Урок-исследование "Жизнь в океане"

Разделы: География


Тип урока: урок-исследование

Цели урока:

  • познакомить учащихся с условиями жизни в океане,
  • сформировать представление о биологических богатствах океана

Оборудование:

  • карта Мирового океана
  • таблицы групп морских организмов по типу местообитания
  • рисунки морских организмов
  • сообщения учащихся
  • магнитофон
  • диск CD "Sea Of Tranguility"
  • телевизор, DVD-проигрыватель
  • DVD-диск "Австралия"

Эпиграф к уроку:

Ни разу не был я на океане.
Мне даже не представить никогда,
Что на каком - то там меридиане
От полюса до полюса вода.
П.Богданов

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Звучит музыка "Шум моря"

- Мировой океан - голубое зеркало нашей планеты, колыбель жизни на Земле. В нем не только прошлое, но и будущее нашей планеты. Чтобы понять великую роль океана, необходимо знать особенности его природы.

2. Проверка домашнего задания

- На прошлом уроке мы с вами познакомились со схемой поверхностных течений в океане. Дома вы нанесли их на контурные карты и сейчас мы ещё раз назовем и покажем некоторые из них.

Фронтальный опрос

- Что такое течение? ( поступательные движения водных масс в горизонтальном направлении )

- Какие виды течений вы знаете? ( ветровые и стоковые)

- Как вы обозначили течения на контурных картах?

- Гольфстрим у берегов Скандинавии имеет температуру +4° С. Какое это течение? (теплое)

- Канарское течение у берегов Африки имеет температуру +23° С. Какое это течение? (холодное)

- Почему? Объясните.

Работа с картой.

Показать на карте: Гольфстрим, Курасио, течение Западных ветров, Пассатные течения, Муссонное, Калифорнийское, Канарское, Бенгельское.

- Какое направление имеют теплые течения? ( от экватора)

- Холодные течения? ( к экватору)

3. Изучение нового материала

- К сегодняшнему уроку вы готовились все и провели небольшие исследования, которыми сейчас поделитесь со своими одноклассниками.

- Сейчас мы узнаем об одном очень увлекательном явлении в океане.

"Пустыня Атакама, Перуанское течение и Эль-Ниньо"

Атакама - одна из прибрежных пустынь западного побережья Южной Америки с экстрааридным (очень сухим) климатом. Пустынность ее обусловлена влиянием холодного Перуанского течения, обогащенных кислородом и минеральными элементами, обильно фито- и зоопланктон, которым питаются анчоусы, которых потребляют многочисленные птицы, формирующие залежи гуано на побережье.

Примерно раз 8-12 лет, обычно в феврале- марте, когда ослабевает юго- восточный пассат, а значит и Перуанское холодное течение, от экватора начинает распространяться эпизодическое теплое течение Эль-Ниньо (от испанского - младенец).

Приход теплых малопродуктивных вод, бедных кислородом и планктоном, оказывает катастрофическое влияние на экосистему прибрежных районов. Например, в 1982г. Температура поверхностных вод океана, во время прихода Эль-Ниньо, превысила средние многолетние значения на 8-10c С. Из прибрежных районов исчезли анчоусы, за ними гибли или улетали многочисленные птицы, которые питаются в основном рыбой. В районе Галапагосских островов численность морских игуан сократилась на 30-35%, бескрылых бакланов- на 45%, галапагосских пингвинов- на 78%; погибли почти все новорожденные морские котики.

В этот период над пустыней Атакама разражаются тропические ливни. Обилие осадков приводит к тому, что в Атакаме появляются растения- эфемеры и масса насекомых, пустыня покрывается цветущим ковром, но это мало радует местных жителей, так как прекращается лов анчоусов и они остаются без средств к существованию.

Такое состояние обычно продолжается 3-6 месяцев, после чего теплое течение Эль-Ниньо отодвигается к экватору, а холодное Перуанское течение занимает свое обычное место. Все природные процессы начинают развиваться в обратном направлении: подъем глубинных вод (апвеллинг), богатых кислородом и питательными веществами, ведет к обильному размножению фитопланктона и зоопланктона, появляются анчоусы, затем прилетают многочисленные птицы. В пустыне Атакама прекращаются осадки, довольно быстро выгорает растительность, исчезают насекомые - пустыня приобретает обычный вид.

Исследования последних лет показали, что появление Эль-Ниньо оказывает влияние не только на природные компоненты региона, но и на систему океан - атмосфера в глобальном масштабе. В годы развития Эль-Ниньо в юго-восточной части Тихого океана устанавливается зона пониженного давления, а в бассейне Индийского океана - повышенного. Это вызывает засухи в Индии, Восточной Африке, Австралии. Возможно, что влияние Эль - Ниньо еще шире, имеет глобальный характер, и его ощущают даже жители Москвы (не с этим ли связаны бесконечные погодные аномалии последних лет?).

Более того, в последние десятилетия Эль - Ниньо появляется все чаще и чаще. Возможно это связано глобальным потеплением на Земле и растущими выбросами в атмосферу парниковых газов в результате деятельности человека.

Разнообразие морских организмов.

- Океан полон жизни и тайн, поражающих воображение. Многие из них не раскрыты до сих пор. При исследовании морских глубин и сейчас еще находят организмы, неизвестные науке. Жизнь в океане всепроникающа. Она существует на дне Марианского желоба, на глубине 11 тыс. м, и даже там, где образуется новая земная кора, где из глубин Земли через разломы поступает горячая магма, где высокие температуры и огромное давление.

Просмотр видеофрагмента о Коралловом рифе

( диск "Австралия" из серии "Золотой глобус")

- Условия жизни в океане от полюсов до экватора, от поверхности до максимальных глубин очень различны. Поэтому разнообразие жизни в нем необычайно велико.

- В Мировом океане обитает огромное количество живых организмов - от одноклеточных микроскопических растений и животных до морских гигантов.

- По образу жизни морские организмы делятся на три группы:

  • нектон - активно плавающие животные;
  • планктон - пассивно плавающие;
  • бентос - организмы, живущие на дне.

Выступления учащихся.

Они рассказывают о представителях разных групп.

Выставка рисунков.

ГУБКИ, тип преимущественно морских колониальных беспозвоночных. Высота одиночных губок колеблется от нескольких мм до 3 см, размеры колоний могут достигать 1,5 м. Форма колоний разнообразна - от бесформенных наростов и ковриг, до почти правильных бутылей, чаш или шаров. Губки имеют форму мешка или бокала, который основанием (подошвой) прикреплен к субстрату, а находящимся на противоположном конце отверстием (устьем) сообщается с окружающей средой.

Ткани и органы у губок не дифференцированы, однако наблюдается специализация клеток по выполняемым функциям. Среди них встречаются покровные, опорные и скелетные, а также воротничковые и амебоидные клетки. Последние способные образовывать псевдоподии для захвата пищевых частиц. У губок развивается как минеральный, так и органический скелет, представленный известковыми (CaCO3) или кремниевыми (SiO2) иглами (спикулами), а также волокнами белка спонгина. Нередко развивается смешанный скелет, в котором представлены минеральные и органические элементы.

По типу питания губки являются фильтраторами. Объем фильтруемой воды очень велик - небольшая, до 10 см губка, за сутки способна пропустить через свое тело около 22 л. Губки размножаются, как бесполым, так и половым путем.

ДЕЛЬФИНЫ, подсемейство морских млекопитающих семейства дельфиновых; включает около 20 родов, около 50 видов: соталии, стенеллы, белобочки, китовидные дельфины, короткоголовые дельфины, клювоголовые дельфины, афалины (два вида), серые дельфины, черные косатки, гринды, косатки, морские свиньи, белокрылые морские свиньи, бесперные морские свиньи, гребнезубые дельфины. Дельфины широко распространены в акватории мирового океана.

Длина дельфинов 1,2-10 м. У большинства есть спинной плавник, морда вытянута в "клюв", зубы многочисленны (более 70). Дельфинов часто содержат в океанариумах (в том числе в дельфинариях), где они могут размножаться. Они легко поддаются дрессировке; способны к звукоподражанию. Гидродинамическое совершенство форм тела, строение кожного покрова, гидроупругий эффект плавников, способность нырять на значительную глубину, надежность эхолокатора и другие особенности дельфинов представляют интерес для бионики. Один вид дельфинов занесен в Международную Красную книгу.

ПЛАНКТОН (от греч. planktos - блуждающий), совокупность организмов, обитающих в толще воды и неспособных противостоять переносу течением. Планктон составляют многие бактерии, диатомовые и некоторые другие водоросли (фитопланктон), простейшие, некоторые кишечнополостные, моллюски, ракообразные, оболочники, яйца и личинки рыб, личинки многих беспозвоночных животных (зоопланктон). Планктон непосредственно или через промежуточные звенья пищевых цепей служит пищей всем остальным животным, обитающим в водоемах.

ЗООПЛАНКТОН - совокупность животных, обитающих в толще воды морских и пресных водоемов и не способных противостоять переносу течениями; составная часть планктона. Наибольшая биомасса зоопланктона в тропических водах (до 200-500 мг/м3 и выше).

Биологическое богатство океана

- Океан издавна является кормильцем человека. В нем ведется промысел млекопитающих (тюленей, моржей), лов рыбы, беспозвоночных животных, собирают водоросли. Многие организмы используют не только в пищу. Из них получают лекарства, сырье для химической промышленности.

4. Рефлексия

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Мировой океан обладает большими, но все же ограниченными биологическими богатствами, и перед человечеством стоит важная задача их разумного использования и охраны.

5. Домашнее задание

 11

Использованная литература

1. Атлас. География материков и океанов. 7 класс. Москва. "Издательство ДИК", 2007.

2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия - 2008 год.

Современная универсальная Российская энциклопедия. 2 CD-ROM.

3. Дэвид Берни. Большая иллюстрированная энциклопедия живой природы. Москва. "Махаон", 2006.

4. Глазычев С.Н., Косоножкин В.И. Практикум по экологии (часть1). Москва. МГОПУ им. М.А.Шолохова; ТЭКОЦЕНТР; МГОУ, 2003.

5. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев География материков и океанов. 7 класс. Москва. Дрофа. 2001.

6. Н.А.Никитина. Поурочные разработки 7 класс. Материки, океаны, народы и страны. Москва. ВАКО. 2005.

7. Н.А.Никитина. Поурочные разработки 6 класс. Физическая география. Москва. ВАКО. 2004.

Приложение 1

Приложение 2