Сказки это корабли мысли,
странствующие по волнам времени
и бережно несущие свой драгоценный груз
от поколения к поколению.
Френсис Бэкон
Цели: Ознакомить с содержанием сказки, ее особенностью, научить правильному, беглому, смысловому чтению. Формировать умение передавать настроение героев сказки. Развивать речь, внимание, память, обогащать словарный запас. Расширять кругозор учащихся, прививать любовь к сказкам и их героям. Направить воспитательный акцент на различие доброго и злого, на утверждение общечеловеческих ценностей.
Оборудование: Слайды. Музыкальное сопровождение. Мультфильм “Стойкий оловянный солдатик”. Ковры-самолеты. Выставка рисунков “Город сказок” Андерсена. Физическая карта мира. Маски (солдатик, крыса). Оценки (бумажные).
Ожидаемый результат:
- Дети будут больше любить сказки, героев, больше верить в чудеса, отличать добро и зло, быть более воспитанными и добрыми.
- Через сказку научатся понимать мир, ценить дружбу, будут больше читать любимые сказки.
Ход урока
I. Введение в урок.
(Звучит музыка из сказки.)
Тихо, тихо рядом сядем
Входит музыка в наш класс.
Ветер чуть слышно поёт,
Дуб вздыхает в саду.
Чуткая музыка всюду живет –
В шелесте трав, в шуме дубрав –
Только прислушаться надо.
- В какой жанр устного народного творчества зовет музыка? (В сказку.)
- С каким жанром мы будем сегодня работать? (Со сказкой.)
- А какие вы знаете сказки? (Авторские, народные.)
- У нас сегодня необычная встреча, мы отправимся в сказочное путешествие.
- На чем мы полетим, вы сейчас скажите. (И большие листы нужно сейчас сложить. ковры-самолеты.)
- Помогать нам будут сказочные герои. (Три рисунка и карандашницы.)
- Нужно прочитать отрывок, назвать автора и название произведения.
Отрывки из сказок
“…Лишь раз в год позволено нам прилетать на родину. Мы можем оставаться здесь одиннадцать дней, откуда нам видно дворец, где мы родились и где живет наш отец, и колокольню церкви, где покоится наша мать. Тут наша родина, сюда тянет нас всем сердцем, и здесь-то мы нашли тебя, милая, дорогая сестричка!..”
“Дикие лебеди”
«… Они шли, и на их дороге расцветали весенние цветы, зеленела травка. Но проходя в низенькую дверь, они заметили, что успели за это время сделаться взрослыми людьми. Цветущие розовые кусты заглядывали с крыши в открытое окошко; тут же стояли их детские стульчики. Кай и Герда сели каждый на свой и взяли друг друга за руки…»
«Снежная королева»
«…Девочка подняла глаза и увидела ласточку, которая пролетала мимо. Она заплакала и рассказала ласточке, как ей не хочется выходить замуж за противного крота и жить с ним в глубоко под землей. Я улетаю в теплые края – сказала ласточка. Хочешь лететь со мной? -Да, да, я полечу с тобой…»
«Дюймовочка»
- Все эти произведения, к какому жанру относятся? (Сказки.)
- Так это какие сказки? (Авторские.)
- А кто автор этих сказок? (Г.-Х. Андерсен.)
Перед вами портрет великого сказочника. (Мудрый, добрый, грустный взгляд.)
И сейчас мы полетим в эту замечательную страну, где жил наш сказочник.
- Что эта за страна? (Дания.)
СЛАЙД № 2. КАРТА
II. Сообщение кратких биографических фрагментов из жизни Андерсена
Об авторе. (Читают ученики.)
Ганс Христиан Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе, семье сапожника. Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько цветников на окнах. В них цвели тюльпаны.
Мальчик рано узнал сказки своего народа и еще в детстве стал придумывать свои сказки и стихи. Ганс всегда стремился учиться. Несмотря на постоянную нужду, Андерсен окончил не только гимназию, но и университет.
Сказки этого писателя учат доброте, любви, человечности. Для каждого читателя знакомство со сказками Андерсена – это праздник. Вот что пишет К.Паустовский в своем рассказе “Великий сказочник” «…около елки лежала толстая книга – подарок от мамы. Это были сказки, Христиана Андерсена… Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную елку”.
- Чему учат сказки Андерсена?
III. Сообщение темы урока
Мы сегодня прочитаем эту сказку. Сказку про стойкого оловянного солдатика. Возможно, толчком к тому, чтобы появилась эта сказка, послужил один случай на улице в Копенгагене (столица Дании).
Живое слово учителя из рассказа “Великий сказочник”.
“… Маленький мальчик играл на подоконнике в старом копенгагенском доме. Игрушек было не так уж много, - несколько кубиков, старая бесхвостая лошадь из папье-маше и сломанный оловянный солдатик.
Мать мальчика – молодая женщина сидела у окна и вышивала. В это время в глубине пустынной улицы… показался высокий и очень худой человек в черном. Он быстро шел несколько скачущей, неуверенной походкой, размахивая длинными руками, и говорил сам с собой…
Женщина за пяльцами подняла голову и сказала мальчику: “Вот идет наш поэт, господин Андерсен. Под его колыбельную песню ты так хорошо засыпаешь.” Мальчик посмотрел исподлобья на незнакомца в черном, схватил своего единственного хромого солдатика, выбежал на улицу, сунул солдатика в руку Андерсену и тотчас убежал. Это был неслыханно щедрый подарок. Андерсен понял это. Он вынул платок и слегка прижал его к глазам…»
- Может быть, именно для этого щедрого детского сердца написал Андерсен свою сказку.
- Кто такой солдат? (Воин, военный человек.)
- Какими качествами должен обладать солдат? (Храбростью, отвагой.)
- В чем его обязанности? (Защищать Родину.)
- Кто будет главным героем сказки? (Оловянный солдатик.)
- Почему не солдат, солдатик? (Игрушка, умен – ласк.)
Словарная работа:
табакерка-коробка для табака
Тролль – злой волшебник
IV. Чтение сказки “Стойкий оловянный солдатик” (учитель – ученик).
а) проблемный вопрос к 1 части (чтение 1 главы. Читают ученики)
Каким мы видим солдатика? СЛАЙД № 4
Было когда-то на свете двадцать пять оловянных солдатиков, все братья, потому что родились от старой оловянной ложки.
- Ой, оловянные солдатики!
Это закричал маленький мальчик и захлопал в ладоши. Их подарили ему на день рождения, и он сейчас же расставил их на столе. Все солдатики оказались совершенно одинаковые, и только один-единственный был немножко не такой, как все: у него была только одна нога, потому что отливали его последним, и олова не хватило. Но и на одной ноге он стоял так же твердо, как остальные на двух.
На столе, где очутились солдатики, стояло много других игрушек, но милее всего была девушка, стоявшая в дверях замка. Девушка стояла на одной ноге, вытянув перед собой руки, – она была танцовщица, – а другую вскинула так высоко, что оловянный солдатик и не видел ее, а потому решил, что она тоже одноногая, как и он.
"Вот бы мне такую жену! – подумал он. – Только она, видать, из знатных, живет во дворце, а у меня всего-то и есть, что коробка, да и то нас в ней целых двадцать пять солдат, не место ей там! Но познакомиться можно!"
И он притаился за табакеркой, которая стояла тут же на столе. Отсюда он отлично видел прелестную танцовщицу.
- Что показалось необычного? (Один солдат на одной ноге.)
- Легко стоять на одной ноге и нести службу? (Трудно.)
- Каким он был?
СЛАЙД № 5 (Серьезным, влюбленным, стеснительным, сильным.)
Физминутка:
Сказка даст нам отдохнуть,
Отдохнем - и снова в путь!
Нам советует Принцесса:
- Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево - вправо, влево - вправо.
Вот Дюймовочки слова:
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
1,2,3,4,5. Повторите-ка опять.
1,2,3,4,5
Королевы той совет:
Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Сказки дали отдохнуть!
Отдохнули? Снова в путь!
б) проблемный вопрос ко 2 части (Чтение самостоятельно.) СЛАЙД № 6
- Какую роль сыграл тролль в судьбе солдатика? (Роковую – приносящую горе, имеет тяжелые последствия.)
Вечером игрушки сами стали играть. Поднялся такой шум и гам. Не трогались с места только оловянный солдатик да танцовщица. Вот пробило двенадцать, и – щелк! – крышка табакерки отскочила, только в ней оказался не табак, нет, а маленький черный тролль.
- Оловянный солдатик, – сказал тролль, – не смотри куда не надо! Но оловянный солдатик сделал вид, будто не слышит. – Ну погоди же, вот наступит утро! – сказал тролль.
И наступило утро; встали дети, и оловянного солдатика поставили на подоконник. Вдруг, по милости ли тролля, или от сквозняка, окно как распахнется, и солдатик как полетит вниз головой с третьего этажа! Это был ужасный полет.
Мальчик и служанка выбежали искать его, но никак не могли увидеть. Хлынул настоящий ливень. Двое уличных мальчишек нашли солдатика, сделали из газетной бумаги кораблик, посадили в него оловянного солдатика, и он поплыл по водосточной канаве.
- А только ли оловянный солдатик увидел прелестную танцовщицу? (Тролль.)
- Что воплощает тролль? (Коварство, злость, хитрость.)
в) проблемный вопрос к 3 части (Озвучить.)
Что пришлось ему пережить во время путешествия?
(Новые испытания.)
(Выбираются два героя, надевают маски и говорят свои слова.)
- Что можно добавить к характеристике героя? СЛАЙД № 7
(Сильный, настойчивый, терпеливый, честный, храбрый.)
Как можно озаглавить эту часть?
(«Одиночное плаванье солдатика»,
«Шутки гадкого тролля»,
«Встреча с крысой»,
«Солдатик на бумажной лодке»)
г) 4-ю часть смотрят мультик. СЛАЙД № 8
- О чем думал солдатик, когда тонул? (О встрече с танцовщицей.)
- Какие чудеса произошли? (Рыба проглотила, и он снова оказался в этом доме и среди игрушек.)
- «Вот так стойкость!» Продолжите эту мысль.
(Благодаря стойкости духа приключения солдатика окончились удачно. Осуществилась его мечта увидеть танцовщицу.)
Солдатик прожил коротенькую и удивительную жизнь. Удачно миновав столкновения с крысой, он целиком очутился во власти водной стихии, оказался в чреве, неизвестной рыбы, из которой вновь был выдворен в свою старую детскую, к тем же детям и игрушкам.
д) 5-я часть передать дальнейшие события близкие к тексту.
А что произошло, дальше мы сейчас попробуем заучить близко к тексту.
Вдруг один из малышей схватил оловянного солдатика и швырнул в печку, хотя солдатик ничем не провинился. Это, конечно, подстроил тролль, что сидел в табакерке.
Оловянный солдатик стоял в пламени, его охватил ужасный жар, но был ли то огонь или любовь – он не знал. Вдруг дверь в комнату распахнулась, танцовщицу подхватило ветром, и она, порхнула прямо в печку к оловянному солдатику, вспыхнула разом - и нет ее. А оловянный солдатик стаял в комочек, и наутро горничная, выгребая золу, нашла вместо солдатика оловянное сердечко. А от танцовщицы осталась одна только блестка, и была она обгорелая и черная, словно уголь.
V. Беседа после прочтения.
- Согласны ли вы, что солдатик был действительно стойкий?
Но его судьба, несмотря на свою примечательность, не задалась с самого начала, с той самой недостающей ноги. Попав в камин, он превратился в маленький кусочек олова. Расплавился до самого сердца. И все же история закончилась хорошо — ворвавшийся в комнату ветер швырнул в печку и маленькую бумажную Танцовщицу. Так они погибли вместе.
- Чтобы вы еще добавили в характеристику нашего героя? СЛАЙД № 9
(Выдержанный, смелый, отважный, верный своим чувствам, скромный).
- Кого в сказке можно назвать отрицательным героем?
- Каким мы видим тролля? (Злым, бессердечным, завистливым).
- Чему завидовал тролль? (Светлому чувству солдатика, его стойкости).
VI. Итог.
Вернемся к нашему главному вопросу.
- Какую мысль спрятал автор между строк? Обратимся к заглавию сказки. Какие два значения есть у слова стойкий?
В этой сказке есть двойной смысл: СЛАЙД № 10
Стойкость – умение уверенно стоять на одной ноге.
Стойкость – это сила духа.
Происшествия в сказке детские, а чувства – настоящие. Достойные уважения.
Судьба солдатика описана кратко, но она полна событий, хотя и неправдоподобных, но убедительных в этом волшебном мире.
(Попробуем собрать картину из главных положительных героев.)
- Составим пословиц, которая написана на обратной стороне наших самолетов.
«Смелым счастье помогает.»
VII. Домашнее задание.
Прочитайте дома эту сказку своим родителям и нарисуйте иллюстрацию к отрывку, который больше всего понравился. СЛАЙД № 11