Урок русского языка во 2-м классе "Чередование звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме"

Разделы: Начальная школа


Тема: Чередование звуков в корнях слов,которое мы не видим на письме.

Тип урока: обучающий.

Цель урока: создать условия для формирования умения находить способ проверки безударного гласного звука в корне слова.

Задачи урока:

  • Образовательные: начать работу по алгоритмизации проверки безударных гласных в корне слова; формировать навыки грамотного письма; учить работать в малых группах по методу сотрудничества;
  • Развивающие: развивать умение логически мыслить, доказывать свою точку зрения, умение слушать и слышать других;
  • Воспитательные: воспитывать желание высказать свое мнение, взаимопомощь, способность адекватно оценивать свои силы и возможности.

Использованные технологии: личностно-ориентированное обучение, учебное сотрудничество, технология разноуровневого обучения.

Форма урока: работа в малых группах.

Методы обучения: словесный, наглядно-слуховой, частично-поисковый, проблемный, метод рефлексии.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

1. Организационный момент.

 

 

 

2. Актуализация знаний.

Читаю стихотворение. Какое слово вы услышали дважды?

Выделите корень, окончание.

Какая гласная пропущена в корне?

Мы произносим один и тот же звук? А пишем разные буквы? От чего это зависит?

Называют слово, записывает один ученик на доске

 

 

Высказывают свои предположения.

У рыцарей в руках мечи,

У малышей в саду мячи.

3. Целеполагание.

Определите тему, над которой мы начнем сегодня работать.

 

Поставьте цель: чему мы должны научиться?

Чередование гласных звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме.

 

Ставят цели урока.

 

4. Изучение нового материала (1-ый способ проверки безударных гласных – подбор другой формы этого же слова).

Подумайте в группах,какую пропущенную гласную нужно вставить.Докажите свой ответ. (1-2 мин.)

Сделайте вывод:какую букву нужно писать в корне слова,если гласный звук не под ударением? Каким способом вы проверяли слова на карточках?

Работа в группах на карточках.Обсуждение. Выбор спикера и контролера. Озвучивание мнения своей группы.

Делают обобщение и вывод.

 

Читаем правило в учебнике на стр.122

Подбирали другую форму этого же слова так,чтобы поставить безударную гласную под ударение.

У воинов острые м.чи.

У малышей яркие резиновые м.чи.

5. Изучение 2-го способа проверки безударных гласных). (подбор родственных слов).

Поработаем в группах. Задание «Согласен или нет?»

 

 

Сделайте вывод о втором способе проверки безударных гласных.

Обобщим наши новые открытия и сделаем вывод: чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо…

 

Работают в группах на карточках. Озвучивание одной из групп результатов работы. Остальные дополняют, исправляют.

 

Надо подобрать родственное слово так, чтобы поставить безударный гласный под ударение.

Делают обобщение.

Читают правило в учебнике на стр.123.

Повернись на б.чок – бак;

Св.зать носки – вёз;

Кр.юшка хлеба – крошка.

6. Закрепление изученного материала.

Предлагаю группам работу различную по уровню сложности.

После кратковременного совещания каждая группа выбирает один из вариантов задания, выполняет его, а затем озвучивает всему классу итоги своей работы.

Уровень лёгкий: упр. 47 стр. 40 из РТ.

Уровень средний: подобрать проверочные слова, вставить пропущенную гласную букву:

В.дяной-…,

З.лёный-…,

Б.леет-…,

Ст.лы-…

Уровень сложный: списать стихотворение, вставить пропущенные гласные буквы, устно подбирая проверочные слова:

– Заинька! – з.вёт л.сица,–
Возле ёлочки – к.слица!
Прих.ди! Растёт здесь густо
Эта заячья к.пуста!

7. Итог урока. Домашнее задание.

Вспомните все, о чем мы узнали на уроке и еще раз обобщите: как проверить безударный гласный в корне слова?

Повторяют правило о проверке безударных гласных двумя способами.

 

8. Рефлексия.

Проведение рефлексии в группах по рисуночной схеме.

Коллективная рефлексия: какую цель ставили? Достигли ее или нет?

Чему научились?

Над чем надо еще работать?

Задаю домашнее задание.

Обсуждение в группах. Афиширование.

Чему научились?

Что осталось непонятным?

Как приблизились к цели?

 

 

РТ стр. 40 №48, правило в учебнике на стр. 123

9. Оценивание.

Оценивание в группах.

 

Как работа в группах помогла всему классу приблизиться к цели?

Оценивают работу в группе коллективно после небольшого обсуждения; афишируют, показывая пальцами. Обосновывают.

Коллективное обсуждение.