Использование стратегии "чтение с остановками" на уроке немецкого языка

Разделы: Иностранные языки


В процессе преподавания иностранного языка в школе большое внимание уделяется чтению. Учебники иностранных языков последнего поколения стремятся представить разнообразные типы текстов, в том числе художественные. Одним из самых распространённых типов текста является текст-рассказ. Текст-рассказ всегда лаконичен по форме и характеризуется концентрированностью смыслового, информационного, эмоционального, морального и т.п. содержания.

При отборе текста нужно учитывать тематику рассказа и наличие в нём проблемной ситуации. И то, и другое повышает мотивацию чтения, создаёт определённый психологический настрой, способствует повышению речевой активности учащихся, вызывает их на разговор, обсуждение. Педагог также должен отбирать тексты, соответствующие возрастным особенностям учащихся, их речевому и жизненному опыту и интересам.

Современные школьники не любят читать. Как сделать процесс чтения интересным, преодолеть пассивность учащихся, как эффективнее организовать их деятельность на уроке? На помощь приходит технология развития критического мышления. Технология предлагает широкий выбор методических приёмов и стратегий ведения урока, в том числе и с художественными текстами. На своих уроках я иногда использую методическую стратегию «чтение с остановками».

Данная стратегия учитывает следующее [1]:

- текст не должен быть знаком учащимся (иначе теряется смысл и логика использования стратегии);

- текст заранее делится на части: помечается первая остановка, вторая остановка и т.д. Части по объёму могут быть разными, важно смысловое единство внутри каждого отрывка. Делить на части следует исходя из логики построения произведения. Остановок должно быть не более пяти, чтобы учащиеся могли увидеть произведение в его в целостности и понять взаимозависимость частей;

- задания и вопросы к тексту формируются с учётом систематики педагога И.О.Загашева:

- Простые вопросы. Это вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачётах, в тестах.

- Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что …?», «Если я правильно понял, то …?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал.

- Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слов «Почему?». Они направлены на установление причинно-следственных связей:

Если ответ на этот вопрос известен, то он из интерпретационного превращается в простой. Следовательно, данный тип вопроса срабатывает тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

- Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, прогноза, мы называем его творческим: «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?».

- Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.

- Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим: «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

Общий алгоритм работы по стратегии «чтение с остановками»:

1. Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.

2. Осмысление содержания. Чтения текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозов развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни вопросов. Обязателен вопрос-прогноз «Что будет дальше и почему?».

3. Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: творческое письмо, дискуссия, совместный поиск.

Предлагаю урок немецкого языка, разработанный с использованием стратегии «чтение с остановками».

Модельный урок

Тема: Fremdsprachenlernen

Используемые приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, дерево предсказаний, творческое письмо

Ход урока

I. Стадия вызова.

На этой стадии я обращаюсь к личному опыту учащихся (учащихся 7-го класса, изучающих немецкий язык третий год в качестве второго иностранного языка два раза в неделю). Стадия вызова помогает подготовить учащихся к восприятию рассказа и прогнозировать его проблематику.

Возможные вопросы учителя в начале урока:

  • Zweimal in der Woche habt ihr Deutsch. Wie findet ihr das Deutschlernen?
  • Ihr lernt Woerter und schreibt Woerterdiktate. Machen die Woerterdiktate Spass oder Stress?
  • Wie gefaellt euch Grammatik? Und Hoertexte?
  • Und was macht euch Spass beim Deutschlernen? Videofilme? Spiele? Gute Noten?...
  • Und was meint ihr? Wie sind die Texte im Lehrbuch? Sind sie langweilig oder interessant? Informativ? Aktuell?

II. Стадия осмысления содержания.

На смысловой стадии учащиеся читают текст [2], которому я дала название – «Eine gute Idee» и разделила на 5 частей.

  • Heute lesen wir eine Geschichte. Sie heisst „Eine gute Idee“.

Eine gute Idee

Die Mutter oeffnet die Tuer zu Lauras Zimmer. „Guten Morgen, Laura! Wach auf!", sagt sie. „Es ist schon Viertel vor sieben. Steh auf, du Schlafmuetze!" Laura setzt sich im Bett auf und sagt: „Du, Mama, ich kann heute nicht in die Schule gehen. Ich glaube, ich habe Fieber. Ich muss im Bett bleiben." Die Mutter holt das Thermometer und schiebt es Laura unter die Achsel.

Первая остановка

Возможные вопросы учителя:

  • Was meint ihr? Ist Laura krank? Oder?
  • Wie alt ist Laura?
  • Was denkt ihr? Wie geht die Geschichte weiter?

Beide warten ein paar Minuten, dann sagt die Mutter: „Na, gib es her!" Sie schaut auf das Thermometer und sagt: „Du hast kein Fieber. Also, komm raus aus dem Bett und geh schnell ins Bad. Es ist hoechste Zeit!"

Вторая остановка

Возможные вопросы учителя:

  • Warum muss Laura schnell ins Bad gehen?
  • Die Mutter sagt: „Geh schnell ins Bad!“ Was denkst du? Wie reagiert Laura? Was sagt sie der Mutter?
  • Du willst z.B. in die Schule nicht gehen. Was machst du oder was sagst du der Mutter?

„Ich habe aber Halsschmerzen", sagt Laura. „Halsschmerzen? Nein, ich glaube, du hast keine Lust, in die Schule zu gehen", sagt die Mutter. Wasistlos? Sagschon!" — „Ich, ich ...

Третья остановка

Возможные вопросы учителя:

  • Laura ist also nicht krank. Seid ihr einverstanden, oder?
  • Warum will sie nicht in die Schule gehen? Welche Probleme kann sie in der Schule haben? Mit den Lehrern? Mit den Freunden? Oder andere Probleme?

Ответы на последний вопрос можно записать на доске, чтобы потом проверить правильность выдвинутых предположений.

„Ich, ich ... ich habe die Englischvokabeln nicht gelernt und wir schreiben heute ein Woerterdiktat", sagt Laura leise. „Es sind zwanzig Woerter, alles, was man essen kann: Brot, Marmelade ..." „Aha", die Mutter nickt. „Also los, schnell ins Bad und komm dann in die Kueche."

Четвертая остановка

Возможные вопросы учителя:

  • Welche Klasse besucht Laura? Warum meinst du so?
  • Du hast z.B. ein Woerterdiktat. Aber du hast die Woerter nicht gelernt. Hast du Stress? Was machst du?
  • Zwanzig englische Woerter lernen! Ist es schwer? Was glaubst du?
  • Wie geht die Geschichte ueber Laura weiter?

После группового обсуждение последнего вопроса учащимся предлагается аналог «дерева предсказаний»: 3 варианта дальнейшего развития событий.

  • Ihr habt 3 Varianten, wie die Geschichte weiter geht. Welche Variante ist richtig? Was meint ihr?

А. Beim Fruehstueck in der Kueche sagt die Mutter: „Sei ruhig, Laura! Keine Panik! Du kannst die Woerter in der Pause ein bisschen lernen. Englisch ist doch in der 5.Stunde“.

В. Die Mutter ist nervoes. Sie muss zur Arbeit. Beim Fruehstueck in der Kueche schimpft sie auf Laura: „Sitz nicht so krumm! Beeil dich doch! Du kommst in die Schule zu spaet!“

С. Beim Fruehstueck in der Kueche sagt die Mutter: „Keine Angst! Das schaffen wir schon. Sieh mal! Ich hab die Woerter auf Kaertchen aufgeschrieben. DieWoertersindkurzundleicht.“

После выбора одного из предложенных вариантов история читается до конца.

Laura kommt in die Kueche und setzt sich an den Tisch. Was ist das? Auf dem Tisch liegen und haengen kleine Zettel. Auf der Milch steht milk und auf der Butterdose — butter. „Take a cake." — „Was?" — „Nimm einen Kuchen." Die Mutter lacht. 15 Minuten sitzt Laura am Tisch, dann sagt sie: „Jetzt kenne ich alle Woerter. Ich kann das Woerterdiktat schreiben. Danke, Mama." Laura laeuft in die Schule. Unterwegs denkt sie: So die Woerter lernen macht wirklich Spass.

Возможные вопросы учителя:

  • Laura hat Glueck. Warum?
  • Muss Lauras Mutter am Morgen zur Arbeit? Warum meinst du so?
  • Wie findet ihr die Idee von Lauras Mutter? Warum?
  • Du hast wie Laura Probleme mit den Woertern. Was macht (sagt) deine Mutter?

III. Стадия рефлексии.

Учащимся предлагается на выбор:

1) Дописать финал истории (5-7 предложений) на тему: „Wie geht es Laura in der Schule an diesem Tag?

2) Высказать в письменном виде (5-7 предложений) своё мнение по теме: „MachendieFremdsprachenSpassoderStress?“

Использованная литература:

  1. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2004.
  2. C немецким за приключениями 1: Учебник немецкого языка для 5 кл. общеобразовательных учреждений / О.Ю. Зверлова. – М.: ИД-МАРТ, 2004 – стр. 122