Тема: Чередование звуков в корнях слов,которое мы не видим на письме.
Тип урока: обучающий.
Цель урока: создать условия для формирования умения находить способ проверки безударного гласного звука в корне слова.
Задачи урока:
- Образовательные: начать работу по алгоритмизации проверки безударных гласных в корне слова; формировать навыки грамотного письма; учить работать в малых группах по методу сотрудничества;
- Развивающие: развивать умение логически мыслить, доказывать свою точку зрения, умение слушать и слышать других;
- Воспитательные: воспитывать желание высказать свое мнение, взаимопомощь, способность адекватно оценивать свои силы и возможности.
Использованные технологии: личностно-ориентированное обучение, учебное сотрудничество, технология разноуровневого обучения.
Форма урока: работа в малых группах.
Методы обучения: словесный, наглядно-слуховой, частично-поисковый, проблемный, метод рефлексии.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Примечания |
1. Организационный момент. |
|
|
|
2. Актуализация знаний. |
Читаю стихотворение. Какое слово вы услышали дважды? Выделите корень, окончание. Какая гласная пропущена в корне? Мы произносим один и тот же звук? А пишем разные буквы? От чего это зависит? |
Называют слово, записывает один ученик на доске
Высказывают свои предположения. |
У рыцарей в руках мечи, У малышей в саду мячи. |
3. Целеполагание. |
Определите тему, над которой мы начнем сегодня работать.
Поставьте цель: чему мы должны научиться? |
Чередование гласных звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме.
Ставят цели урока. |
|
4. Изучение нового материала (1-ый способ проверки безударных гласных – подбор другой формы этого же слова). |
Подумайте в группах,какую пропущенную гласную нужно вставить.Докажите свой ответ. (1-2 мин.) Сделайте вывод:какую букву нужно писать в корне слова,если гласный звук не под ударением? Каким способом вы проверяли слова на карточках? |
Работа в группах на карточках.Обсуждение. Выбор спикера и контролера. Озвучивание мнения своей группы. Делают обобщение и вывод.
Читаем правило в учебнике на стр.122 Подбирали другую форму этого же слова так,чтобы поставить безударную гласную под ударение. |
У воинов острые м.чи. У малышей яркие резиновые м.чи. |
5. Изучение 2-го способа проверки безударных гласных). (подбор родственных слов). |
Поработаем в группах. Задание «Согласен или нет?»
Сделайте вывод о втором способе проверки безударных гласных. Обобщим наши новые открытия и сделаем вывод: чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо…
|
Работают в группах на карточках. Озвучивание одной из групп результатов работы. Остальные дополняют, исправляют.
Надо подобрать родственное слово так, чтобы поставить безударный гласный под ударение. Делают обобщение. Читают правило в учебнике на стр.123. |
Повернись на б.чок – бак; Св.зать носки – вёз; Кр.юшка хлеба – крошка. |
6. Закрепление изученного материала. |
Предлагаю группам работу различную по уровню сложности. |
После кратковременного совещания каждая группа выбирает один из вариантов задания, выполняет его, а затем озвучивает всему классу итоги своей работы. |
Уровень лёгкий: упр. 47 стр. 40 из РТ. Уровень средний: подобрать проверочные слова, вставить пропущенную гласную букву: В.дяной-…, З.лёный-…, Б.леет-…, Ст.лы-… Уровень сложный: списать стихотворение, вставить пропущенные гласные буквы, устно подбирая проверочные слова:
– Заинька! – з.вёт л.сица,– |
7. Итог урока. Домашнее задание. |
Вспомните все, о чем мы узнали на уроке и еще раз обобщите: как проверить безударный гласный в корне слова? |
Повторяют правило о проверке безударных гласных двумя способами. |
|
8. Рефлексия. |
Проведение рефлексии в группах по рисуночной схеме. Коллективная рефлексия: какую цель ставили? Достигли ее или нет? Чему научились? Над чем надо еще работать? Задаю домашнее задание. |
Обсуждение в группах. Афиширование. |
Чему научились? Что осталось непонятным? Как приблизились к цели?
РТ стр. 40 №48, правило в учебнике на стр. 123 |
9. Оценивание. |
Оценивание в группах.
Как работа в группах помогла всему классу приблизиться к цели? |
Оценивают работу в группе коллективно после небольшого обсуждения; афишируют, показывая пальцами. Обосновывают. Коллективное обсуждение. |
|