Цели и задачи:
- Познакомить учащихся с составом Центрального района и его местом в России по площади и численности населения.
- Дать представление о культуре и особенностях формирования русского народа, его современном и интеллектуальном потенциале.
- Продолжить формирование умения использовать различные источники географической информации.
Тип урока:изучение нового материала.
Средства обучения: политико-административная карта России, предметы русского костюма, презентация «Русский народный костюм», фотографии и рисунки традиционной одежды народов, проживающих в Центральном районе.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Первым, «самым центральным» из всех районов Центральной России является Центральный. Именно в нём сосредоточено большинство центральных функций, здесь находится столица России. Это район с наибольшей численностью населения, с огромной ролью современных отраслей в структуре хозяйства, с развитой торговлей, финансовой сферой, наукой, образованием, культурой. Это район, который определяет развитие всей страны.
Состав района: 12 областей: Московская, Владимирская, Тульская, Брянская, Тверская, Калужская, Костромская, Ивановская, Орловская, Смоленская, Ярославская, Рязанская и г. Москва.
Территория - 485 тыс. км2.
Население - 30,5 млн. человек.
- Кто населяет Центральный район? (Русские)
Русские являются самым многочисленным народом Центральной России. Они преобладают во всех областях Центрального, Центрально-Черноземного, Волго-Вятского районов. Центральный район - ядро формирования русского народа.
Задание
Используя текст учебника, ответьте на вопрос: почему Центральный район считается ядром формирования русского народа?
- Центральный район - это междуречье Волги и Оки - ядро формирования русского народа. Именно отсюда русские расселялись по огромной территории на север, восток и юг. Именно здесь сложился физический тип и характер великороссов. Вот как в конце ХIX века этнографы описывали великороссов.
Великороссы, составляющие основную часть населения Центральной России, - народ довольно видный, статный и красивый. Борьба с трудностями в условиях суровой природы сделала их выносливыми, терпеливыми, мало требовательными к благам жизни.
Сезонность сельскохозяйственных работ определила особый ритм жизни. Короткое лето с неустойчивой погодой заставляло работать быстро, напрягая все силы, сообща, «всем миром». Долгая зима, давая продолжительный досуг, позволяла заниматься разнообразными ремеслами. Неблагоприятные природные условия учили выживать, поэтому население с давних пор отличалось предприимчивостью, энергией и подвижностью.
- Давайте рассмотрим обычаи и традиции русских людей.
Обычаи и традиции русских людей (сообщение Матюниной Оли)
Русские относятся к славянской группе индоевропейской семьи. Исповедуют православие. Главными религиозными праздниками являются Рождество Христово, Пасха, Троица. Из языческих праздников до сих пор отмечается Масленица, которая совпадает с «проводами зимы».
Русские использую письменность кириллицу (её создали славянские просветители Кирилл и Мефодий). Традиционной едой на Руси были каши, квашенная капуста, ржаной хлеб, собирали грибы, ягоды. По праздникам пекли пироги, блины.
Нелегкой была жизнь простого человека. Тяжёлый труд от зари до зари в поле, забота об урожае, о домашних животных. Но когда наступал долгожданный праздничный день, люди словно преображались - надевали самую лучшую, самую красивую одежду. Устраивали гулянья, игры, водили хороводы, пели песни. Не зря говорили наши предки, что «встречают по одежке…» Одежда могла много рассказать о семейном положении, возрасте её владельца.
Одежда русских отличалась по губерниям. Но, как правило, женщины носили рубаху с длинными рукавами, на которую одевали сарафан. На голове - платок. Мужчины носили рубаху почти до колен длиной, и штаны, часто в полоску. На ногах летом носили лапти, которые плели из лыка, а зимой валенки.
По узорам на одежде, по ярким головным уборам (кокошникам, рогатым шапочкам - кичкам) можно было, например, узнать, что женщина первый год замужем и детей у неё пока нет.
Праздничную одежду хранили в сундуках, нередко передавали её из поколения в поколение. Такую одежду старались сшить из дорогой ткани, украшали вышитыми орнаментами, для отделки использовали жемчуг, стеклярус, бисер или блёстки.
Вышивка не только украшала одежду, но имела ещё волшебное «значение». По народным поверьям, вышитые узоры должны приносить счастье, удачу, достаток в дом и здоровье. В орнаментах на одежде можно увидеть изображения солнца, звезд, Древа жизни с птицами на ветках, цветы, фигурки людей и животных. Такой символический орнамент связывал человека с окружающей природой, с чудесным миром легенд и мифов.
Только девушки могли ходить с непокрытой головой. Девушки заплетали одну косу, украшая лентами, венками, а замужние женщины - две косы.
Каждая невеста вышивала свадебные рубашки для себя и будущего мужа, а также ткала цветной узорный поясок. С древнейших времен пояс считался оберегом. Девушки носили на вышитых поясах карманы - «лакомники», женщины - небольшие карманчики-кошельки, а мужчины подвешивали к поясу гребни, кисеты.
Презентация «Русский народный костюм» (приложение 1).
Задание
- Представители каких народов, кроме русских, проживают в настоящее время на территории Центрального района? (Чуваши, татары, мордва, и т.д.)
- Какие демографические процессы характеризуют население района? (Демографический кризис, во всех областях сложилась крайне неблагоприятная демографическая ситуация: естественный прирост имеет отрицательную величину.)
- По таблице 1 (приложение 2), определите какова доля городского населения? Сделайте соответствующий вывод. (Доля городского населения преобладает и составляет 84 %).
III. Закрепление
Практическая работа
На контурной карте подписать государства и экономические районы, с которыми граничит Центральный район. Укажите центры субъектов Федерации в составе Центрального района. Перечислить факторы, определяющие ЭГП района; перечислить особенности, характеризующие население и трудовые ресурсы Центрального района.
IV. Домашнее задание
§ 21, подготовить сообщения о народных промыслах.