Формирование коммуникативной компетентности учащихся на примере темы "Французские кулинарные традиции. Разнообразие вкусов"

Разделы: Иностранные языки


Представленный материал предназначен для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений и может быть использован на занятиях по французскому как второму иностранному языку, в качестве дополнительного материала на факультативных или кружковых занятиях, а также при самостоятельной работе учащихся.

Данный материал реализует коммуникативный и социокультурный подходы к обучению иностранному языку и включает в себя упражнения на развитие языковых и речевых навыков и умений, а также материал для контроля, самоконтроля и творческие задания.

Тема «Французские кулинарные традиции. Разнообразие вкусов.» выбрана как одна из тем, несущих наибольшую социокультурную нагрузку в повседневных ситуациях поведения французов: основные особенности французской кухни, прием еды и поведение за столом, рецепты французских блюд. Общеизвестно, что знакомство с любым народом происходит также благодаря его национальной кухне.

Подобранный материал отражает особенности речевого поведения французов в повседневных ситуациях межличностного неофициального общения (за столом) и представляет обой как фактическую информацию (тематический словарь, тексты, стихи, песня ), так и образцы диалогической речи. Словарь составлялся по принципу тематической значимости и лингвострановедческой нагрузки с переводом на русский язык, что облегчает понимание заданий. Упражнения, включенные в творческий отчет по теме, имеют целью развитие языковых и речевых навыков и умений, а также являются материалом для контроля и самоконтроля. Сопутствующие картинки выполняют не только наглядную функцию, но и познавательную. В речевой деятельности они отражаются в заданиях типа: выбрать блюдо, используя иллюстрацию, подобрать ингридиенты для приготовления блюда, аргументируя свой выбор, и помогают при развитии умений монологического высказывания.

Речевые действия, представляющие синтез языкового материала с навыками и умениями аутентичного употребления, широко используются в современных методах преподавания французского языка как иностранного, разработаны во Франции специально для изучающих язык за пределами страны. Так, французский лингвист Г. Бесс подчеркивает, что «язык не рассматривается только как знание, которым учащиеся должны овладеть, но также и как умения, которыми они должны научиться пользоваться в соответствующей ситуации, и именно они способствуют возникновению речевых действий».

В отчет включены материалы для создания слайд-шоу и уроков с применением интерактивной доски (например, тесты и тематические тексты), что является опорой для формирования умений устного высказывания. Это одно из новых направлений в методике преподавания иностранных языков с использованием мультимедийных средств. Необходимо отметить страноведческий потенциал мультимедийной информации: он дает возможность не только слышать, но и наблюдать за общением, отношением говорящего. Нужно также учесть навык работы на компьютере учащимися, их возможности активно включаться в процесс обучения как на этапе подготовки к урокам, так и на самом занятии, готовить дополнительный материал по сети Интернет, подбирать интересующую их информацию для разработки собственных проектов по представленной теме.

Иллюстрации к текстам и упражнениям (фотографии и картинки) выполняют не только функцию наглядности, но и могут служить основой для развития умений и навыков владения иноязычной речью, а также расширяют возможности изучения страноведения на основе аутентичных материалов, взятых из современных французских источников.

Задачи цикла уроков по теме: научить:

а) ориентироваться в области традиций приема пищи и иметь свое мнение о французской кухне;
б) читать познавательные тексты по теме;
в) работать с текстом:

  • понимать текст, интерпретировать его, высказывать свое мнение, опираясь на ключевые слова;
  • уметь передать его содержание;
  • уметь воспринимать текст на слух;

г) составлять диалоги;
д) писать краткие творческие работы, с целью развития у учащихся страноведческого интереса;
е) создавать самостоятельные проекты по теме.

Лексический материал:

  • еда;
  • продукты питания;
  • особенности французской кухни;
  • традиции в приеме пищи и описание национальных блюд;
  • сервировка стола;
  • обслуживание в кафе (ресторане);

Грамматический материал. Спряжение возвратных (местоименных) глаголов. Партитивный артикль. Указательные прилагательные.

Содержание.

Фонетические упражнения (Прил.1).
Введение лексики по теме. (Прил.1).
Беседа по теме. (Прил.1).
Ознакомительный текст. (Прил.2).
Упражнения с использованием изученной лексики на закрепление материала. (Прил.2).
Текст для пересказа. (Прил.2).
Дополнительные тексты. (Прил.2).
Грамматические упражнения (Прил.3):
а) спряжение возвратных глаголов;
б) употребление партитивного артикля:
в) употребление указательных прилагательных.

Текст на аудирование. (Прил.4).
Работа с тематическими диалогами. (Прил.5).
Задания к диалогам. (Прил.5-1).
Лексико-грамматические тесты (Прил.6).
Итоговый тематический текст (Прил.6).
Создание самостоятельных проектов по предложенным микротемам. (Прил.6).
- votre plat préféré ;
- une recette de votre grand-mère ;
- les plats de Noėl en France et en Russie.