Тема урока: Десятичная запись дробных чисел.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели урока:
- научить читать и записывать десятичные дроби, переводить обыкновенную дробь со знаменателем 10, 100, 1000 и т.д. в десятичную и наоборот;
- развивать логическое мышление, внимание, память;
- воспитывать волю и настойчивость для решения поставленной задачи, уважительное отношение друг к другу.
Ход урока
1. Организационный момент. | - Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня на уроке вы узнаете много нового, но для этого вам потребуется внимательность, наблюдательность, сообразительность, настойчивость. Итак, все готовы работать! |
2. Актуализация опорных знаний. |
1. Исключите лишнее (дроби записаны на доске) а) . («Лишняя» дробь - , т.к. она неправильная, а остальные правильные.) б) .(«Лишняя» дробь - , т.к. она правильная, а остальные неправильные, или , т.к. она равна 1, а остальные нет.) 2. Сравните (записано на доске) 3. Прочитайте числа (на карточках) 1 000, 100 000, 10 000 000, 100, 1 000 000, 10 000. 4. Какое число записывается: а) единицей с двумя последующими нулями? (Сто); |
3. Формулирование темы урока. |
- Прочитайте дробь: (карточка) - Как называется такая дробь? (Обыкновенная неправильная.) - Назовите знаменатель. Что он показывает? - Назовите числитель. Что он показывает? - Выделите целую часть - Какие действия с обыкновенными дробями и смешанными числами мы умеем выполнять? (Сравнивать, складывать, вычитать, выделять целую часть из неправильной дроби, представлять смешанное число в виде неправильной дроби.) - Пока мы знаем не очень много о дробях, например, мы не умеем умножать, делить. Тема сегодняшнего урока: десятичная запись дробных чисел. |
4. Сообщение из истории дробей. |
- Знаете ли вы, что обозначает слово дробь, и кто придумал числитель называть числителем, а знаменатель – знаменателем? Об этом нам расскажут ребята, которые подготовили сообщение. - Задача сегодняшнего урока – доказать, что дроби не смогут поставить вас в трудное положение. |
5. Изучение нового материала. |
(Фронтальная работа с классом, ведем записи в столбик на доке и в тетрадях.) - Как выразить 3м 57см в метрах? 3м 57 см = м - Какую часть метра составляет 1 дм? 1 дм = м - Какую часть метра составляют 27 см? 27 см = м - Как выразить 2 кг 216 г в килограммах? 2 кг 216 г = кг - Какую особенность этих дробей вы заметили? (Знаменатели записываются единицей с одним или несколькими нулями.) - Такие обыкновенные дроби, у которых знаменатель записан единицей с одним или несколькими нулями, можно записывать без знаменателя. - Как это сделать? Сначала записывается целая часть числа, а потом числитель дробной части. Целая часть отделяется от дробной запятой. - Запишем: = 3,57. И прочитаем: 3 целых, 57 сотых. - 3,57 называют десятичной записью числа , или десятичной дробью. - Ребята, как вы думаете, как записать в виде десятичной дроби число, если целой части нет? (Если нет целой части, значит 0 целых.) Запишем: = 0,1 . Прочитаем: 0 целых, 1 десятая. Запишем: = 0,27 . Прочитаем: 0 целых, 27 сотых. Запишем: = 2,216 . Прочитаем: 2 целых, 216 тысячных. - Какую запись дробных чисел мы составили? (Десятичную.) - Какую часть килограмма составляют 27 граммов? 27 г = кг - Запишите эту дробь в виде десятичной записи. (1 ученик работает на доске) = 0,027 - молодец, догадался! Или: = 0,27 . Но ведь = 0,27 ! В чем же ошибка? (Ответы детей.) - Проследим закономерность: = 3,57 - 2 нуля в знаменателе, 2 цифры после запятой; = 0,1 - 1 нуль в знаменателе, 1 цифра после запятой; = 0,27 - 2 нуля в знаменателе, 2 цифры после запятой; = 2,216 - 3 нуля в знаменателе, 3 цифры после запятой. - Ребята, кто догадался, какое выполняется правило, от чего зависит количество цифр после запятой в записи десятичной дроби? (Ответы детей.) - После запятой числитель дробной части должен иметь столько же цифр, сколько нулей в знаменателе. - Откройте учебник на стр. 226 и найдите это правило. Прочитайте его. - Запишем правильно: = 0,027 - Запишите смешанные числа, которые я буду диктовать, в виде десятичной дроби: - Как называют дроби: 2,06; 6,4; 10,010; 42,00007? (Десятичные дроби.) - Для чего в записи в записи десятичной дроби служит запятая? (Для отделения целой части от дробной.) - Какое число в десятичной записи стоит до запятой, и какое после запятой? |
6. Физминутка |
- Я проговариваю утверждение. Если вы с ним согласны, то сидите, а если нет – встаете. - правильная дробь; - больше единицы; на координатном луче располагается между 0 и 1; Из можно выделить целую часть; В десятичной записи после запятой стоит 2 цифры; - неправильная дробь; Черту дроби можно понимать как знак деления. |
7. Закрепление изученного материала. |
1. Устно Прочитайте десятичные дроби: 2,7; 11,4; 401,1 и т.д. (№1118) (записано на доске) 2. Под диктовку (1 ученик – на доске для последующей проверки) а) 7 целых 8 десятых, 5 целых 45 сотых, 0 целых 59 сотых, 78 целых 1 сотая, 4 целых 601 тысячная; (7,8; 5,45; 0,59; 78,01; 4,601) б) 0 целых 2 сотых, 785 целых 5 тысячных, 33 целых 8 десятых, 9 целых 13 тысячных, 204 целых 6 десятитысячных. (0,02; 785,005; 33,8; 9,013; 204,0006) 3. Письменно на доске и в тетради а) запишите в виде десятичной дроби: (№1117) б) запишите в виде дроби или смешанного числа: (№1120) |
8. Итог урока. |
- Как короче записать дроби, знаменатель которых – единица с несколькими нулями? - Как называют такие дроби? - Сколько цифр стоит после запятой в десятичной дроби ? - Какое число в десятичной записи стоит после запятой, и какое до запятой? |
9. Домашнее задание |
- Откройте дневники, запишите домашнее задание:
П. 30, №1139(а), 1141. |
На уроке использован учебник: Математика: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: «Сайтком», 2000.