План-конспект урока по физике в 8-м классе с применением ИКТ на тему: "Уравнение теплового баланса"

Разделы: Физика


Тип урока: объяснение нового материала.

Форма проведения урока: лекция.

Цели урока: выяснить физическое содержание закона сохранения энергии для тепловых процессов; вывести уравнение теплового баланса.

Задачи:

  • способствовать развитию интереса к физике, логического мышления, внимания, памяти, самостоятельности при поиске решения;
  • формировать научное мировоззрение;
  • формировать умение работать в малых группах.

Средства обучения:

  • УМК - Программа МО РФ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ. Физика. 7-9 классы. Авторы:Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Москва, «Дрофа», 2005.
  • Учебник «Физика. 8 класс» А.В.Перышкин, «Дрофа», 2006 г.

Оборудование урока:

  • Раздаточный материал (задачи).
  • Проектор, компьютер, видеоматериалы.
  • Электронные уроки и тесты «Физика в школе» раздел «Внутренняя энергия», м/м презентация учителя.
  • Microsoft Office Word – XP 2007.
  • Microsoft Office Power Point -2007.

Ход урока

Ι. Вводное слово учителя.

1.Тема урока вводится через интригующую загадку Шерлока Холмса. [1]

(Приложение 1. Слайд с Шерлоком Холмсом и его загадкой.)

Выслушав ответы детей, педагог обещает, что в конце урока, они сами решат: правы ли они в своих предположениях.

ΙΙ. Объяснение нового материала.

Рассказ учителя сопровождается показом м/м материалов урока: «Внутренняя энергия» урок 6 («Новый Диск»).

Лекция учителя

М/м показ

1. В начале, необходимо отметить, что среди законов физики, есть такие, которые очень широко применяются в описании поведения тех или иных систем. Одним из таких законов и является закон сохранения энергии в тепловых процессах: то есть энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает: количество энергии неизменно. Она только переходит из одной формы в другую и если теплообмен и совершаемая работа происходит только между телами данной системы, то эта система называется изолированной. Для такой системы изменение внутренней энергии равно нулю и суммарная работа в системе тоже равна нулю, соответственно равно нулю и суммарное количество отданного и полученного телами тепла. Для любой изолированной системы при любых изменениях внутри нее внутренняя энергия остается неизменной.

Это и есть закон сохранения энергии в тепловых процессах. Он косвенно подтверждает невозможность остановки теплового движения.

«Внутренняя энергия» урок 6.

2. На последнем уроке мы с вами выполняли лабораторную работу, где высчитывали количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной. Вначале мы рассчитали отдельно количество теплоты в первом случае, потом - во втором, и затем сравнили результаты. Сегодня мы с вами научимся выполнять все эти операции при помощи красивейшего математического уравнения – уравнения теплового баланса.

 

3. Вызываются помощники из класса для проведения эксперимента.

 

4. Демонстрационный эксперимент.

Проводится на демонстрационном столе.

Мы знаем, что если привести в соприкосновение два тела разной температуры, то 1-е: теплообмен будет протекать до тех пор, пока температуры обоих тел не сравняются, и 2-е: первое тело будет передавать столько тепла, сколько получит второе тело.

Таким образом, из закона сохранения тепловой энергии получим:

Это соотношение называют уравнением теплового баланса.

Критерием истинности является практика. Поэтому, используя калориметр, смешаем фиксированные массы горячей и холодной воды с заданными температурами, и, затем, минуты через две, измерим температуру смеси t.

 

 

Один учащийся выполняет эксперимент, другой записывает «Дано» на доске:

Пусть m1- масса горячей воды, m2 масса холодной воды, тогда:

m1=0,2 кг
t1=70oC
m2=0,2 кг
t2=10oC

Что мы должны получить в результате эксперимента? В чем убедиться?

Расчетная конечная температура смеси и экспериментальная конечная температура должны совпасть.

После этого используя уравнение теплового баланса, рассчитаем температуру смеси.

Используя Qпол = Qотд получим:

cm1 (t - t1) = cm2 (t - t2)

0,2*70 - 0,2 t = 0,1 t-0,1*10

Откуда  t = 50oC

Затем, сравнивая измеренное значение  с рассчитанным, мы убеждаемся, что

tизм = tрасч

5. Решим задачу (практическая часть объяснения).

Учащиеся решают задачу совместно с учителем.

На экране м/м презентация «Задача».

(См. Приложение 2)

В ведро налита вода массой 5 кг, температура которой 9oС. Сколько кипятка надо долить в ведро, чтобы температура воды стала равной 30oС?

ДАНО:

РЕШЕНИЕ:

m1 = 5 кг
t1 = 9oС
t2 = 100oС
t = 30oС

m2 - ?

 

ΙΙΙ. Закрепление изученного.

Открытие тайны Холмса.

Учитель еще раз выслушивает догадки, рассуждения детей и подводит итог.

На экране – разгадка – последний слайд Презентации «Шерлок Холмс».

Домашнее задание.

Задача.

В воду массой 1,5 кг положили лед, начальная температура которого 0oC. Начальная температура воды 30oC Сколько нужно взять льда, чтобы он весь растаял?

 

Литература

В.И.Елькин «Необычные учебные материалы по физике». Книга 1. Москва, Школа-Пресс, 2001.