Десятичная запись дробных чисел

Разделы: Математика


Тема урока: Десятичная запись дробных чисел.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели урока:

  • научить читать и записывать десятичные дроби, переводить обыкновенную дробь со знаменателем 10, 100, 1000 и т.д. в десятичную и наоборот;
  • развивать логическое мышление, внимание, память;
  • воспитывать волю и настойчивость для решения поставленной задачи, уважительное отношение друг к другу.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня на уроке вы узнаете много нового, но для этого вам потребуется внимательность, наблюдательность, сообразительность, настойчивость. Итак, все готовы работать!

2. Актуализация опорных знаний.

1. Исключите лишнее (дроби записаны на доске)

а)   . («Лишняя» дробь -   , т.к. она неправильная, а остальные правильные.)

б)  .(«Лишняя» дробь -  , т.к. она правильная, а остальные неправильные, или   , т.к. она равна 1, а остальные нет.)

2. Сравните (записано на доске)

3. Прочитайте числа (на карточках)

1 000, 100 000, 10 000 000, 100, 1 000 000, 10 000.

4. Какое число записывается:

а) единицей с двумя последующими нулями? (Сто);
б) единицей с четырьмя последующими нулями? (Десять тысяч);
в) единицей с шестью последующими нулями? (Миллион);
г) единицей с девятью последующими нулями? (Миллиард).

3. Формулирование темы урока.

- Прочитайте дробь:  (карточка)

- Как называется такая дробь? (Обыкновенная неправильная.)

- Назовите знаменатель. Что он показывает?

- Назовите числитель. Что он показывает?

- Выделите целую часть

- Какие действия с обыкновенными дробями и смешанными числами мы умеем выполнять? (Сравнивать, складывать, вычитать, выделять целую часть из неправильной дроби, представлять смешанное число в виде неправильной дроби.)

- Пока мы знаем не очень много о дробях, например, мы не умеем умножать, делить.

Тема сегодняшнего урока: десятичная запись дробных чисел.
Откройте тетради, запишите число: сегодня 19 февраля 2008 года, и тему урока.

4. Сообщение из истории дробей.

- Знаете ли вы, что обозначает слово дробь, и кто придумал числитель называть числителем, а знаменатель – знаменателем? Об этом нам расскажут ребята, которые подготовили сообщение.

- Задача сегодняшнего урока – доказать, что дроби не смогут поставить вас в трудное положение.

5. Изучение нового материала.

(Фронтальная работа с классом, ведем записи в столбик на доке и в тетрадях.)

- Как выразить 3м 57см в метрах?

3м 57 см = м

- Какую часть метра составляет 1 дм?

1 дм = м

- Какую часть метра составляют 27 см?

27 см = м

- Как выразить 2 кг 216 г в килограммах?

2 кг 216 г =   кг

- Какую особенность этих дробей вы заметили? (Знаменатели записываются единицей с одним или несколькими нулями.)

- Такие обыкновенные дроби, у которых знаменатель записан единицей с одним или несколькими нулями, можно записывать без знаменателя.

- Как это сделать? Сначала записывается целая часть числа, а потом числитель дробной части. Целая часть отделяется от дробной запятой.

- Запишем:  = 3,57. И прочитаем: 3 целых, 57 сотых.

- 3,57 называют десятичной записью числа  , или десятичной дробью.

- Ребята, как вы думаете, как записать в виде десятичной дроби число, если целой части нет? (Если нет целой части, значит 0 целых.)

Запишем:  = 0,1 . Прочитаем: 0 целых, 1 десятая.

Запишем:  = 0,27 . Прочитаем: 0 целых, 27 сотых.

Запишем:   = 2,216 . Прочитаем: 2 целых, 216 тысячных.

- Какую запись дробных чисел мы составили? (Десятичную.)

- Какую часть килограмма составляют 27 граммов?

27 г = кг

- Запишите эту дробь в виде десятичной записи. (1 ученик работает на доске)

= 0,027 - молодец, догадался!

Или:  = 0,27 . Но ведь  = 0,27 ! В чем же ошибка?

(Ответы детей.)

- Проследим закономерность:

= 3,57 - 2 нуля в знаменателе, 2 цифры после запятой;

= 0,1 - 1 нуль в знаменателе, 1 цифра после запятой;

= 0,27 - 2 нуля в знаменателе, 2 цифры после запятой;

 = 2,216 - 3 нуля в знаменателе, 3 цифры после запятой.

- Ребята, кто догадался, какое выполняется правило, от чего зависит количество цифр после запятой в записи десятичной дроби? (Ответы детей.)

- После запятой числитель дробной части должен иметь столько же цифр, сколько нулей в знаменателе.

- Откройте учебник на стр. 226 и найдите это правило. Прочитайте его.

- Запишем правильно:  = 0,027

- Запишите смешанные числа, которые я буду диктовать, в виде десятичной дроби:

- Как называют дроби: 2,06; 6,4; 10,010; 42,00007? (Десятичные дроби.)

- Для чего в записи в записи десятичной дроби служит запятая? (Для отделения целой части от дробной.)

- Какое число в десятичной записи  стоит до запятой, и какое после запятой?

6. Физминутка

- Я проговариваю утверждение. Если вы с ним согласны, то сидите, а если нет – встаете.

- правильная дробь;

- больше единицы;

на координатном луче располагается между 0 и 1;

Из   можно выделить целую часть;

В десятичной записи   после запятой стоит 2 цифры;

- неправильная дробь;

Черту дроби можно понимать как знак деления.

7. Закрепление изученного материала.

1. Устно

Прочитайте десятичные дроби: 2,7; 11,4; 401,1 и т.д. (№1118) (записано на доске)

2. Под диктовку (1 ученик – на доске для последующей проверки)

а) 7 целых 8 десятых, 5 целых 45 сотых, 0 целых 59 сотых, 78 целых 1 сотая, 4 целых 601 тысячная; (7,8; 5,45; 0,59; 78,01; 4,601)

б) 0 целых 2 сотых, 785 целых 5 тысячных, 33 целых 8 десятых, 9 целых 13 тысячных, 204 целых 6 десятитысячных. (0,02; 785,005; 33,8; 9,013; 204,0006)

3. Письменно на доске и в тетради

а) запишите в виде десятичной дроби: (№1117)
задания записаны на карточках, ученик выходит, читает смешанное число и выполняет задание;

б) запишите в виде дроби или смешанного числа: (№1120)
задания записаны на карточках, ученик выходит, читает десятичную дробь и выполняет задание.

8. Итог урока.

- Как короче записать дроби, знаменатель которых – единица с несколькими нулями?

- Как называют такие дроби?

- Сколько цифр стоит после запятой в десятичной дроби ?

- Какое число в десятичной записи  стоит после запятой, и какое до запятой?

9. Домашнее задание

- Откройте дневники, запишите домашнее задание: П. 30, №1139(а), 1141.
Откройте учебник на стр. 230, просмотрите задания, которые будете выполнять дома. Если есть вопросы, задайте.

На уроке использован учебник: Математика: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: «Сайтком», 2000.