Воспитательный процесс у старшеклассников имеет свои особенности. С одной стороны - это целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации. С другой стороны - он может привести к положительному результату только, если вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию. А это возможно, при условии осуществления разнообразной творческой деятельности. Именно она помогает процессу формирования личности и способствует овладению практическим опытом. Я предлагаю опыт проведения внеклассного мероприятия среди учащихся 9, 10, 11 классов под названием: круглый стол "Жизненные ценности: твой выбор".
Как известно, окружающий человека мир не обладает сам по себе ценностями; ими его наделяет человеческое сознание. Ценности играют роль ориентиров в жизни и при всём своём многообразии они должны соответствовать общечеловеческим ценностям. Поэтому это внеклассное мероприятие помогает нравственному развитию молодых людей.
Цель: выявление ценностных ориентаций, жизненных устремлений в различных сферах жизни.
Задачи: расширить знания по теме " жизненные ценности", приобретение навыка проведения социологического опроса, умения обработки данных опроса, работа с диаграммами, приобретение практического опыта, социализация.
Оборудование: мультимедиа, раздаточный материал, листы ватмана, диаграммы с результатами опроса, магнитная доска, маркеры.
Перед проведением круглого стола сами учащиеся проводят социологический опрос среди своих сверстников в форме анкетирования (см. Приложение 1) [1].
Основные этапы:
1. Организационная деятельность. Приветствие. Знакомство с правилами дискуссии.
2. Мозговой штурм
3. Демонстрация слайдов с диаграммами. Комментарии.
4. Обсуждение
5. Ролевая игра
6. Поиск практического применения .Ассоциации.
7. Итоги. Рефлексия.
Проведение "Круглого стола"
1. Организационные моменты.
В помещении находятся группы 9,10,11-х классов, они сидят группами за столами. Ведущий представляет участников, знакомит их с правилами дискуссии.
2. Мозговой штурм.
Ведущий рассказывает о жизненных ценностях и предлагает в ходе мозгового штурма определить:
- "Какие жизненные ценности должны быть в идеале у современного молодого человека?"
(нужно распределить эти жизненные ценности по степени важности при помощи раздаточного материала на магнитной доске).
3. Демонстрация слайдов с диаграммами.
На этом этапе ребята знакомят с результатами своего социологического опроса, проведённого среди школьников. Демонстрация слайдов (опрос и слайды готовят сами ребята). По данным этого опроса составляется перечень жизненных ценностей для учащихся школы (оформление на магнитной доске)
4. Обсуждение.
Ведущий предлагает обсудить вопрос по группам:
- "Совпадают ли эти жизненные ценности с вашим идеалом?"
- "Что нужно сделать, чтобы стремиться к этому идеалу?"
5. Ролевая игра.
На двух столах лежат карточки с перечнем жизненных ценностей и вариантами ответов: "согласен полностью", "согласен с оговорками". Учащимся предлагается встать. возле того стола с чьей карточкой они согласны. Получается две группы. Внутри каждой группы происходит обсуждение. Лидер группы сообщает мнение группы остальным участникам круглого стола.
6. Поиск практического применения. Ассоциации.
Ведущий задаёт вопрос: "Где вы можете применить эти жизненные ценности?"
(ответ нужно изобразить на листе ватмана в произвольных схемах, рисунках). Работа по группам. Демонстрация рисунков и обсуждение по группам.
7. Рефлексия.
На этом этапе учащиеся делятся своими впечатлениями и оценивают свою работу в группах.
- "Ваше впечатление от сегодняшнего круглого стола?".
- "Что нового вы узнали?"
- "Что поняли полезного для себя?"
Литература:
1. Битяев М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. - Питер. 2007.