Урок литературного чтения в 3-м классе на тему "В одном счастливом детстве" по сказке Г.-Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

Разделы: Начальная школа


Сказки это корабли мысли,
странствующие по волнам времени
и бережно несущие свой драгоценный груз
от поколения к поколению.

Френсис Бэкон

Цели: Ознакомить с содержанием сказки, ее особенностью, научить правильному, беглому, смысловому чтению. Формировать умение передавать настроение героев сказки. Развивать речь, внимание, память, обогащать словарный запас. Расширять кругозор учащихся, прививать любовь к сказкам и их героям. Направить воспитательный акцент на различие доброго и злого, на утверждение общечеловеческих ценностей.

Оборудование: Слайды. Музыкальное сопровождение. Мультфильм “Стойкий оловянный солдатик”. Ковры-самолеты. Выставка рисунков “Город сказок” Андерсена. Физическая карта мира. Маски (солдатик, крыса). Оценки (бумажные).

Ожидаемый результат:

  1. Дети будут больше любить сказки, героев, больше верить в чудеса, отличать добро и зло, быть более воспитанными и добрыми.
  2. Через сказку научатся понимать мир, ценить дружбу, будут больше читать любимые сказки.

Ход урока

I. Введение в урок.

(Звучит музыка из сказки.)

Тихо, тихо рядом сядем
Входит музыка в наш класс.
Ветер чуть слышно поёт,
Дуб вздыхает в саду.
Чуткая музыка всюду живет –
В шелесте трав, в шуме дубрав –
Только прислушаться надо.

- В какой жанр устного народного творчества зовет музыка? (В сказку.)

- С каким жанром мы будем сегодня работать? (Со сказкой.)

- А какие вы знаете сказки? (Авторские, народные.)

- У нас сегодня необычная встреча, мы отправимся в сказочное путешествие.

- На чем мы полетим, вы сейчас скажите. (И большие листы нужно сейчас сложить. ковры-самолеты.)

- Помогать нам будут сказочные герои. (Три рисунка и карандашницы.)

- Нужно прочитать отрывок, назвать автора и название произведения.

Отрывки из сказок

“…Лишь раз в год позволено нам прилетать на родину. Мы можем оставаться здесь одиннадцать дней, откуда нам видно дворец, где мы родились и где живет наш отец, и колокольню церкви, где покоится наша мать. Тут наша родина, сюда тянет нас всем сердцем, и здесь-то мы нашли тебя, милая, дорогая сестричка!..”

 “Дикие лебеди”

«… Они шли, и на их дороге расцветали весенние цветы, зеленела травка. Но проходя в низенькую дверь, они заметили, что успели за это время сделаться взрослыми людьми. Цветущие розовые кусты заглядывали с крыши в открытое окошко; тут же стояли их детские стульчики. Кай и Герда сели каждый на свой и взяли друг друга за руки…»

«Снежная королева»

«…Девочка подняла глаза и увидела ласточку, которая пролетала мимо. Она заплакала и рассказала ласточке, как ей не хочется выходить замуж за противного крота и жить с ним в глубоко под землей. Я улетаю в теплые края – сказала ласточка. Хочешь лететь со мной? -Да, да, я полечу с тобой…»

«Дюймовочка»

- Все эти произведения, к какому жанру относятся? (Сказки.)

- Так это какие сказки? (Авторские.)

- А кто автор этих сказок? (Г.-Х. Андерсен.)

СЛАЙД № 1

Перед вами портрет великого сказочника. (Мудрый, добрый, грустный взгляд.)

И сейчас мы полетим в эту замечательную страну, где жил наш сказочник.

- Что эта за страна? (Дания.)

СЛАЙД № 2. КАРТА

II. Сообщение кратких биографических фрагментов из жизни Андерсена

Об авторе. (Читают ученики.)

Ганс Христиан Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе, семье сапожника. Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько цветников на окнах. В них цвели тюльпаны.

Мальчик рано узнал сказки своего народа и еще в детстве стал придумывать свои сказки и стихи. Ганс всегда стремился учиться. Несмотря на постоянную нужду, Андерсен окончил не только гимназию, но и университет.

Сказки этого писателя учат доброте, любви, человечности. Для каждого читателя знакомство со сказками Андерсена – это праздник. Вот что пишет К.Паустовский в своем рассказе “Великий сказочник” «…около елки лежала толстая книга – подарок от мамы. Это были сказки, Христиана Андерсена… Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную елку”.

- Чему учат сказки Андерсена?

СЛАЙД № 3

III. Сообщение темы урока

Мы сегодня прочитаем эту сказку. Сказку про стойкого оловянного солдатика. Возможно, толчком к тому, чтобы появилась эта сказка, послужил один случай на улице в Копенгагене (столица Дании).

Живое слово учителя из рассказа “Великий сказочник”.

“… Маленький мальчик играл на подоконнике в старом копенгагенском доме. Игрушек было не так уж много, - несколько кубиков, старая бесхвостая лошадь из папье-маше и сломанный оловянный солдатик.

Мать мальчика – молодая женщина сидела у окна и вышивала. В это время в глубине пустынной улицы… показался высокий и очень худой человек в черном. Он быстро шел несколько скачущей, неуверенной походкой, размахивая длинными руками, и говорил сам с собой…

Женщина за пяльцами подняла голову и сказала мальчику: “Вот идет наш поэт, господин Андерсен. Под его колыбельную песню ты так хорошо засыпаешь.” Мальчик посмотрел исподлобья на незнакомца в черном, схватил своего единственного хромого солдатика, выбежал на улицу, сунул солдатика в руку Андерсену и тотчас убежал. Это был неслыханно щедрый подарок. Андерсен понял это. Он вынул платок и слегка прижал его к глазам…»

- Может быть, именно для этого щедрого детского сердца написал Андерсен свою сказку.

- Кто такой солдат? (Воин, военный человек.)

- Какими качествами должен обладать солдат? (Храбростью, отвагой.)

- В чем его обязанности? (Защищать Родину.)

- Кто будет главным героем сказки? (Оловянный солдатик.)

- Почему не солдат, солдатик? (Игрушка, умен – ласк.)

Словарная работа:

табакерка-коробка для табака

Тролль – злой волшебник

IV. Чтение сказки “Стойкий оловянный солдатик” (учитель – ученик).

а) проблемный вопрос к 1 части (чтение 1 главы. Читают ученики)

Каким мы видим солдатика? СЛАЙД № 4

Было когда-то на свете двадцать пять оловянных солдатиков, все братья, потому что родились от старой оловянной ложки.

- Ой, оловянные солдатики!

Это закричал маленький мальчик и захлопал в ладоши. Их подарили ему на день рождения, и он сейчас же расставил их на столе. Все солдатики оказались совершенно одинаковые, и только один-единственный был немножко не такой, как все: у него была только одна нога, потому что отливали его последним, и олова не хватило. Но и на одной ноге он стоял так же твердо, как остальные на двух.

На столе, где очутились солдатики, стояло много других игрушек, но милее всего была девушка, стоявшая в дверях замка. Девушка стояла на одной ноге, вытянув перед собой руки, – она была танцовщица, – а другую вскинула так высоко, что оловянный солдатик и не видел ее, а потому решил, что она тоже одноногая, как и он.

"Вот бы мне такую жену! – подумал он. – Только она, видать, из знатных, живет во дворце, а у меня всего-то и есть, что коробка, да и то нас в ней целых двадцать пять солдат, не место ей там! Но познакомиться можно!"

И он притаился за табакеркой, которая стояла тут же на столе. Отсюда он отлично видел прелестную танцовщицу.

- Что показалось необычного? (Один солдат на одной ноге.)

- Легко стоять на одной ноге и нести службу? (Трудно.)

- Каким он был?

СЛАЙД № 5 (Серьезным, влюбленным, стеснительным, сильным.)

Физминутка:

Сказка даст нам отдохнуть,
Отдохнем - и снова в путь!
Нам советует Принцесса:
- Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево - вправо, влево - вправо.
Вот Дюймовочки слова:
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
1,2,3,4,5. Повторите-ка опять.
1,2,3,4,5
Королевы той совет:
Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Сказки дали отдохнуть!
Отдохнули? Снова в путь!

б) проблемный вопрос ко 2 части (Чтение самостоятельно.) СЛАЙД № 6

- Какую роль сыграл тролль в судьбе солдатика? (Роковую – приносящую горе, имеет тяжелые последствия.)

Вечером игрушки сами стали играть. Поднялся такой шум и гам. Не трогались с места только оловянный солдатик да танцовщица. Вот пробило двенадцать, и – щелк! – крышка табакерки отскочила, только в ней оказался не табак, нет, а маленький черный тролль.

- Оловянный солдатик, – сказал тролль, – не смотри куда не надо! Но оловянный солдатик сделал вид, будто не слышит. – Ну погоди же, вот наступит утро! – сказал тролль.

И наступило утро; встали дети, и оловянного солдатика поставили на подоконник. Вдруг, по милости ли тролля, или от сквозняка, окно как распахнется, и солдатик как полетит вниз головой с третьего этажа! Это был ужасный полет.

Мальчик и служанка выбежали искать его, но никак не могли увидеть. Хлынул настоящий ливень. Двое уличных мальчишек нашли солдатика, сделали из газетной бумаги кораблик, посадили в него оловянного солдатика, и он поплыл по водосточной канаве.

- А только ли оловянный солдатик увидел прелестную танцовщицу? (Тролль.)

- Что воплощает тролль? (Коварство, злость, хитрость.)

в) проблемный вопрос к 3 части (Озвучить.)

Что пришлось ему пережить во время путешествия?

(Новые испытания.)

(Выбираются два героя, надевают маски и говорят свои слова.)

- Что можно добавить к характеристике героя? СЛАЙД № 7

(Сильный, настойчивый, терпеливый, честный, храбрый.)

Как можно озаглавить эту часть?

(«Одиночное плаванье солдатика»,
«Шутки гадкого тролля»,
«Встреча с крысой»,
«Солдатик на бумажной лодке»)

г) 4-ю часть смотрят мультик. СЛАЙД № 8

- О чем думал солдатик, когда тонул? (О встрече с танцовщицей.)

- Какие чудеса произошли? (Рыба проглотила, и он снова оказался в этом доме и среди игрушек.)

- «Вот так стойкость!» Продолжите эту мысль.

(Благодаря стойкости духа приключения солдатика окончились удачно. Осуществилась его мечта увидеть танцовщицу.)

Солдатик прожил коротенькую и удивительную жизнь. Удачно миновав столкновения с крысой, он целиком очутился во власти водной стихии, оказался в чреве, неизвестной рыбы, из которой вновь был выдворен в свою старую детскую, к тем же детям и игрушкам.

д) 5-я часть передать дальнейшие события близкие к тексту.

А что произошло, дальше мы сейчас попробуем заучить близко к тексту.

Вдруг один из малышей схватил оловянного солдатика и швырнул в печку, хотя солдатик ничем не провинился. Это, конечно, подстроил тролль, что сидел в табакерке.

Оловянный солдатик стоял в пламени, его охватил ужасный жар, но был ли то огонь или любовь – он не знал. Вдруг дверь в комнату распахнулась, танцовщицу подхватило ветром, и она, порхнула прямо в печку к оловянному солдатику, вспыхнула разом - и нет ее. А оловянный солдатик стаял в комочек, и наутро горничная, выгребая золу, нашла вместо солдатика оловянное сердечко. А от танцовщицы осталась одна только блестка, и была она обгорелая и черная, словно уголь.

V. Беседа после прочтения.

- Согласны ли вы, что солдатик был действительно стойкий?

Но его судьба, несмотря на свою примечательность, не задалась с самого начала, с той самой недостающей ноги. Попав в камин, он превратился в маленький кусочек олова. Расплавился до самого сердца. И все же история закончилась хорошо — ворвавшийся в комнату ветер швырнул в печку и маленькую бумажную Танцовщицу. Так они погибли вместе.

- Чтобы вы еще добавили в характеристику нашего героя? СЛАЙД № 9

(Выдержанный, смелый, отважный, верный своим чувствам, скромный).

- Кого в сказке можно назвать отрицательным героем?

- Каким мы видим тролля? (Злым, бессердечным, завистливым).

- Чему завидовал тролль? (Светлому чувству солдатика, его стойкости).

VI. Итог.

Вернемся к нашему главному вопросу.

- Какую мысль спрятал автор между строк? Обратимся к заглавию сказки. Какие два значения есть у слова стойкий?

В этой сказке есть двойной смысл: СЛАЙД № 10

Стойкость – умение уверенно стоять на одной ноге.

Стойкость – это сила духа.

Происшествия в сказке детские, а чувства – настоящие. Достойные уважения.

Судьба солдатика описана кратко, но она полна событий, хотя и неправдоподобных, но убедительных в этом волшебном мире.

(Попробуем собрать картину из главных положительных героев.)

- Составим пословиц, которая написана на обратной стороне наших самолетов.

«Смелым счастье помогает.»

VII. Домашнее задание.

Прочитайте дома эту сказку своим родителям и нарисуйте иллюстрацию к отрывку, который больше всего понравился. СЛАЙД № 11