Лесные загадки Зимушки-Зимы. Урок природоведения

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. познакомить учащихся с изменениями в живой и неживой природе зимой;
  2. учить устанавливать экологические связи;
  3. показать красоту зимнего времени года;
  4. развивать наблюдательность, память;
  5. воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

Учитель: - Послушайте стихотворение. О каком времени года в нём говорится?

Ученик:

Выпал в декабре снежок,
Нежный, мягкий как пушок.
Сшил декабрь покрывало
Для земли, чтоб не страдала.

Из тончайших ниток нежных,
Не цветных, а белоснежных.
Стала белою земля
От заботы декабря.

Презентация.

Слайд № 1

Учитель: - Сегодня мы подведём итог наших наблюдений за признаками зимы, изменениями в жизни растений и животных зимой.

Слайд № 2

3. Раскрытие темы:

а) Явления зимы.

Учитель: - Давайте вспомним основные явления зимы. В этом вам помогут загадки. Отгадайте их.

Учитель:

  • Скатерть бела, весь свет одела. (Снег)
  • Что за звёздочки сквозные на пальто и на платке,
    Все сквозные, вырезные, а возьмёшь - вода в руке. (Снежинки)
  • Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (Лёд)
  •  И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт. (Иней)

Учитель: - Назовите основные признаки зимы. (Предполагаемые ответы: )

(День стал короче, ночь длиннее, солнце выглядывает редко и не греет, прилетели зимние птицы, температура воздуха понижается, дикие животные поменяли шубки, на реке вода покрыта льдом.)

Учитель: - Лес, поля, деревья и кустарники оделись в новый наряд. Стоит лес, околдованный чародейкою зимою. Русские поэты очень любили воспевать такие картины природы.

Слайд № 3

Учитель читает стихи:

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Фёдор Тютчев

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Александр Пушкин

Б) Зима - пора снега и льда.

Учитель: - Подумайте, из чего состоит снег? (Предполагаемый ответ: из снежинок)

Учитель: - Снежинка - одно из самых прекрасных созданий природы. Нам бы пришлось немало потрудиться, чтобы создать форму, сравнимую по красоте с формой снежинки. В снегопад миллионы снежинок падают на землю, и среди них нет двух одинаковых.

- При замерзании кристаллики воды настолько малы, что их не видно. При образовании снега эти кристаллики перемещаются воздушными потоками в атмосфере вверх и вниз. Во время таких перемещений они группируются вокруг мельчайших частичек пыли или капелек воды. Эта группа становится большой, тяжёлой и падает на землю. Мы называем её снежинкой. Размеры снежинок зависят от температуры. Чем ниже температура, тем меньше снежинка.

Учитель: - Ребята, теперь вам известно как образуется снежинка.

- Что вы представляете, когда произносите слово "снежинка"?

(Предполагаемые ответы детей: снеговик, снеговой, снежная баба, крепость.Снегурочка)

Учитель: - В каких сказках встречается Снегурочка? Как вы думаете, с кем в лесу дружит Снегурочка? Обоснуй свой ответ.

В) Растения зимой.

Учитель: - Как зимуют растения, мы узнаем, послушав сценку.

СЦЕНКА "Заяц и Мышь-полёвка"

Автор: Пришла суровая зима. На заснеженной лесной поляне встретились заяц и мышь-полёвка.

Заяц: - Мороз и вьюга, снег и холод. Травку зелёную понюхать захочешь, листиков сочных погрызть - терпи до весны. А где ещё та весна - за горами да за морями.

Полёвка: - Не за морями, Заяц, весна, не за горами, а у тебя под ногами! Прокопай снег до земли - там и брусничка зелёная, и земляничка, и одуванчик. И нанюхаешься, и наешься:

Учитель: - Как же зимуют растения?

Слайд № 4

(Ответы детей: зимой все растения находятся в оцепенении. Но готовы встретить весну и начать развёртывать свои почки_

Учитель: - К зиме растения готовятся задолго до её прихода. Вспомните, какие изменения происходят с растениями осенью? Однолетние травы завянут, многолетние запасут в корнях питательные вещества, а деревья и кустарники сбросят листья. Но некоторые растения уйдут под снег зелёными. Под снежным ковром они будут ждать прихода весны. Кто же эти храбрецы? Это озимые хлеба - рожь, пшеница, ячмень. Их посеяли в конце лета, к осени они успели прорости и, перезимовав под снегом, на следующее лето дадут ранний урожай.

Учитель: - Как же зимуют почки? (Ответы детей: у деревьев - высоко над землёй, а у травянистых растений - под снегом)

Деревья зимой находятся в глубоком покое. Но на некоторых из них остались плоды. Знакомые нам сосны и ели не потеряли своего зелёного наряда. Их листья-хвоинки не боятся мороза. Сверху хвоя покрыта веществом, похожим на воск, поэтому ей не страшен мороз. Опадают хвоинки не сразу, зелёный наряд хвойных деревьев обновляется полностью за несколько лет, поэтому зимой они стоят зелёными.

Учитель: - На столах у вас лежат веточки. Рассмотрите их. Что вы видите? (Ответы детей: почки) Каждая почка покрыта сверху плотной тёмной чешуйкой. А что же находится внутри? ( Ответы детей: листочки, цветочки) Я разрежу одну почку и покажу с помощью увеличительного стекла. (Ребята подтверждают свои предположения, о том, что в почке живут листочки и цветочки, а в дальнейшем образуются новые растения)

Учитель: - На первый взгляд все деревья и кустарники зимой кажутся похожими друг на друга. Но это не так. Разница есть. Зимой легко отличить берёзу. Опишите её (Ответы детей: белый ствол, черные штрихи на стволе, ветки, похожи на косы русской красавицы, ниспадают, березу называют символом России)

Учитель: - Посмотрите за окно, найдите глазами деревья, среди них -берёзы, сфотографируйте их, запомните их силуэты, а весной попробуйте узнать их в зелёном наряде.

Слайд № 5

Учитель: - Встречайте Зиму пословицами и поговорками.

Учащиеся:

  • Снег глубок - год хорош.
  • Снегу надует - хлеба прибудет.
  • Мороз не велик, да стоять не велит.
  • Волку зима за обычай.
  • Декабрь год кончает, зиму начинает.
  • Береги нос в сильный мороз.
  • Много снега - много хлеба.
  • Жаворонок - к теплу, а зяблик - к стуже.
  • Январь - году начало, зиме - середина.
  • Февраль придет, все пути заметет.

Учитель: - Заглянем в зимний лес. Там сейчас тихо. Можно ходить иной раз целый день и не встретить ни одной живой души. Кажется, вымер лес, но это только кажется. Присмотритесь хорошенько: весь снег в лесу испещрен разными следами и следочками. Но для того, чтобы уметь читать по следам, надо сперва научиться

распознавать сами следы, определять, кому они принадлежат.

Много интересного из жизни лесных обитателей вы сумеете прочитать в белой книге зимы.

Слайд № 6

Анимация

Г) Животные зимой.

Слайд № 7

Учитель: - Все ли животные спят зимой? (Ответы детей о разных группах животных)

Учитель: - Жизнь продолжается под снежным покровом. Глубоко в земле, в своих коридорах, в поисках личинок и червей бродит не засыпающий на зиму крот. Под снегом прячутся мыши. Лягушки, жабы, змеи, ящерицы спят в зимних укрытиях.

Учитель: - Кто такие "братья наши меньшие"? (Ответы детей: птицы. Зимой птиц надо подкармливать, устраивать им птичьи "столовые")

Учитель:- Что необходимо всем животным, чтобы перезимовать? (Ответы детей: теплый мех, корм)

4. Проверочная работа

Учитель: - Зима приготовила вам испытание. Справитесь?

Слайд № 8

Учитель: -Расселите животных по своим домам:

В первом домике живут животные, которые делают запасы на зиму;

Во втором домике - животные, которые впадают в спячку;

В третий - животные, которые находят сами еду в природе.

Названия животных записаны на листочках. Листочки - у каждого ученика.

Текст листочка: Прочитайте названия животных: белка, медведь, лось, лиса, волк, кабан, заяц, ёж, барсук, ящерица, крот.

Схема домов:

     
     
     
     

 Учитель:- Проверьте еще раз и можно сдать листочки.(Собрать листочки)

Учитель: - Хотите проверить свои знания? (Ответы детей)

Слайд: № 9

Проверка самостоятельной работы.

(Анализируем вместе)

 5. Итог урока:

Учитель: - Какие подарки готовит нам каждый год Зимушка Зима? (Ответы детей: белый снег, свежий воздух, коньки, санки, лыжи и т.д.) И в этот раз Зимушка-Зима приготовила вам подарок. Внимание на экран!

6. Рефлексия.

Слайд № 10

(Фото - по щелчку, на фоне музыки "Кабы не было зимы")

7. Урок окончен. Спасибо за внимание!

Слайд № 11

Послесловие:

Слайды №12, №13, №14

Фотографии с урока.

Список используемой литературы

  1. Журнал "Начальная школа"
  2. Газета "Первое сентября"
  3. А.Лопатина "Краски рассказывают сказки"
  4. А,Лопатина, М.Скребцова "Сказы Матушки земли"
  5. Е.Н.Дерим-Оглу, Н.А.Фролова "Природоведение и экология" учебник
  6. А.А.Плешаков "Зелёные страницы"
  7. М.Кашевник, О.Лосото "Путешествие за радугой"