Цели:
- сформировать умение прибавлять двузначные и однозначные числа с переходом через разряд;
- закрепить навык умения решать задачи, анализировать условие и вопрос задачи;
- продолжить развивать внимание, память, логику мышления.
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 |
2 |
I. Организационное начало урока
Начинается урок, – Внимательно посмотрите на девиз нашего урока: «От маленьких… – к большим открытиям!» – А отчего «маленьких», вы узнаете, если расположите данные числа в порядке возрастания и прочтете слово 15 9 10 3 12 6 18 Е О Б П Л Р М – Итак, запомните наш девиз: « От маленьких проблем - к большим открытиям !» II. Актуализация опорных знаний и мотивации. – Для того чтобы у нас не возникало больших проблем, а были только лишь большие открытия, необходимо провести математическую разминку. – Какое число нужно зачеркнуть, чтобы получился ряд, составленный по определенному правилу? – Почему? – Продолжите ряд чисел, используя эту закономерность. – На какие две группы можно их разбить?
– Дополните числа, написанные красным цветом до круглых десятков. – Используя числа данного ряда, составьте равенства на сложение и вычитание. – Рассмотрите выражения: 30 - 3; 30 - 5 30 - 4 ; 30 - 6 – Чем они похожи? – Чем отличаются? – Как это отразится на разности? – Найдите значение выражений. – Что вы заметили? – Сколько выражений можно составить по этому же правилу?
– А теперь я предлагаю поработать в группах. – Не выполняя вычислений, поставьте знаки >, < или = и объясните, почему вы поставили тот или иной знак.
III. Открытие детьми нового знания
– Что вы можете сказать об этой записи? – Составьте выражения, где к двузначному числу надо прибавить однозначное. – На какие две группы их можно разделить?
– А в какой столбик отнесете 47+9 ? – Найдите значения выражений первого и второго столбика.
IV. Целеполагание – Посмотрев на это выражение, может быть, вы сформулируете тему нашего урока?
– Но ведь мы это уже умеем делать. – А можно сказать и так: «Сложение двузначных и однозначных чисел с переходом через разряд» – Вот сегодня на уроке мы и будем учиться находить значение таких выражений. V. Физминутка. VI. Первичное закрепление. – №1 на стр. 56 – Можно ли утверждать, что значение выражений в каждой паре одинаковы? – Какое из этих выражений вам решить легче?
VII. Самостоятельная работа. – Хотите проверить, чему научились? – Проверьте по образцу на доске ! Если правильно выполнили задание – поставьте «+», если неверно – «-». Почему допустили ошибки? VIII. Включение в систему знаний и повторение – Что еще у вас вызывает затруднение на уроках математики? – Вы считаете, что необходимо еще потренироваться в решении задач. Так мы и поступим. – Прочитайте задачу №3. – Зато есть целых три решения. – Сформулируйте к нему вопрос. – Запишите решение и ответ задачи.
– А зачем к 15 прибавлять 5? – Какое выражение мы еще не рассмотрели? – Сформулируйте к нему вопрос. – Измените условие задачи №3 так, чтобы в ответе получили число больше 20
IX. Итог урока. – Вернемся к девизу урока. – Какое открытие в математике совершили?
– Всем ли было легко? – Какие трудности испытали? – Надо ли еще потренироваться? Домашнее задание: – Тогда на стр. 56 выберите любой номер по своему усмотрению, а для тех, кто затрудняется в выборе, предлагаю выполнить задание 53(2) на стр. 44 в «Рабочей тетради». – Оцените свою работу по следующей шкале: + – усвоил новый материал. V – сомневаюсь. • – не усвоил. |
– 3 6 9 10 12 15 18
– проблем
– 10
– Оно круглое. – Я думаю, если зачеркнуть 10, то числа будут увеличиваться на 3. – 21 24 27 30
– Двузначные и однозначные, круглые и некруглые, числа с цифрой 2 в одну группу, остальные в другую.
6 + 4 = 10, 12 + 8 = 20, 18 + 2 = 20 3 + 6 = 9; 9 + 3 = 12 18 + 3 = 21; 30 - 9 = 21 24 – 21 = 3; 30 – 6 = 24 и т.д. – Уменьшаемое одинаковое, круглое число. – Вычитаемое увеличивается на 1 – Значение разности должно уменьшаться на 1.
30 – 3 = 27, 30 – 4 = 26, 30 – 5 = 25, – Значение разности уменьшается на 1. – Много. – А я думаю, что только 3, потому что, если от 30 – 10, то вычитаемое будет двузначным числом
1гр. 37 + 8 … 37 + 18 3гр. 41 + 6 …41+9+6 1гр. – Мы поставили знак «<», потому что первое слагаемое в выражениях одинаковое, а второе слагаемое слева на 10 меньше. 2гр. – Мы применили переместительное свойство сложения и поставили знак «=». 3гр. – Мы поставили знак «>», потому что первое слагаемое в выражениях одинаковое, а справа 9 и 6 мы заменили суммой и получили 15, 16 > 15. 4гр. ( Аналогично)
– Это сумма. Два слагаемых, одно из которых двузначное число, а другое однозначное. – 57+2, 47+9, 32+6, 23+4, 35+5, 53+7, 64+6. – Значение таких выражений мы умеем находить: 1 столбик – сумма единиц меньше 10, 2 столбик– сумма единиц равна 10 – Мы его еще не умеем решать. – 57+2=59 35+5=40 47+9= 32+6 =38 53+7 =60 23+4 =27 64+6 =70 – В выражении 47+9 сумма единиц больше 10
– Сложение двузначных и однозначных чисел. – Сложение двузначных и однозначных чисел, где сумма единиц больше 10
– Да, в первой паре примеров к 38 прибавляют 5, а во второй – к 64 прибавляют 9. – Первое, сразу видно, что сначала надо 38 дополнить до круглых десятков двойкой, а уж потом прибавить 3. (с. 56 №2 – первый вариант – 1 и 2 ст. второй вариант – 3 и 4 ст.)
( Обсуждение )
– Решение задач.
– Это не задача. В ней нет вопроса. – Подойдет лишь одно выражение: 40-(15+5) – Сколько литров бензина осталось в баке? – 40-(15+5)= 20(л) Ответ: 20л бензина осталось в баке машины. – Чтобы узнать количество бензина, истраченного на поездку за город и в театр. – 40-15 – Сколько л бензина останется в баке машины после поездки за город? – В баке машины было больше 40 л. – На поездку за город пошло больше 15 л. – На поездку в театр – больше 5 л.
– От маленьких проблем к большим открытиям. – При сложении двузначного и однозначного чисел с переходом через разряд легче число единиц двузначного числа дополнить до круглого, а потом прибавить оставшееся число единиц. – Да
(Самооценка с последующим обсуждением)
|
Что такое проблемное обучение – можно ознакомиться в приложении.