Урок информатики во 2-м классе "Последовательность действий и результат выполнения алгоритма"

Разделы: Информатика


Цель:

  1. Рассмотреть влияние последовательности команд алгоритма на результат его выполнения. Осуществление интеграции с предметом математики по теме: порядок выполнения действий, скобки.
  2. Познакомить с новой формой записи команд алгоритма – с помощью условных графических изображений.
  3. Учить составлять и выполнять алгоритмы.
  4. Формирование навыков работы на компьютере:
  • управление экранным объектом с помощью набора команд в режиме непосредственного выполнения и в режиме выполнения алгоритма.
  • самооценка работы.
  1. Формирование опыта информационной культуры младшего школьника, умения сотрудничать в паре, развитие познавательного интереса.

Оборудование:

  1. Учебник – тетрадь “Информатика”, 2 кл. (первый год обучения), Бененсон Е.П., Паутова А.Г., 2 часть.
  2. Комплект компьютерных программ к учебнику – тетради, 2 кл.
  3. Магнитная доска с фишками.
  4. Фланелеграф.
  5. Геометрические фигуры:
  • танграм – 3 шт.,
  • треугольники (красного цвета) – 2 шт.,
  • квадраты (синего цвета) – 2 шт.;
  1. Емкости в 1 л. и 2 л.;
  2. Компьютеры (по числу пар учащихся), экран, проектор.

Этапы урока:

  1. Организация учащихся.
  2. Мотивация учащихся. Тема и цель урока.
  3. Прослеживание важности последовательности действий на результат выполнения алгоритма:
  1. решение примеров на порядок действий;
  2. проверка домашнего задания;
  3. физкульт. минутка;
  4. практическая работа в учебнике – тетради;
  5. эксперимент (нельзя налить воды больше, чем умещается в емкость: вода прольется).
  1. Самостоятельная работа на компьютере. Самооценка;
  2. Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. 1. Организация. Приветствие. Проверка рабочего места.

- Ну-ка всё проверь, дружок, ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке: ручка, книжка и тетрадка?

  1. Мотивация. Сообщение темы и цели урока.

На уроке мы должны обсудить важность порядка действий в алгоритме. 

Сегодня на уроке должны мы доказать:
Зачем порядок действий
Всем нужно соблюдать.

  1. Теоретическая часть.
  1. Порядок действий. Скобки.

а) Прочитайте выражения и найдите результат:

7- (1+4)= 7-1+4=
  • Сравните выражения.
  • Почему результаты разные? (Мы изменили порядок действий.)

б) – Расставьте скобки так, чтобы равенства стали верными:

9-2+4=3 10-4+3=3
  • Сначала посчитайте примеры, как они записаны:
9-2+4=11, 10-4+3=9,

Вывод: равенства неверные

  • Попробуем расставить скобки: 9-(2+4)=3, 10-(4+3)=3

Вывод: результат зависит от порядка выполнения действий.

2. Проверка домашнего задания:

а) учебник-тетрадь, стр. 9

(на магнитной доске три аналогичные фигуры: две из них раскрашены соответственно алгоритмам 1 и 2.)

 

  • Прочитайте алгоритм №1 и выберите подходящую фигуру.
  • Как вы раскрасили фигуру, выполняя алгоритм   № 2?
  • Сравните алгоритмы и результаты выполнения алгоритмов.

( Команды, фигуры одинаковые, а порядок выполнения команд и результаты разные)

  • Отчего же зависит результат?

Вывод: результат зависит и от команд, и в каком порядке они записаны.

б) учебник-тетрадь, стр. №10.

(На фланелеграфе выставлены 4 геометрические фигуры: два красных треугольника и 2 синих квадрата). На доске два ученика накладывают фигуры соответственно алгоритму Маши и алгоритму Миши.

  • Сравните алгоритмы и результаты их выполнения.
  • Когда два алгоритма, состоящие из одинаковых команд, могут привести к разным результатам? (когда поменяли порядок их следования).
  1. Анализ алгоритмов. Программа “ Аквариум”.

- Маше и Мише подарили два необычных аквариума. Посмотрите на экран: один аквариум ёмкостью 10 литров, другой—8литров. Требуется налить полный аквариум воды.

а) Эксперимент.

- Проведём эксперимент: У меня две ёмкости: ковш, вместимостью 1 литр и кувшин, вместимостью 2литра.

  • Смогу ли я налить 2литра воды в ковш? (нет).
  • Почему? (не уместится, т.к. 1 л < 2 л).
  • Что произойдёт? (вода прольётся).

Демонстрация опыта.

Вывод: нельзя налить воды больше, чем вмещается.

-Знали ли об этом Маша и Миша?

б) Анализ алгоритма Миши. (учебник-тетрадь, стр. 11, №10)

  • Прочитайте Мишин алгоритм. Цель: налить10 л.
  • Узнаем, достигает ли цели Миша?

Выкладываем Мишин алгоритм на магнитной доске фишками, записываем пример, считаем результат:

3 + 3 + 3 + 3 - 2 = 10 (л)

- Смог Миша налить воду? (нет, не выполняется 4-я команда: 2 л пролилось и в аквариуме уже 10 л, после выполнения 5-й команды будет 8 л)

Запись в тетради: 3, 6, 9, 10, 8, ответ нет

в) Анализ алгоритма Маши. Аналогичная работа.

- Достигает ли цели Машин алгоритм? (да, 10-литровый аквариум полностью заполнен).

Запись в тетради: 3, 6, 9, 7, 10, ответ да

  1. Составление алгоритмов.

(Модифицированный алгоритм из тех же 5-ти команд, которые были в алгоритме Маши, отличается их порядком.). Ученики фишками выкладывают на доске ещё два алгоритма.

  • Может ли первой быть команда “Вылить 2л воды?” (Нет, аквариум пустой).
  • Может ли быть эта команда последней? ( Нет, так было у Миши, он не достиг правильного результата).

После проверки учителем алгоритмов, ученики записывают их в тетради: +3, +3, -2, +3, +3 и +3, -2, +3, +3, +3

- Прочитайте вывод, отчего зависит результат выполнения алгоритма.

  1. Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться, два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,
На четыре стульчик взять, пять –легонечко поднять,
Шесть – тихонько пересесть.

Ученики пересаживаются к компьютерам.

  1. Практическая работа на компьютере.

Урок наш принял быстрый ритм,
Скорей запишем алгоритм.

а) – Повторите правила работы на компьютере.

  • Перед работой надо помыть руки.
  • Нельзя стучать по клавиатуре, нажимать на клавиши надо аккуратно.
  • Не надо долго задерживать палец на клавише.
  • Спину держать надо прямо.
  • Экран лучше не трогать.
  • Глаза должны быть на уровне середины экрана.

б) Показ учителем плана действий.

- Порядок работы с программой:

  • Запустить программу. (На экране появляется титульное окно)
  • Выбрать аквариум в 10л, щёлкнув по его рисунку.

в) - Вы будете работать в режиме непосредственного выполнения команд:

  • Нажать кнопку “Задание”.
  • Нажать на рисунок водопроводного крана: “Налить”.
  • Щёлкнуть по клавише “10л”.
  • Щёлкать мышкой по синей и белой кнопкам аквариума, пока в аквариуме не окажется заданное количество воды. При этом надо следить, чтобы вода не перелилась через край.
  1. Самостоятельная работа

а) Учащиеся работают в парах, передавая мышку по очереди после каждого определённого количества воды. По окончании работы нажать команду “Посмотреть результат” и позвать учителя.

Физкультпауза:

- Вот мудрая сова, большая голова, ночью летит, во все стороны глядит.

Глазами хлоп- хлоп, лапами топ – топ.
На суку сидит, моргает:
Алгоритмы выполняет.

б) Составление и выполнение алгоритма.

  • Щёлкать мышкой по синей и белой кнопкам аквариума. Последовательность кнопок составит алгоритм.
  • Щёлкнуть по кнопке “Выполнить”.
  • Прочитать оценку за работу.
  • Передать мышку товарищу в паре.
  • Нажать на кнопку “Задание”, чтобы выбрать другой обьём воды.
  1. Рефлексия.
  • Как вы помогли Мише и Маше?
  • Что бы вы им посоветовали?

Итог урока.  Какое задание было самым легким?

Домашнее задание.  Для Миши и Маши мы дома сварим кашу. (стр. 6, № 4).

Дома вам надо вместе со взрослыми “сварить” самую любимую манную кашу и пронумеровать шаги алгоритма.

До свидания. Спасибо за урок.

P.S. См. Приложение 1