Вид урока: обобщение и систематизация материала
Тема урока: Все действия с натуральными числами
Цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания.
- Умения и навыки учащихся, полученных в результате изучения темы: "Действия с натуральными числами"
Задачи урока:
- развивающие - дифференциация в обучении, развитие навыка бережного отношения к окружающей природе, привитие любви к математике, расширение кругозора учащихся;
- воспитательные - развитие коммуникативных умений, повышение мотивации на обучение, формирование познавательного интереса, создание заинтересованности каждого ученика в работе;
- дидактические - обобщить, систематизировать знания, умения учащихся, углубление знаний учащихся, развитие творческих способностей.
Оборудование: кодоскоп, карточки-задания, картинки зверей, треугольники чёрного, жёлтого и красного цветов.
Ход урока
I этап. Организационный момент.
Приветствие учащихся, мобилизация внимания.
II этап. Комбинированная работа класса (работа у доски, работа по карточкам, по вариантам, устная и письменная работа)
Учитель: У нас сегодня необычный урок. К нам в гости пришла передача :
"В мире животных". Герои передачи помогут нам обобщить знания, полученные на предыдущих уроках. Вот первая страница .
Учитель. В нашей стране водится крупный грызун. Он ведёт полуводный образ жизни, обитает по лесным рекам, сооружает из ветвей и ила домики, поперёк реки делает плотины длиной 5-6 м. Благодаря плотине образуется широкое затопленное пространство, по берегам которого располагаются норы. Что это за зверь?
Чтобы ответить на вопрос, нужно решить примеры, ответы записать в строчку, а затем числа заменить буквами. (Приложение №1)
Пример записан на доске.
Учащиеся решают примеры в тетрадях и по ходу решения отвечают на вопросы:
Как найти неизвестный множитель в каждом примере.
В результате решения получается слово бобр.
Учитель. А теперь давайте узнаем длину тела бобра в дециметрах.
Поможет нам это узнать блок-схема, которая записана на доске.
Вопросы: Переведите 10 дм в другие единицы длины.
На доске прикреплены карточки, на которых записаны числа 10, 15,20.
Ученик берёт карточку с числом 10 и читает:
У бобра широкий и плоский хвост как лопата. Это идеальный руль глубины. Изогнув его, он может нырнуть вертикально вниз или же быстро со дна на поверхность.
Учитель. Мы уже знаем, что длина бобра 1м, а какова же его масса? Ответить на этот вопрос вам поможет удивительная цепочка примеры.
(Примеры показываются через кодоскоп)
Учащиеся отвечают на вопросы: 1. Как называются геометрические фигуры, которые использовались в этом задании?
Какая фигура здесь лишняя и почему?
Используя результаты вычислений, ответьте на вопросы:
На сколько 100 больше 39? Какой пример помог ответить на этот вопрос (39+61=100)
Во сколько раз 25 меньше 100?
На сколько нужно умножить 39, чтобы получить 156?
Чему равно частное от деления 1656 на 8?
Прочитайте пример помощник
Учитель. А теперь нужно взять ту лишнюю фигуру, которая фигурировала в задании (они лежат на столе учителя) и читает:
Ученик. Индейцы почитали бобров особо. Будучи людьми суеверными, они верили в неземное происхождение бобров и называли их нашими меньшими братьями.
Бобр отличный пловец и ныряльщик. Несколько минут он может находиться под водой.
Каждому ученику даётся карточка с таблицей в строки которой нужно вписать числа: 900; 500; 600; 1000.
Учитель Водном из столбцов прочитайте число, показывающее сколько минут бобр может находиться под водой. (Приложение №4)
Правильность выполнения проверяется через кодоскоп.
Учитель А теперь вторая страница нашей передачи.
Название этого животного вы прочтёте, если правильно решите уравнения, а числа замените буквами с помощью особого будильника.
Данные уравнения решаются устно, фронтально. Здесь проверяется правильность нахождения неизвестного слагаемого, множителя, вычитаемого.
Ученик находит карточку с изображением медведя и читает.
На большей части нашей страны обитают бурые медведи. По своим повадкам бурый медведь - животное спокойное, нет в нём злобы, хитрости, он простоват и боязлив. Вот почему сказочники выбирают медведей для своих сказок. Бурый медведь - самый крупный из лесных хищников. У него мощное тело, сильные лапы, короткий хвост. Медведя часто называют хозяином леса. Хотя медведи бывают неповоротливыми, их так часто называют люди, на самом деле они очень быстро бегают
Учитель. Узнайте массу в килограммах взрослого медведя и массу в граммах новорождённого малыша.
Два ученика у доски, остальные по вариантам выполняют задание.
После выполнения задания отвечают на вопросы:
Во сколько раз масса взрослого медведя больше массы новорождённого малыша?
500 г - сколько это килограммов?
Учитель. И вот последняя страница нашей передачи: "Знаете ли вы?"
Знаете ли вы, что самой быстролётной птицей является дальневосточный стриж. Узнайте его скорость с помощью удивительного квадрата.
Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.
Учитель. Выберите наугад из каждого столбца и каждой строки по одному числу и найдите частное от деления суммы выбранных чисел на 2. Это и будет ответом на заданный вопрос. (170 км/ч)
Затем учащиеся первого варианта считают сумму чисел по главной диагонали, а ученики второго варианта считают сумму чисел по другой диагонали. Делается вывод.
Учитель. Знаете ли вы, что в Камеруне была найдена гигантская лягушка. Определите массу этой лягушки. Чтобы это сделать, нужно найти правило записи чисел и тогда можно узнать ответ.
(Ответ: 3500 гр.)
Вопрос: 3500 гр. - сколько это килограммов?
Учитель. Такие лягушки встречаются очень редко и жизнь их почти не изучена.
III этап. Итог урока.
Объявляются оценки за урок.
Рефлексия.
Учащиеся отвечают на вопросы:
- Понравился ли тебе урок?
- Доволен ли я своей работой?
- Нужно ли проводить такие уроки?
Учащиеся по желанию или по очереди отвечают на вопросы.
IV этап. Домашнее задание.
Придумать математическое задание, в котором рассказывается о вашем домашнем или любым животном.
Уходя из класса, учащиеся отдают учителю треугольники определённого цвета, которые лежали у них на столе
- Чёрный - недоволен
- Жёлтый - удовлетворён, неполностью
- Красный - уроком доволен, всё понравилось.