Концепция профильного обучения на старшей ступени образования ориентирует образовательное учреждение на предоставление учащимся возможностей осваивать содержание профильных и элективных курсов. В ней отмечается, что "количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся". Элективные курсы - обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Они реализуются за счет школьного компонента в базисном учебном плане и выполняют три основные функции:
- Одни из них могут выступать в роли "надстройки", т.е. дополнения содержания профильного курса. В этом случае такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным, а школа (класс), в котором он изучается, превращается в традиционную спецшколу с углубленным изучением отдельных учебных предметов.
- Другой тип элективных курсов может развивать содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например, для сдачи ЕГЭ по этому предмету на профильном уровне.
- Третий тип элективных курсов направлен на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека как бы выходящих за рамки выбранного им профиля.
В зависимости от уровня нормативно-правового обеспечения различают федеральные, региональные, муниципальные, межшкольные и школьные формы организации обучения. По наличию стандартов различают стандартизированные и нестандартизированные элективные курсы. Стандартизированные элективные курсы, разрабатываются на основе стандарта содержания общего образования. Они обязательно должны входить в состав соответствующих профилей. Возможность включения в состав профиля нестандартизированых курсов определяется тем, как будет проводиться ЕГЭ, по профилировано изучаемым учебным предметам.
Профилизация обучения может осуществляться как внутри школы (внутришкольная), так и группой школ (межшкольная). Поэтому можно говорить о внутришкольных и межшкольных элективных курсах.
Объектами элективного выбора являются профильные классы, профильные группы, отдельные учебные предметы различного вида.
Курсы по выбору делятся на два типа:
- традиционные предметные курсы, основанные на использовании имеющегося методического обеспечения (факультативные курсы, блоки дополнительных занятий по учебным предметам и др.);
- авторские курсы с использованием нетрадиционных учебных технологий (а также "сетевые курсы", разрабатывающиеся и реализующиеся структурами, входящими в состав образовательной сети).
Курсы первого типа будут способствовать целевой подготовке учеников к сдаче выпускных экзаменов за 11 класс. Курсам второго типа будет в большей мере присуща развивающая функция. При всех возможных вариантах организации элективных курсов (курсов по выбору), необходимо соблюдать следующие требования:
- элективные курсы должны быть предоставлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор;
- они должны помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
- данные курсы должны способствовать созданию положительной мотивации обучения на выбранном профиле;
- они должны быть полезными и значимыми для учеников.
Проведенный анализ нормативных документов показал, что:
- В основе профильного обучения лежит дифференциация обучения, которая предполагает добровольный выбор школьниками профиля обучения, исходя из их познавательных интересов, способностей, достигнутых результатов обучения и профессиональных намерений.
- Профильное обучение осуществляется посредством профильных общеобразовательных предметов, которые являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.
- Значительное увеличение числа элективных курсов позволяет поддерживать изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне, а также способствуют внутрипрофильной специализации обучения и построения индивидуальных образовательных траекторий.
Нами разработан элективный курс, главной задачей которого является углубление и систематизация учащихся о металлах, которые необходимы для нормального функционирования организмов. Данный курс будет особенно полезен для будущих студентов-медиков, и всем неравнодушным к своему здоровью.
Курс состоит из 12 занятий. На первом вводном занятии осуществляется знакомство школьников со структурой и спецификой курса, историей открытия металлов, классификацией химических элементов, содержащихся в живом организме. На втором занятии, в связи с тем, что у школьников имеются к началу изучения курса опорные знания о металлах, их строении и свойствах, с целью актуализации этих знаний нами предлагаются опорные конспекты: "Химия металлов", "Общие способы получения металлов". На последующих занятиях рассматриваются: металлы - макроэлементы (Na, K, Ca, Mg), жизненно необходимые микроэлементы (Fe, Zn, Cu, Mn, Co, Mo, Cr), условно жизненно необходимые микроэлементы (Ni, V, Li), токсичные микроэлементы (Al, Pb, Cd, Hg). При этом содержание тем раскрывается в соответствии со структурой курса. На последнем занятии обобщаются знания школьников об изученных металлах-биогенах в игровой форме.
Предлагаем учебный план, структуру и содержание курса.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Элективного курса "Металлы в организме
человека"
Цель: сформировать знания школьников о металлах биоэлементах, их содержании в организме человека, биологической роли, воздействии на организм человека, а также коррекции избытка и недостатка металлов-биоэлементов в организме человека.
Категория слушателей: учащиеся 9-11 классов
№ п/п |
Наименование разделов и дисциплин | Общая трудоемкость | Всего аудитор ных часов | В том числе | Форма контроля | |
Лекции | Семин, и практич. занятия | |||||
Введение | 2 |
2 |
1 |
1 | Письмен. опрос | |
1 | Металлы макроэлементы | 2 (2 ч. сам. раб.) |
2 |
2 |
Самостоятельная групповая работа | |
2 | Жизненно необходимые микроэлементы | 4 (2 ч. сам.раб.) |
4 |
3 |
1 | Устный опрос |
3 | Условно жизненно необходимые микроэлементы | 1 (1 ч. сам. раб.) |
1 |
1 |
Самостоятельная работа | |
4 | Токсичные микроэлементы | 3 (1 ч. сам.раб.) |
3 |
1 |
2 | Тесты, исследовательская работа |
ИТОГО: |
18 |
12 |
8 |
4 |
Учебно-тематическое планирование
№ п/п |
|
Общая трудоемкость |
|
|
|||
Всего |
Лекции |
Семи нар |
ЛПЗ | ||||
Введение | 2 |
2 |
1 |
1 |
Письмен, опрос | ||
1.1 | Натрий. Калий. | 1 |
1 |
Самостоятельная групповая работа | |||
1.2 | Кальций. Магний. | 1 |
1 |
Самостоятельная групповая работа | |||
2.1 | Железо. | 1 |
1 |
0.5 |
Устный опрос | ||
2.2 | Цинк. Медь. | 1 |
0.5 |
0.5 |
Устный опрос | ||
2.3 | Марганец. Кобальт. | 1 |
0.5 |
Устный опрос | |||
2.4 | Молибден. Хром. | 1 |
1 |
Устный опрос | |||
3.1 | Никель. Ванадий. Литий. | 1 |
1 |
Самостоятельная работа | |||
4.1 | Алюминий. Свинец. Кадмий. Ртуть. | 1 |
1 |
Исследовательская работа | |||
4.2 | "Эти незаменимые металлы" | 2 |
2 |
Тесты | |||
ИТОГО: |
12 |
8 |
4 |
Структура и содержание элективного курса "Металлы в организме человека"
Элективный курс "Металлы в организме человека" призван сформировать у школьников знания о роли химических элементов - металлов в функционировании живого организма. Также он способствует формированию правильного представления о физиологической роли и значении ионов металлов в нарушениях жизнедеятельности организма человека. Большое место в курсе уделено описанию проявлений этих нарушений - симптомам дефицита и избытка ионов металлов, а также возможным причинам их дисбаланса в организме и способам их коррекции.
Структура элективного курса "Металлы в организме человека", представлена на схеме 1:
Схема 1. Структура элективного курса "Металлы в организме человека"
В данном курсе металлы - биоэлементы изучаются в соответствии с содержанием четырех блоков: содержание в организме человека, биологическая роль, поступление в организм через продукты питания и из окружающей среды, воздействие на организм избытка и недостатка и их коррекция. Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9 -11 классов. Он носит межпредметный характер, тесно связан с физиологией, анатомией и валеологией, рассчитан на 12 часов, состоит из четырех тем. Ниже приводятся тематическое планирование и программа данного курса.
Программа элективного курса "Металлы в организме человека"
Введение
История открытия элементов - металлов (Cu, Zn, Fe и др.). Содержание химических элементов в земной коре и организме человека. Классификация химических элементов, содержащихся в организме человека. Топография важнейших биогенных элементов в организме человека. Биологическая роль металлов. Зависимость биологической роли элементов от их положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Общая характеристика металлов.
1. Металлы - макроэлементы.
Макроэлементы. Содержание в организме человека. Содержание в продуктах питания. Нормы потребления. Влияние на организм человека.
Коррекция дисбаланса в организме.
2. Жизненно необходимые микроэлементы.
Микроэлементы. Содержание в организме человека. Содержание в продуктах питания. Суточная потребность. Влияние на организм человека. Коррекция дисбаланса в организме.
3. Условно жизненно необходимые микроэлементы.
Содержание в продуктах питания. Содержание в организме человека. Влияние на организм. Коррекция дисбаланса.
4. Токсичные микроэлементы
Биологическая роль. Пути поступления в организм. Содержание в организме. Токсическое действие. Коррекция избытка.
Тематическое планирование
Введение (2 ч)
Тема 1. Металлы - макроэлементы (2 ч)
1.1. Натрий. Калий.
1.2. Кальций. Магний.
Тема 2.Жизненно необходимые микроэлементы (4 ч)
2.1. Железо.
2.2. Цинк. Медь.
2.3. Марганец. Кобальт.
2.4. Молибден. Хром.
Тема 3. Условно жизненно необходимые микроэлементы (1 ч)
3.1. Никель. Ванадий. Литий.
Тема 4. Токсичные микроэлементы (3ч)
4.1. Алюминий. Свинец. Кадмий. Ртуть
4.2. "Эти незаменимые металлы"
4.3. "Эти незаменимые металлы"
Таблица №1. Металлы в организме человека (к данному элективному курсу)
Металлы в организме человека |
|||
Металлы - макроэлементы | Жизненно необходимые микроэлементы | Условно жизненно необходимые микроэлементы | Токсичные микроэлементы |
Na, K, Ca, Mg | Fe, Zn, Cu, Mn, Co, Mo, Cr |
Ni, V, Li |
Al, Pb, Cd, Hg |
Требования к результатам усвоения учебного материала элективного курса "Металлы в организме человека".
Изучив материал данного курса, учащиеся должны уметь:
- характеризовать понятия "макроэлемент", "микроэлемент", "органоген", "биогенный элемент", "эндемическое заболевание", "синергизм и антагонизм ионов".
- классифицировать химические элементы - металлы по жизненной необходимости, топографии и биологической роли в организме.
- прогнозировать токсичность действия ионов некоторых элементов - металлов в организме человека.
Методические рекомендации по проведению занятий
Элективный курс имеет методическое обеспечение:
- рекомендации по проведению занятий,
- комплект дидактических материалов, включающий: тестовые задания, проблемные и исследовательские задания, рисунки (2), схему "Содержание химических элементов в земной коре и организме человека", таблицы (12), опорные конспекты: "Общие свойства металлов", "Способы получения металлов".
Проведение занятий предусматривает использование различных методов обучения: лекций, самостоятельных групповых работ учащихся, демонстрационного химического эксперимента, выполнение творческих работ по написанию рефератов.
ЛИТЕРАТУРА
- Американское химическое общество. Химия и общество. Пер. с англ. -М.: Мир, 1995.- С. 276-280.
- Бальцева Г.А.; Осокина Д.И. Все мы дома химики. - М.: Химия, 1979.- С. 46-48.
- Биологическая роль микроэлементов: Сб. статей. М.: Наука,1983.-С.5,8,40.
- Гладышев В.П., Колесникова Е.В. Экология питания и здоровье: Учеб. пособие. - Томск.: ТГПУ, 2003.- С.51-64.
- Гроссэ Э.;Вайсмандель Х. Химия для любознательных. Ленинград.: Химия, 1985.С. 209-251.
- Добрынина В.И. Биологическая химия. М.: Медицина, 1976.- С.391-395.
- Журин А.Л. Элементы медиаобразования на уроках химии // Химия в школе.- 1998.№1.-С.22-28.
- Ковальский В.В. Биологическая роль меди. М.: Наука, 1970. - С.32-50.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования //Химия: методика преподавания в школе.- 2003.№1.-С. 3-17.
- Кузнецова И.Е.,Гаркунов В.П. Методика преподавания химии. М.: Просвещение, 1984. - С. 171-176.
- Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992. - С. 22-27.
- Лисичкин Г.В., Бетомели В.И. Химики изобретают. М.: Просвещение, 1990. С 8-14.
- Николаев Л.А. Металлы в живых организмах. М.: Просвещение, 1986.-174с.
- Николаев Л.А. Химия жизни. М.: Просвещение, 1983.- 86с.
- Общая химия. Биофизическая химия. Химия биологических элементов. Учеб.для вузов. Под ред. Ю.А. Ершова - 4е изд. М.: Высшая школа, 2003 - С. 204-388.
- Оксенгендлер Г.И. Яды и организм. СПб, 1991. - 270с.
- Павлоцкая Л.Ф.,Дуденко Н.В.,Эдельмен М.М. Физиология питания. М.: Просвещение, 1989. С. 56-58.
- Панов А.И. Профилизация обучения в школе (1993-12004гг.).Сборник проблемно ориентированных материалов. - Томск, ОГУ "РЦРО", 2004.
- Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. М.: Дрофа, 2004.- С. 87-92.
- Популярная библиотека химических элементов. Под ред. Петрянова - Соколова И.В. М.: Наука, 1977. - З57с.
- Проскурин И.Н. Биохимия. М.: Владос, 2003. - С 11-15.
- Скальный А.В.,Рудаков Н.А. Биоэлементы в медицине. М.: Мир, 2004 - 272с.
- Скурихин И.М.,Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика - М.: Просвещение, 1991 С. 23-34.
- Сотник В.Ф. Кладовая здоровья. - Лесная промышленность,1985 - 147с.
- Сычев А.П., Фатеев Г.Н. Химия металлов. М.: Просвещение, 1974 - 160с.
- Терлецкий Г.Д. Металлы,которые всегда с тобой. М.: Знание, 1986- С. 23-31, 45-56.
- Титова И.М. Обучение химии. СПб КАРО, 2002. - С.56-60
- Трифонов Д.Н., Трифонов В.Д. Как были открыты химические элементы. М.: Просвещение, 1980.- С. 5-15.
- Удивительный мир металлов // Химия в школе.- 1995 №6.- С.25.
- Удивительный мир металлов // Химия в школе - 2001 №1- С.68.
- Уильямс Д. Металлы жизни. М.: Мир, 1993 - С.56-61.
- Химические элементы в организме человека // Химия в школе. - 1996 №1. - С.32.
- Хьюс М. Неорганическая химия биологических процессов. М.: Мир, 1983. -С 71-79.
- Шульпин Г.Б. Химия для всех. М.: Знание, 1987.- С.123-130.
- Эммануэль Н.М., Заиков Г.Е. Химия и пища.М.: Наука !986. - С. 113-118.
- Энциклопедия современного учителя. М.: АСТ Астрель, Олимп,2000.- 112с.
- Яцимирский К.Б. Введение в бионеорганическую химию. Киев.: Наукова думка, 1976 - С.86-90.