Использование логических приемов на уроках биологии как один из способов активизации мыслительной деятельности учащихся

Разделы:


В основной школе содержание биологического образования обращается больше к фактам. Это приводит к задержке развития ученика. Поэтому учебный процесс надо строить таким образом, чтобы стимулировать аналитическую и синтезирующую деятельность мозга ученика.Особое влияние на развитие мыслительной деятельности учащихся оказывают логические приемы. Основными мыслительными операциями являются анализ и синтез, и степень их развитости характеризует степень развития логического мышления учащихся. Использование логических приемов необходимо начинать с изучения раздела “Растения”. В старших классах учащиеся будут легко справляться не только с репродуктивными, но и с расширяющими и развивающими вопросами.

Дидактический прием “сравнение” помогает выявить черты сходства и отличия в предметах и явлениях, некоторые общие особенности в исследуемых объектах.

*Дайте сравнительную характеристику белой планарии и свиного цепня. Сделайте вывод.

Сравниваемый признак

Белая планария

Свиной цепень

Тип

   

Покров тела

   

Полость тела

   

Дыхание

   

Питание и пищеварение

   

Нервная система

   

Выделение

   

Размножение и развитие

Но при помощи сравнения нельзя выявить существенные признаки. Этому способствует применение “противопоставления”.

Противопоставьте образ жизни белой планарии и свиного цепня. Объясните, какие возникли приспособления к паразитическому образу жизни у свиного цепня? Сможет ли белая планария жить в другом организме? Ответ обоснуйте.

*Когда нужно составить самостоятельно характеристику предмета либо явления по аналогии с той, которую составили коллективно или которая дана в учебнике, применяется прием ”аналогии или переноса знаний в новую ситуацию”.

Составьте самостоятельно сравнительную характеристику свиного цепня и человеческой аскариды.

“Прием классификации” помогает объединить в группы по сходным признакам. Этот прием требует большой аналитико-синтетической деятельности учащихся. Сначала ученик должен провести анализ признаков предметов и явлений, затем среди них найти общее, на основании которых объединить их в группы.

*Распределить животных по классам и выделить их отличительные признаки:

Бычий солитер, печеночная двуустка, свиной цепень, кровяная двуустка, широкий лентец, ремнец, лягушачья многоустка, эхинококк.

“Прием систематизации” требует расположения предметов или явлений в определенном порядке, в системе.

*На примере изученных червей проследите черты усложнения. Строение и образ жизни каких червей являются наиболее сложными? Докажите.

“Прием установления причин и выяснения взаимосвязи”. Важным условием этого приема является наличие у учащихся определенного запаса знаний. Вскрытие причин и взаимосвязей помогает учащимся объяснить факты, а значит понять их. Данный прием включает в себя вопросы и задания ,начинающиеся словами “почему”, “с чем связано”, “объясните причины”, а также при работе со схемами и моделями. Полезны задания на составление учащимися схем и моделей самостоятельно.

*Объясните причину массового выхода дождевых червей на поверхность после дождя.

“Прием обобщения”. Этот прием позволяет выделить общее и главное в определенной системе знанийЕго внешним выражением являются задания типа: что в этих заданиях общее, сделайте вывод, в чем сущность происходящего, как вы понимаете…и конечным результатом является формулировка правил, понятий, выводов.

*Сделайте вывод: Как связаны особенности строения дождевых червей с образом жизни и средой их обитания?

Сущностью логических приемов является проблемная ситуация, которая внешне оформляется в виде вопросов, заданий задач.