Тема: Что это за дерево?
Цели урока: учить детей распознавать листья наиболее распространенных пород деревьев; познакомить с отличительными признаками сосны и ели; воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
Учитель. Отгадайте загадки.
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)
Слайд № 1 (Приложение)
Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Ветви – только на макушке. (Сосна.)
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту. (Сосна/)
Слайд 2.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель.)
Слайд 3.
В белом сарафане
Стала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы. (Береза.)
Слайд 4.
– К какой группе можно отнести эти предметы? (Это деревья.)
– А на какие две группы можно разделить эти слова? (Дуб, береза. Ель, сосна.)
Слайд 5.
Слайд 6.
– По какому признаку объединили деревья? (Лиственные деревья и хвойные деревья.)
– Сегодня на уроке будем учиться распознавать листья разных пород деревьев.
Тема урока “Что это за дерево?”.
Слайд 7.
III. Повторение изученного
Сегодняшний урок мы начнем с задания, которое приготовили для вас Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик. Они предлагают вам разгадать кроссворд.
Слайд 8.
- Растение, которое похоже на зеленого ежика. Слайд 9.
- Этот цветок называют звездой. Слайд 10.
- А это растение является лекарственным. Слайд 11.
- В народе его называют “щучий хвост”. Слайд 12.
- Название этого величавого растения означает “меч”. Слайд 13.
- “Кавалер со звездой” – это... Слайд 14.
- Какое растение способно радовать нас цветами круглый год? Слайд 15.
Ответы: 1. Кактус. 2. Астра. 3. Календула. 4. Сансевьера. 5. Гладиолус. 6. Гиппеаструм. 7. Фиалка.
Ключевое слово: КРАСОТА.
– На какие две группы можно разделить все растения? (Растения, которые растут на клумбе, и те, которые растут на подоконниках.)
– Назовите растения, которые растут на подоконнике. (Ответы детей.)
Слайд 16.
– Назовите растения, которые украшают наши сады, парки, улицы. (Ответы детей.)
Слайд 17.
– Кто может прочитать ключевое слово по вертикали ? (Красота.)
Слайд 18.
– Как вы думаете, почему именно это слово подобрали Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик?
– Цветы – это всегда красиво, ярко, торжественно. Если мы хотим украсить комнату, дачный участок, мы стараемся вырастить самые красивые цветы. Мы ухаживаем за ними, охраняем, бережем красоту, которую они нам дарят.
IV. Новая тема
1. Вступительная беседа
– Отгадайте загадку.
Падают с ветки
Золотые монетки.
(Осенние листья.)
Слайд 19.
– Почему сказано: золотые монетки–листья? (Листья осенью ярко-желтые, их цвет играет и переливается на солнце Листья очень красивые.)
– Сегодня узнаем подробнее, что такое листья, какие они бывают.
2. Практическая работа
У детей на столах листья разных пород деревьев, веточки ели, сосны, лиственницы (можно использовать гербарий хвойных деревьев).
– Муравьишка Вопросик принес на урок очень много листьев. По каким признакам можно разделить на группы все листья? Каким образом поделим листья? (По форме, цвету, размеру.)
Можете ли вы сказать, от каких деревьев эти листья? (Ответы детей.)
– Разложите их по группам в зависимости от
породы дерева.
Дети работают в парах. Раскладывают листья по
группам.
– Назовите, какие группы листьев у вас получились?
– Каждый лист имеет листовую пластинку и черешок. Кто догадался, что такое листовая пластинка? Что такое черешок листа?
– Листовая пластинка может быть простой. Например, у дуба, березы, клена листовая пластинка простая. У некоторых деревьев листовая пластинка сложная.
– Рассмотрите листья. Подумайте, какой лист имеет сложную листовую пластинку? (Лист рябины.)
– Почему? Рассмотрите этот лист. (Лист рябины состоит из отдельных пластинок, каждая из которых напоминает отдельный лист.)
– Вы правильно разложили листья в отдельные группы. А чем отличаются листья друг от друга в каждой группе? (Окраской.)
3. Работа по учебнику (с. 14–15)
– Рассмотрите листья на левой странице. Какие из этих листьев вам знакомы? Закрасьте кружок.
– Сколько на рисунке листьев клена? (Два.)
– Чем отличаются эти листья? (Окраской.)
– Сколько на рисунке листьев березы? (Четыре.)
– Что вы можете сказать об окраске этих листьев? (Ответы детей.)
– Какую окраску имеют листья березы, которые вы нашли во время прогулки? (Ответы детей.)
– Сколько листьев осины на рисунке? (Три.)
– Чем они отличаются? (Окраской.)
– Какую еще окраску могут иметь листья осины осенью? (Красную.)
4. Самостоятельная работа (с. 15)
– Раскрасьте листья так, чтобы в каждой паре слева был лист летней окраски, а справа – осенней.
V. Физкультминутка
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пук,
Поскорей за парту плюх.
VI. Работа по теме
1. Знакомство с хвойными растениями
– Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик приготовили для вас загадки.
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель.)
Слайд 20.
– Как называется еловый лес? (Ельник.)
Слайд 21.
Весной цвету,
Летом плод приношу,
Осенью не увядаю,
Зимой не умираю.
Похожа я на елку,
Но длинней иголки. (Сосна.)
Слайд 22.
– Как называется сосновый лес? (Бор.)
Слайд 23.
– Обратите внимание на красоту этих деревьев. Чем отличается сосновый лес от елового? (У сосны ветки расположены высоко, а у елей ветки располагаются по всему стволу.)
– Веточки каких деревьев у вас на столах? (Ветки ели, ветки сосны.)
– Кто может показать веточки ели?
– Покажите ветку сосны. (Дети показывают – поднимают.)
– Чем отличается ветка сосны от ветки ели?
Слайд 24.
(У сосны хвоинки длиннее, а у ели – короче. У ели хвоинки расположены на ветке по одной, а у сосны – по две.)
2. Работа по учебнику (с. 16–17)
– Рассмотрите рисунок на с. 16.
– Какие деревья изображены на рисунке? (Ель и сосна.)
– Что у них общего? (Это хвойные деревья.)
– Как расположены ветки у ели? (По всему стволу.)
– А у сосны? (Только сверху.)
– Найдите изображение хвоинок ели и сосны. Что вы заметили? (Хвоинки сосны более длинные, а хвоинки ели короткие.)
– Найдите изображение шишек этих деревьев. Что вы заметил и? (Шишки у ели длинные, а у сосны короткие.)
– Найдите в учебнике (с. 17) рисунки в верхней части правой страницы. Прочитайте задание. Дорисуйте веточки и раскрасьте их.
Дети выполняют задание самостоятельно.
– Рассмотрите рисунок ниже. Что можете сказать? (Муравьишка готовится к новогоднему празднику. Он с друзьями наряжает елку.)
– Составьте рассказ по этой картинке. (Ответы детей.)
– Как же отличить сосну и ель? (По хвоинкам, по шишкам, по расположению веток.)
– Что общего у этих деревьев? (У ели и сосны есть шишки и хвоинки.)
– Деревья эти имеют хвоинки, поэтому их называют хвойные. Я знаю еще несколько хвойных деревьев, а вы можете их на звать? (Пихта, кедр, лиственница.)
– Если дети затрудняются назвать деревья, учитель называет их сам.
– Отгадайте загадку и скажите, о каком из хвойных деревьев, идет речь.
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки.
Но в отличие от елки
Опадают те иголки.
(Лиственница.)
– Почему это дерево назвали лиственницей?(Хвоинки дерева желтеют и опадают осенью точно так же, как листья березы, клена и других деревьев.)
Если ответа у детей нет, учитель отвечает на вопрос сам.
– Рассмотрите рисунок лиственницы в учебнике на с. 17. В какое время года изображено это дерево? (Осенью.)
– Почему? (Лиственница осенью желтеет.)
– Рассмотрите ветку лиственницы весной, летом, осенью и зимой. Сравните весеннюю ветку с летней. Чем они отличаются? (Хвоинки летом длиннее, шишки крупнее.)
– Как изменилась ветка осенью? (Хвоинки пожелтели.)
– Что можете сказать о зимней ветке лиственницы? (Хвоинок нет. Шишка крупная.) Слайд №
– Подумайте, как по-другому можно назвать хвоинки. Чем они являются для хвойных деревьев? (Хвоинки – это листья.) Слайд 25.
– Если дети затрудняются, они читают ответ на вопрос в учебнике нас. 17.
VII. Итог урока
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что такое хвоинки?
Слайд 26.