Ты помнишь: было вокруг
Море цветов и звуков.
Из теплых маминых рук
Учитель взял твою руку.
К. Ибряев.
Волнующая первосентябрьская линейка. Волнующая, потому что я выпускаю 4 класс и набираю первый класс. Каждый раз, когда набираю первый класс, с трепетом думаю: какие они – мои будущие ученики и их родители?
На торжественной линейке я со своими четвероклассниками делаю почетный круг и передаю их в другие теплые руки – будущему классному руководителю. И за них душа болит. Что с ними будет? Какими они станут? Уходят и уносят с собой мои заботы, слезы, тревоги... И я одна возвращаюсь на прежнее, но уже пустое место. Это минута одиночества. Но длится она недолго. Под бурные аплодисменты и веселую песню на линейку приглашаются будущие первоклассники с родителями.
И вот они выходят на линейку, не выпуская из своих рук теплые мамины руки. Сделав почетный круг, каждая мама передает мне в руки своего малыша. Момент не только волнующий, но и очень ответственный. Теперь и я - первая учительница - в ответе за этого маленького человека. И если в этот момент малыш крепко ухватился за мою руку и не выпускает, значит, он уже почувствовал теплоту моих рук. И он мне верит и пойдет по той дороге, по которой я его поведу вместе с родителями. Вместе мы должны воспитать достойное поколение.
Первый год учебы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Первый класс – серьезное испытание, как для ребенка, так и для родителей.
Учитывая все это, я тщательно готовлюсь к первому родительскому собранию. На доске высказывания:
- “Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной”. (А.С. Макаренко)
- “Мать, помни ты – главный воспитатель, главный педагог”. (В.А. Сухомлинский)
- “Плохо тому сыну, которого отец не учил”. (украинская пословица)
Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой. Он рождается для того, чтобы оставить вечный след. Человек оставляет себя, прежде всего в человеке. В этом заключается бессмертие человека. В этом смысл жизни. Если ты хочешь остаться в сердце человеческом – воспитай своих детей.
Я предлагаю родителям рассказ В. А. Сухомлинского,
“Две матери”
В маленькой больнице на окраине большого города лежали две матери – Чернокосая и Белокосая. Они родили сыновей. Сыновья родились в один день: у Чернокосой матери – утром, у Белокосой - вечером. Обе матери были счастливы. Они мечтали о будущем своих сыновей.
- Я хочу, чтобы мой сын стал выдающимся человеком, - говорила Белокосая мать. – Музыкантом или пианистом, известным всему миру. Или скульптором, создавшим произведение искусства, которое будет жить века. Или инженером, построившим космический корабль, который полетит в космос к далекой звезде ... Вот для чего хочется жить...
А я хочу, чтобы мой сын стал добрым человеком, - сказала Чернокосая мать.
– Чтобы никогда не забывал матери и родного дома. Чтобы любил родину и ненавидел врагов.
Каждый день к молодым матерям приходили в гости отцы. Они долго смотрели на маленькие личики своих сыновей, в глазах у них сияло счастье, изумление и умиление. Потом они сидели у кроватей своих жен и долго – долго о чем-то шепотом говорили с ними. У колыбели новорожденного мечтают о будущем – конечно только о счастливом. Через неделю счастливые мужья, ставшие теперь отцами, увезли домой жен и сыновей.
Прошло тридцать лет. В ту же маленькую больницу на окраине большого города пришли две женщины – Чернокосая и Белокосая. В их косах уже серебрилась седина, лица были изрезаны морщинами, но женщины были такими же красивыми, как и тридцать лет назад. Они узнали друг друга. Их обеих положили лечиться в ту же палату, где десятилетие назад они родили сыновей. Они рассказывали о своей жизни. У обеих было много радостей и еще горя. Мужья их погибли на фронте, защищая Родину. Но почему – то рассказывая о своей жизни, они молчали о сыновьях. Наконец, Чернокосая мать спросила:
Кем же стал твой сын?
Выдающимся музыкантом, - с гордостью Белокосая ответила мать. – Он сейчас дирижирует оркестром, который выступает в самом большом театре нашего города. Он пользуется огромным успехом. Неужели ты не знаешь моего сына?- И Белокосая мать назвала имя музыканта.
Да, конечно, Чернокосая мать хорошо знала это имя, оно было известно
многим. Недавно она читала о большом успехе этого музыканта за рубежом.
А твой сын кем стал? – спросила Белокосая.
Хлеборобом. Ну, чтобы тебе понятно было – механизатором, в колхозе, то есть и трактористом, и комбайнером, и на животноводческой ферме приходится работать. С ранней весны до поздней осени, пока снег укроет землю, сын мой пашет землю и сеет хлеб, убирает урожай и снова пашет землю, сеет и снова убирает... Живем мы в селе – километров сто отсюда. У сына двое детей – мальчик трех лет и девочка недавно родилась...
Все – таки счастье тебя обошло, - сказала Белокосая. – Твой сын стал простым, никому не известным человеком.
Чернокосая мать ничего не ответила.
И дня не прошло, а к Чернокосой матери приехал из села сын. В белом халате, он сел на белую скамейку, долго – долго о чем – то шептался с матерью. В глазах Чернокосой матери светилась радость. Она, казалось, в эти мгновения забыла обо всем на свете. Она держала в своих руках сильную, загоревшую на солнце руку сына и улыбалась. Расставаясь с матерью, сын, как бы извиняясь, выложил из сумки на маленький столик виноградные гроздья, мед, масло. “Поправляйтесь, мама” - сказал он на прощанье и поцеловал ее.
А к Белокосой матери никто не пришел. Вечером, когда в комнате воцарилась тишина и Чернокосая мать, лежа в постели, тихо улыбалась своим мыслям, Белокосая сказала:
У сына сейчас концерт... Если бы не концерт, он, конечно, пришел бы...
На второй день перед вечером к Чернокосой матери снова приехал сын – хлебороб из далекого села. Опять он долго сидел на белой скамейке, и Белокосая мать услышала, что в поле сейчас горячая пора, работают они день и ночь... Расставаясь с матерью, сын выложил на маленький столик пчелиные соты, белую паляницу и яблоки. От счастья лицо у Чернокосой женщины засветилось, и морщины расправились.
К Белокосой матери никто не приходил.
Вечером женщины лежали молча. Чернокосая улыбаясь, а Белокосая тихо вздыхала, боясь, чтобы ее вздохи не услышала соседка.
На третий день, перед вечером, к Чернокосой матери снова приехал сын – хлебороб из далекого села, привез два больших арбуза, виноград, яблоки... Вместе с сыном приехал трехлетний черноглазый внук. Сын и внук долго сидели у постели Чернокосой матери; в ее глазах сияло счастье, она помолодела. Белокосая мать с болью в сердце услышала, как внук рассказывал бабушке: вместе с папой он вчера полдня ездил на “капитанском мостике” комбайна.
Я тоже буду комбайнером, - сказал мальчик, и бабушка поцеловала его...
Месяц лежали в больнице две матери, ежедневно приезжал к Чернокосой матери сын – хлебороб из далекого села, привозил улыбку сыновнюю, и, казалось, мать только от той улыбки выздоравливает.
К Белокосой матери так никто и не пришел.
Выздоровела Чернокосая мать через месяц, выписали ее из больницы, а Белокосой сказали врачи: нужно еще лежать.
За Чернокосой матерью приехал сын. Он привез несколько больших букетов красных роз. Цветы подарил врачам и сестрам.
Все в больнице улыбались .
Прощаясь с Белокосой Матерью, Чернокосая сказала:
- Какая ты несчастная...
На этом первом собрании раздаю анкеты, и родители заполняют их. Вниманию родителей предлагается памятка.
Памятка для родителей.
- Аккуратно посещать родительские собрания, о причине непосещения сообщать через ребенка в письменном виде.
- Любое письменное сообщение, передаваемое через ребенка посылать в запечатанном виде.
- Если у вас появится необходимость покритиковать мою работу, то не делайте этого в присутствии детей.
- Не отвлекать детей от уроков и внеклассных мероприятий.
- Не давать детям лишних денег.
- По вызову приходить в школу в назначенный день и время, учитывая, что у учителя есть свой план работы.
- Приучать детей к труду.
- Заботиться о чистоте школьной одежды. Помните, что ваш ребенок – это зеркало.
Мы обсуждаем памятку для родителей. И если есть дополнения и изменения, вносим в памятку.
В конце первого родительского собрания предлагаю план проведения следующего родительского собрания.
План
- Проблемы, возникающие уже тогда, когда ребенок переступит порог первого класса.
- Как развить у ребенка желание читать.
- Выборы родительского комитета.
Наша важная воспитательная миссия заключается в том, чтобы человек; которого мы творим, отвечал не только за каждый шаг своего сегодняшнего поведения, но и за будущее, а будущее – это ум, чувства, убеждения живого человека, корни которого закладываются в настоящем. И поэтому к учителю предъявляются большие требования. Он не только воспитатель детей, но и мудрый советчик отцов и матерей. Учитель в глазах родителей – человек, владеющий арсеналом педагогических средств культурный, доброжелательный, знающий детские характеры и сложнейшие психологические комплексы. И если он действует смело и умело, идет на прямые контакты с родителями, не сбивается с такта, терпелив, даже тогда, когда сталкивается с невежеством, всегда такой учитель непременно добьется успеха в совместной с семьей деятельности по воспитанию личности ребенка.