) у = -3/2х + 3 |
Рис. 11 |
Карточка № 4
А10. Соотнесите функции, заданные формулами с их графиками (рис. 12).
А)
1) у = -2х |
Б)
2) у = -2 |
В)
3) у = -2х – 2 |
Рис. 12 |
Карточка № 5
А10. Соотнесите график линейной функции e = kx + b, расположенный в соответствующих координатных четвертях и верное неравенство.
А) II, III, IV | б) I, III, IV | в) I, II |
1) k > 0, b < 0 | 2) k = 0, b > 0 | 3) k < 0, b < 0 |
А10. Соотнесите график линейной функции e = kx + b, расположенный в соответствующих координатных четвертях и верное неравенство.
А) I, II, III | б) III, IV | в) II, III, IV |
1) k = 0, b < 0 | 2) k > 0, b > 0 | 3) k < 0, b < 0 |
Карточка № 6
А10. Соотнесите график линейной функции e = kx + b, расположенный в соответствующих координатных четвертях и верное неравенство.
А) I, II, III | б) III, IV | в) II, III, IV |
1) k = 0, b < 0 | 2) k > 0, b > 0 | 3) k < 0, b < 0 |
Карточка № 7
А10. Соотнесите уравнение ax + by + c = 0, преобразовав его к виду линейной функции y = kx + b и соответствующий ему угловой коэффициент.
а) -5x + 2y – 3 = 0 | б) -3x – 3y = 0 | в) 3y + 6 = 0 |
1) k = 0 | 2) k = 2,5 | 3) k = -1 |
А10. Соотнесите уравнение ax + by + c = 0, преобразовав его к виду линейной функции y = kx + b и соответствующий ему угловой коэффициент.
А) -2x + 2y = 0 | б) -7y + 14 = 0 | в) 3x + 2y + 8 = 0 |
1) k = 0 | 2) k = -1,5 | 3) k = 1 |
Карточка № 8
А10. На рис. 24 изображены графики линейной функции у = кх + в. Проведите линии, соединяющие каждый рисунок с правильным ответом.
1) k > 0, b > 0 | 2) k > 0, b < 0 |
3) k < 0, b > 0 | 4) k < 0, b < 0 |
VI. Самостоятельная работа
Постройте графики функций:
- у = 2(6 – х)
у = (4 – х) * 3
- У = 2 |х| + 2
у = 2 |х| – 2
4. № 381. Задайте формулой линейную функцию, графиком которой служит прямая, проходящая через точку А (2; 3) и параллельная графику функции у = 1,5х – 3. Постройте ее график.
VII. Подведение итогов урока по вопросам:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие задания у вас вызвали затруднения?
- Ответы на вопросы учащихся.
- Какие задания вам понравились?
VIII.
Домашнее задание:- № 383
- № 379
- № 384
- Тестовое задание А10 (варианты №№ 2, 3, 4, 5, 6).
Список литературы
- Алгебра 7-й класс / под ред. С.А. Теляковского.
- Тесты для промежуточной аттестации 7–8-й класс / под ред. Ф.Ф. Лысенко, 2007.