Цели урока:
- обобщение жизненных наблюдений детей об изменениях в окружающей их природе с приходом зимы;
- изучение правил безопасного поведения во время зимних игр;
- продолжить формирование умения работать с информацией, предложенной в виде рисунка;
- воспитывать активность у детей во время урока.
Оборудование: народный календарь; иллюстрации с изображением зимних игр; рисунки о зиме; учебник “Наш мир” О.Н.Федотова 1 класс, рабочие тетради “Наш мир” О.Н.Федотова.
План урока
I. Организационный момент.
Приветствие учеников.
II. Вступиsтельное слово учителя.
Снег на полях, лед на реках, ветер гуляет.
Когда это бывает? (зимой).
- Какое сейчас время года?
- Что изменилось в природе с приходом зимы?
- Какие “краски” исчезли, а какие появились?
- Какие звуки и запахи исчезли, а какие появились?
Наконец-то выпал на землю снег. Такой чистый, такой белый, что кругом сразу стало светлее. Поле и луг сделались чистыми и ровными.
А в лесу стало нарядно – каждое дерево и каждый кустик надели снежные шапки.
В городах и поселках крыши домов стоят заснеженными, дороги покрыты белым снегом.
Прошла по улицам, дворам
Зима, зима-красавица.
Нет, самым лучшим малярам
С побелкой так не справиться!
III. Работа над новым материалом.
1) Пришла зима.
Сегодня к нам в гости пришла зима со своими братцами.
(В класс заходят Зима и братья месяцы.)
Зима: Здравствуйте, ребята!
- Вы любите зиму?
Я пришла к вам не одна. Попробуйте отгадать моих братцев.
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь).
- Какой это месяц?
Декабрь: Я, декабрь, первый месяц зимы. С помощью меня преображается все вокруг. Заметаю дорожки, надежно укрываю землю пушистым одеялом. В декабре бывают самые короткие денечки.
Учитель: - Давайте посмотрим, а что же говорят о декабре в народе (смотрят в народный календарь).
Декабрь – студен, на всю зиму землю
студит.
Декабрь глаз снегами радует, да ухо морозом рвет.
Декабрь холодный, снежный, с частыми ветрами и
инеями – к урожаю.
Зима:
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится.
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь).
- Какой это месяц ребята?
Январь: В январе длиннее, светлее становятся дни. Я холоден и студен, льдистый месяц.
Учитель: Верно, и в народе говорят (смотрят в народный календарь).
Январь – ледяной месяц.
Январь – месяц ясного неба, лютого мороза, жгучей
стужи.
Январь – месяц зверской стужи, прибывающего
света.
Зима:
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль)
Февраль: Я, февраль, последний зимний месяц. У меня два друга – метель да вьюга. Уж очень я переменчив. Люблю поплакать и за нос пощипать. А также щедрый я на снег.
(Смотрят в народный календарь).
Учитель: Февраль в народе называют порой вторых снегопадов.
Февраль – месяц ветров и кривых дорог.
Февральский снег весной пахнет.
Зима – это три месяца. Никак не отнимешь у нее декабрь, январь и февраль. Словно верные стражники стоят эти три братца месяца на охране ее покоя.
Зима: - Ребята, запомнили вы моих братцев? Если вы разрешите, то нам пора уходить. Давайте же попрощаемся.
Декабрь: - Верно ребята, нам пора идти. Ведь я уже лег отдыхать и набираться сил до следующего года.
Январь: - У меня сегодня последний денек остался. Надо проверить все ли в порядке.
Февраль: - Ну, а я еще денек посплю, сил наберусь. А вот с завтрашнего дня много работы появится у меня.
Учитель: - Давайте попрощаемся с гостями.
(Проводят физкультминутку и уходят.)
2) Физкультминутка.
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
А вокруг лежат сугробы, /потягивания – руки с стороны/
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, /ходьба на месте, колени высоко поднимаются/
Поднимаем выше ноги.
Вон лисица в поле скачет, /прыжки на месте/
Словно мягкий рыжий мячик.
Ну, а мы идем, идем /ходьба на месте/
И к себе приходим в дом. /Дети садятся за парты/
3) Работа по иллюстрации в учебнике на с. 33.
(На доске вывешивается иллюстрация из учебника.)
Зима – это чудесное время года. Давайте заглянем в учебник и посмотрим, чем любят заниматься дети зимой. (Кататься на санках, коньках, играть в снежки, лепить снеговика.)
- А еще чем вы любите заниматься зимой? (Играть в хоккей, кататься на лыжах.)
Как на горке, на горе.
Как на горке, на горе,
На широком на дворе:
Кто на санках,
Кто на лыжах,
Кто повыше, кто пониже,
Кто потише, кто с разбегу,
Кто на льду, а кто по снегу.
С горки – ух, на горку – ух!
Бух!
Захватывает дух!
А.Прокофьев.
4) Где можно и нельзя играть.
(По ходу беседы учитель вывешивает иллюстрации на тему “Развлечения зимой”.)
Зима – интересное время года для развлечений.
- Расскажите, где можно кататься на санках? (С горы, на детских площадках, во дворе, там где нет машин.)
Если только выпал снег,
Выше на гору взобраться,
Вниз потом быстрей помчаться.
Не проверив эту трассу,
Травму ты получишь сразу.
- О чем говорит это четверостишие? (Надо проверить место, где ты собираешься кататься.)
Вывод: Кататься на санках можно на детских площадках, во дворе, с горы, на стадионе, где нет машин. Место катания надо обязательно проверить.
- Расскажите, где можно кататься на лыжах? (На детских площадках, во дворе, на стадионе.)
- А можно ли на лыжах добираться до дома после уроков физкультуры?
Вывод: Кататься на лыжах можно на детских площадках, во дворе, на стадионе, где нет машин.
- Расскажите, где можно кататься на коньках и играть в хоккей? (На специально оборудованном катке.)
Кинулись друзья на лед:
“Нам, авось, да повезет!”
Покатаемся мы вволю
Здесь на ледяном просторе.
А ведь речка – не каток,
Вмиг провалишься, браток.
- Наверное, многие из вас любят зимой кататься на коньках по льду. Существуют правила безопасности на льду.
Первое правило – лед считается прочным, если его толщина составляет не менее 7 см такой лед может выдержать человека.
А вот кататься на коньках разрешается только на специально оборудованных катках.
Если каток оборудуется на водоемах, то катание разрешается лишь после тщательной проверки прочности льда и при толщине его не менее 25 см.
Непрочным считается лед около стоков вод с заводов и фабрик, в местах где бьют ключи, в близи кустов, деревьев, камышей.
- Расскажите, где можно играть в снежки, лепить снеговиков? (Во дворе, на детских площадках, на стадионе. Там, где нет машин.)
От ветра мы не прячем щек,
В снежки играя во дворе.
Друг друга лихо валим с ног,
На снежном боремся ковре.
Вывод: Итак, все игры должны проходить лишь в отведенных для них местах: во дворе, на стадионе, детских площадках.
IV.
Закрепление пройденного. Работа в рабочих тетрадях.Сейчас я проверю правильно ли вы усвоили материал урока. Откройте рабочие тетради на с. 25, найдите задание 23.
Вам нужно придумать условное обозначение, предупреждающее об опасности при спуске с гор и отметить этим значком опасные ситуации.
В правилах дорожного движения есть такой знак для машин .
Он означает движение запрещено.
Давайте мы с вами воспользуемся этим знаком.
V. Итог урока.
- Наш урок подходит к концу.
- Что же мы вспомнили на этом уроке? О чем говорили?
- Что нового узнали на уроке?
- Что вам понравилось?
- Молодцы! Вы все хорошо работали на уроке, справились с заданиями, узнали много интересного. Урок окончен.