"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли".
В. А. Сухомлинский
Одной из форм интеграции учебных предметов в школе, по моему мнению, является работа с пластилином (соленым тестом, парафином) на уроках географии.
Научившись работать на уроках трудового обучения с пластилином, а на уроках изобразительного искусства с красками, учащиеся уже готовы к выполнению работ, о которых пойдет речь ниже.
Лепка - одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, а это в свою очередь способствует развитию речи. Такой вид деятельности развивает наблюдательность, дает простор детской фантазии. А.С. Макаренко писал: "Материалы (глина, дерево, бумага и т. д.) ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру:в них есть простор для фантазии. Не просто воображения, а большой творческой фантазии" [1, с. 7].
В лепке ребенок не просто рассматривает, а осязает своими руками. А чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии впечатления, тем оно становится отчетливее.
О прикладной стороне лепки, то есть о приложении ее к творческой жизни, не нужно говорить много слов - оно очевидно. Человек, изучивший форму, не будет чужд инициативы и творческих замыслов. Он всегда сумеет внести в свой труд нечто свое, индивидуальное.
Лепка является большим подспорьем при прохождении курса геометрии и естествознания. Наиболее подходящим материалом для лепки является пластилин. Он не сохнет, поэтому, если сделанная работа оказалась неудачной, ее можно переделать.
Лепить можно из воска, глины, гипса и даже из бумаги (папье-маше). Но для детей самым удобным материалом является пластилин. Он легок, пластичен, имеет много оттенков и цветов, его можно многократно использовать.
Сейчас в магазинах можно найти пластилин не только различных сортов, но и с различными свойствами. Например, немецкий формопласт после окончания работы погружают на несколько минут в кипяток, и он затвердевает подобно гипсу. Правда, такой пластилин второй раз уже нельзя использовать. "Крайола" имеет яркую окраску и эффект прилипания.
Не многие знают, что пластилином можно рисовать: наносить на лист картона мазками или прикреплять отдельными разноцветными кусочками.
Ребенок в процессе труда чувствует себя взрослым, и сознание, что он работает как взрослый, приносит ему удовольствие, поддерживает интерес к труду. А поскольку работу можно проводить группами, то в процессе воспитывается чувство взаимопомощи, так как конечный результат зависит от работы каждого.
Выполнение таких практических работ на уроках географии воспитывает эстетический и художественный вкус, закладывает серьезную основу для их дальнейшей деятельности в самых разных общественных и производственных сферах.
Нельзя забывать и о возрастных возможностях детей. Н. С. Лейтес, исследовавший эти возможности, писал: "Очень важно - именно в связи с вопросом о способностях - не упускать из виду, что каждый детский возраст имеет свои особые неповторимые достоинства:" [2, с. 5]. Дети не равны по своим природным задаткам. Они еще не умеют правильно распределять свои силы. Учащиеся в возрасте 10 - 13 лет имеют психологические особенности, как-то: познавательная активность возрастает, растет потребность в приобщении к деятельности взрослых.
Учитывая все вышеизложенное, предлагаемая автором методика наиболее полно отражает следующие принципы: как работать с пластилином и как сделать урок географии более интересным.
При выполнении любой работы необходимо помнить определенные правила. В нашем случае предлагаются следующие:
- лепим на твердой поверхности, покрытой клеенкой;
- нельзя бросаться пластилином, брать его в рот;
- на пол положить под ноги газету или клеенку, чтобы его не запачкать;
- нельзя размахивать стеками, нельзя резко поворачиваться в сторону соседа по рабочему месту, если в руках стек;
- нельзя подносить стеки близко к глазам, чесать ими уши и нос;
- свет должен быть ярким, поэтому убери со стола все лишнее;
- после занятия убрать свое рабочее место, руки вымыть.
Эти правила вспоминаем перед началом работы вместе с детьми.
Итак, на уроках географии обязательным видом работы является работа в контурных картах. Работа по изготовлению макета материка (России, своей области, республики:) предлагается как обобщающая, но не замещающая выше означенную.
К уроку дети заготавливают на картоне контуры изученного региона, пластилин, краски и кисть (при необходимости). Например, по завершении темы "Африка" учащиеся наносят на картон контуры данного материка. На уроке, используя настенную карту и атласы, анализируем качественный фон, вспоминаем особенности размещения основных форм рельефа. Затем сопоставляем физическую и карту строения земной коры, объясняем причины образования этих форм рельефа. Теперь на заготовленном шаблоне помечаем карандашом местоположение гор, низменностей, возвышенностей и так далее. И, наконец, используя план, приступаем к основной работе (план находится на столах учащихся):
- рассматривание и анализ карт;
- установление поэтапной последовательности планирования и изготовления работы;
- подбор материалов и цветов;
- изготовление;
- анализ и оценка.
Когда выполняем работу впервые, используем принцип объяснения и показа приемов работы. Учащиеся берут кусок пластилина, слегка разминают его, чтобы он разогрелся и стал более пластичным. Из кусочков пластилина двух или более цветов можно получить материал различных цветов и оттенков. Для получения необходимого цвета, нужно взять кусочки двух разных цветов и, разогрев их в ладонях, скатать один длинный валик, затем согнуть его пополам (и так до получения однородного цвета). Таблица для получения нужных цветов также есть на столах у детей - таблица 1.
Таблица пропорций смешивания
пластилина
(берем лишь цвета шкалы высот)
Таблица 1 [1, с. 23]
Цвет, который хотим получить | Пропорции от бруска | ||||
желтый | белый | черный | зеленый | оранж. | |
серый | - | 1/5 | 1/5 | - | - |
светло-зеленый | 1/2 | - | - | 1/2 | - |
темно-зеленый | 1/3 | - | - | 2/3 | - |
светло-коричневый | 2/3 | - | 1/3 | - | - |
темно-коричневый | - | - | 3/5 | - | 2/5 |
Теперь согласно карте заполняем шаблон: пластилином наносим основные формы рельефа. В зависимости от абсолютной высоты местности размещаем качественный фон, горные системы вытягиваем вертикально, стеками намечаем разломы, русла рек и котловины озер. Русла рек можно заполнить вместо пластилина синими нитками. При необходимости можно использовать краски для обозначения снежного покрова на вершинах, действующих вулканов.
В ходе выполнения работы осуществляется общий и индивидуальный инструктаж, выявляются ошибки. Затем подводятся итоги. Лучшие работы размещаются на выставке. Уровень отметки зависит от правильности размещения объектов на макете, их соответствия шкале высот, оригинальности исполнения и качества работы (аккуратность и чистота).
Данная практическая работа предполагает преобразующую деятельность учащихся, направленную на получение нового, познавательного результата путем творческого использования знаний в новых условиях.
Такая работа позволяет всем учащимся на уроке выставить отметки, но не это главное. Дело в том, что дети сами делают рельефные карты - качественно новый для них продукт. В качестве примеров приведены работы учащихся: "Особенности рельефа Северной Америки" <Рисунок1>, "Физическая карта Африки" <Рисунок2>, "Физическая карта Саратовской области" (работа выполнена из солёного теста) <Рисунок3>, "Особенности рельефа России" <Рисунок4>.
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Конечно, детские макеты имеют недочеты, но они сразу видны и легко устранимы.
В заключении хочется отметить, что этот вид деятельности учащимся очень нравится. "Плюсами" работы являются: расширение географического кругозора, развитие сенсомоторики, развитие внимания (повышение его устойчивости), повышение любознательности (в этой работе есть новизна, творческое искание), повышение эмоционального настроя, развитие личности (воспитание усидчивости, настойчивости, умение доводить начатое дело до конца), формирование способности контроля и оценки собственной деятельности, получение навыков по планированию своей деятельности, распределению операций, приобретение умения применять теоретические знания на практике.
Такие практические работы содействуют сознательному усвоению учащимися знаний и формированию умений и навыков географического характера.
Список литературы
- Боголюбов Н. С. Лепка на занятиях в школьном кружке. - М., Просвещение, 1979
- Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. - М., 1971