Урок математики в 6-м классе по теме "Решение задач с помощью пропорций"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • повторить понятия прямой и обратной пропорциональных зависимостей;
  • научить выделять в условиях задач две величины и устанавливать вид зависимости между ними;
  • научить делать краткую запись условия и составлять пропорцию;
  • развивать способность рассуждать, ставить вопросы и отвечать на них;
  • развивать кругозор при решении практических задач.

Оборудование: карточки со словами «да» и «нет»; карточки « Учитель-ученик »; листы с печатной основой; мультимедийный проектор; слайды с условием задач.

Ход урока

1) Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и цели.

Сегодня мы научимся решать задачи с помощью пропорций. Эти знания вам пригодятся при решении задач по химии, физике, геометрии, географии, черчению и технологии. Велика связь математики с другими предметами,

2) Повторение.

  1. Верно ли высказывания: (уч-ся имеют карточки, на которых записаны слова «да» и «нет» и отвечают с их помощью).
  •  Чем больше знаменатель дроби, тем она больше.
  •  Чем ближе к 0 расположена точка на числовом луче, тем её координата меньше.
  •  С увеличением значения «х» значение выражения х2 увеличивается..
  •  С уменьшением значения «у» значение дроби увеличивается.
  •  Рост человека прямо пропорционален его возрасту
  •  Если одна из обратно пропорциональных величин увеличивается в несколько раз, то другая уменьшается во столько же раз
  1. Работа в парах. «Учитель–ученик»
  • Пара получает две карточки. На одной задание, а на другой ответы.
  • Один ученик отвечает на вопросы, другой, взяв карточку с ответами, выполняет роль учителя.

  1. Вопросы.
  • Какие величины называют прямо пропорциональными?
  • Что можно сказать об отношениях соответствующих значений таких величин?
  • Что можно сказать об отношениях соответствующих значений обратно пропорциональных величий?

Эти свойства пропорциональных величин используются при решении задач.

3) Объяснение нового материала.

Задача№1. За 6 ч поезд прошел 480 км. Какой путь прошел поезд за первые 2 ч, если его скорость была постоянной?

Решим эту задачу новым способом.

  1. Выделите в условии задачи две величины?
  2. Какая между ними зависимость?
  3. Во сколько раз уменьшилась первая величина?

Вывод: время и путь уменьшились в одно и тоже число раз, так как при постоянной скорости эти величины прямо пропорциональны.

Для нового способа решения потребуется краткая запись условия задачи:

Ответ: 160км.

Задача №2. Расстояние между городами пассажирский поезд прошел со скоростью 80км/ч за 3 ч. За сколько часов товарный поезд пройдет то же расстояние со скоростью 40 км/ч?

  1. Назовите две величины?
  2. Установите зависимость между ними?
  3. Во сколько раз уменьшилась первая величина?
  4. Как изменится вторая величина?

В краткой записи условия задачи стрелки показывают, что скорость уменьшилась, а время увеличилось в одно и то же число раз.

Скорость движения (при постоянном пути) обратно пропорционально времени.

Ответ: за 6 часов.

Решить задачу вторым способом

1) 80 : 40= 2 (раза) во столько раз скорость пассажирского поезда больше,

2) 3 · 2 = 6 (ч) за столько товарный поезд проедет тот же путь.

Ответ: за 6 часов.

Сравнить разные способы решения.

Дополнение учителя: еще встретятся задачи, а которых «старый» способ не сработает.

4) Работа по учебнику.

Разобрать по учебнику Н.Я.Виленкина и др. «Математика» 6кл. решение задач на с. 122-123.

Обобщение. Способ пропорций состоит в следующем: (уч-ся пробуют под руководством учителя составить алгоритм).

  1. Неизвестное число обозначается буквой х.
  2. Условие записывается в виде таблицы.
  3. Устанавливается вид зависимости между величинами.
  4. Прямо пропорциональная зависимость обозначается одинаково направленными стрелками, а обратно пропорциональная зависимость - противоположно направленными стрелками.
  5. Записывается пропорция.
  6. Находится её неизвестный член.

5) 3акрепление. Решить задачу №767 с  комментированием.

Зависимость между объемом и массой прямо пропорциональная.

Ответ: 19,5 г

Решить задачу №770 на доске и в тетрадях.

Зависимость между количеством машин и их грузоподъемностью обратно пропорциональная.

х = 40

Ответ: 40 машин.

Вопрос учителя. Ребята, определите в задачах зависимость между величинами.

Задача №3. За 2 ч поймали 12 карасей. Сколько карасей поймают за 3 ч?

Задача №4. Три петуха разбудили 6 человек. Сколько человек разбудят пять петухов?

Это задачи-шутки.

Задача №5. Когда Вася прочитал 10 страниц книги, то ему осталось прочитать еще 90 страниц. Сколько страниц ему останется прочитать, когда он прочитает 30 страниц?

В этой задаче увеличение одной и уменьшение другой величины происходит не в одно и то же число раз.

6) Проверочная работа.

Уч-ся получают листы с печатной основой.

Закончить решение задачи.

Вариант №1

1) Из 5 кг свежих слив получается 1,5 кг чернослив. Сколько чернослива получится их 17,5 кг свежих слив?

Закончите решение задачи.

Пусть во второй раз получится х кг чернослива.

Свежие сливы

 

Чернослив

1 раз 5 кг

-

1,5 кг

2 раз 17,5 кг

-

х кг

Так как величины пропорциональны, то можно составить пропорцию:

Ответ:

2). На путь от одного поселка до другого со скоростью 12,5 км/ч велосипедист затратил 0,7 ч. С какой скоростью он должен был ехать, чтобы преодолеть этот путь за 0,5 ч?

Закончите решение задачи.

Пусть х км/ч - искомая скорость велосипедиста. Скорость движения (при постоянном пути) обратно пропорциональна времени.

Ответ:

Вариант №2

1) 3а 4 ч поезд, не останавливаясь, прошел 280 км. Сколько километров он пройдет с той же скоростью за 6 ч?

Закончите решение задачи.

Пусть во второй раз поезд пройдет х км.

Так как величины пропорциональны, то можно составить пропорцию.

Ответ:

2) Чтобы вывезти товар, прибывший на железнодорожную станцию, потребуется 21 автомашина грузоподъемностью 2,5 т. Сколько потребовалось бы автомашин грузоподъемностью 3.5 т?

Закончите решение задами.

Пусть х машин потребуется второй раз. Количество машин обратно пропорционально грузоподъемности.

Ответ:

7) Итог урока.

  • Приведите примеры прямо пропорциональных величин.
  • Приведите примеры обратно пропорциональных величин.
  • Сформулируйте их свойства.

8) Оценки.

9) Домашнее задание; изучить п.22 (2-я часть); решить №795, №796, №803(а).

Спасибо за урок.

Приложение.