Урок окружающего мира (урок-исследование) по теме "Зачем нужна гигиена"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Программа: развивающего обучения, система Л.В.Занкова.

Учебник: Мы и окружающий мир 4-й класс, часть 1.

Авторы: Н.Я. Дмитриева, А.Н.Казаков.

 Цели:

  1. Выяснить, какую роль в жизни человека играет соблюдение правил гигиены.
  2. Развивать знания о гигиене как науке.
  3. Воспитывать в детях потребность соблюдать правила гигиены, способность вести здоровый образ жизни.

Оборудование: ИКТ – компьютер, проектор, экран, лазерный диск со слайдами к уроку и презентацией ученика, толковый словарь С.И. Ожегова, карточки с пословицами.

Этапы урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Подготовительная работа к введению в новую тему

Подготовка проблемы

3.Этапы исследования.

Изучения нового материала

1 этап исследования

Работа в парах

2 этап исследования

3 этап исследования

4 этап исследования

5 этап исследования

6 этап исследования

Работа с учебником (наблюдение за тем, как чистота и здоровье взаимосвязаны между собой )

Первичное закрепление знаний

7 этап исследования

8 этап исследования

9 этап исследования

4. Итог урока.

5. Рефлексия.

6. Домашнее задание.

Действия учителя

CЛАЙД №1 (Урок окружающего мира)

- Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу. С таким прекрасным настроением мы и начнем наш урок

- Ребята, как вы понимаете такое выражение “Здоровье детей – богатство Родины”?

- Как вы считаете, что значит “здоровье”?

ИКТ (CЛАЙД № 2 со схемой “Здоровье”)

- На схеме мы видим, как с научной точки зрения дается понятие “ здоровье”.

- Как вы думаете, что может влиять на наше здоровье?

- Все вы все абсолютно правы. Посмотрите на таблицу ИКТ СЛАЙД №3 (Что влияет на здоровье?) Чтение таблицы учителем как подведение итога вопроса.

- Какие же выводы мы можем сделать?

ИКТ СЛАЙД №4 (картинки к теме “Гигиена”)

- Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

ИКТ Слайд № 5 ( Зачем нужна гигиена)

- Прочтите тему урока.

- Ребята, как вы считаете, что сегодня на уроке будет главным?

- Сегодня на уроке мы узнаем о гигиене как науке и о том, какую роль играет гигиена в жизни человека.

- Ребята, а знаете ли вы, что такое гигиена?

- А теперь послушайте, какое определение этого понятия дает С.И. Ожегов в Толковом словаре.

(Зачитывает учитель) “Гигиена – раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья”

Слово гигиена пришло к нам из греческого языка и означает – “здоровый”. И это не случайно. Ведь именно в Древней Греции существовал культ здорового тела.

- Народы всего мира уделяют большое внимание вопросам гигиены. Об этом нам говорят пословицы разных народов мира.

Каждая пара получает карточки с пословицами, восстанавливает содержание пословицы, обсуждает смысл и дает свое объяснение.

СЛАЙД №6 (пословицы)

…– лучшая красота (Китайская)

Болезнь с…в дружбе (Дагестанская)

… – залог здоровья (Сербская)

(Учитель предлагает проверить восстановленные пословицы)

СЛАЙД №7 (пословицы)

Чистота – лучшая красота (Китайская)

Болезнь с грязью в дружбе (Дагестанская)

Чистота – залог здоровья (Сербская)

- Как вы считаете, что общего у всех этих пословиц?

- Конечно, правила гигиены очень важны для всех народов мира.

- Расскажите о том, как вы следите за чистотой своего тела?

- А для чего вы моете руки?

- Когда у ребенка грязное лицо и руки, а под ногтями просто залежи земли, это производит отталкивающее впечатление. Самый симпатичный человек в чумазом виде покажется нам некрасивым. Но главное, что грязь не только некрасивая, но и опасная! Вместе с частицами земли и пыли на нашей коже скапливаются микробы.

ИКТ СЛАЙД № 8 (грязные руки)

- Послушайте об этом сказку.

- Как вы думаете, ребята, что поможет нам победить микробы?

- Какую роль играет вода для гигиены, мы узнаем из презентации.

СЛАЙД № 9 ( Проекты учащихся)

Физминутка

Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу,
Оба глаза! Мойтесь, уши,
Мойся, шейка!
Хорошенько! Хорошенько!
Мойся, мойся,
Обливайся! Умывайся!
Грязь, смывайся! Убирайся!

- Ребята, как вы считаете, почему же чистота и здоровье связаны между собой?

- Давайте прочитаем об этом в учебнике на странице 67–69

-Что же особенного мы узнали о школах Древней Греции?

- А что вы узнали о банях Древнем Риме?

- Что общего между термами и термометром?

- Если у кого есть желание узнать, как влияет баня на здоровье человека, самостоятельно дома прочтите в учебнике на странице 69.

- А мы с вами узнаем, в чем состоит особенность бань не из учебника, а из презентации

ФИЗМИНУТКА (в бане)

- Давайте представим на несколько минут, что мы находимся с вами в бане. Выберите себе веник из предложенных нам: дубовый, березовый, можжевеловый. Взяли веник в правую руку и побили себя веником по левому плечу, по спине, по животу. Переложили веник в левую руку и побили себя по правому плечу, по спине, по животу. А теперь взяли таз с холодной водой и вылили на себя воду. Чувствуете легкость и заряд бодрости? С таким прекрасным настроением мы и продолжим с вами урок.

ИКТ СЛАЙД №28

- Как вы предполагаете, кто такие “ моржи”?

- Как вы догадались, о каких моржах идет речь?

- Что вы о них знаете?

- А вы знаете, ребята, что закаливание очень важно для организма.

Послушайте стихотворение И.Семенова ““Всем, кто хочет быть здоров” (Читают заранее подготовленные дети)

- Ребята, как вы думаете, в чем же смысл этого стихотворения?

- Что вы понимаете под постепенным закаливанием?

СЛАЙД № 29 (Постепенное закаливание)

- Конечно, очень важно закаляться правильно - постепенно, чтобы не нанести вред своему здоровью.

- Чем же мы сегодня на уроке с вами занимались?

- О каких правилах личной гигиены мы говорили сегодня на уроке?

СЛАЙД № 30 (картинки о соблюдении правил гигиены)

- А сейчас ответим на главный вопрос нашего урока

Зачем нужна гигиена?

СЛАЙД № 31 (Стихотворение Ю. Тувима)

- Известный польский поэт Юлиан Тувим написал “Письмо ко всем детям по одному очень важному делу”.

В этом письме есть такие строчки, давайте их прочтем хором.

- Я хочу пожелать вам, чтобы этого правила вы придерживались всегда.

Это первый шаг к следующему уроку об особенностях кожного покрова. Подготовьте сообщение, сделайте презентацию или просто ответьте на любой из предложенных вопросов

СЛАЙД № 32 (Домашнее задание)

1. Зачем человеку кожа?

2. Что такое “гусиная кожа”

Действия учеников

- Если дети не болеют, они вырастают здоровыми. А стране нужны здоровые люди, чтобы защищать Родину.

- Я считаю, что мы сейчас приносим небольшую пользу своей стране, а когда вырастим, мы будем работать, что-то создавать и наша страна от этого станет богаче.

- Это когда у людей хорошее настроение.

- Когда человек не болеет.

- Когда человек хорошо питается.

- Люди хорошо работают.

Ученики читают на экране по цепочке понятие “здоровье”.

- На наше здоровье может влиять пыль и пыльные клещи.

- Правильное питание влияет на наше здоровье.

- Выхлопные газы влияют на наше здоровье.

- Плохой уход за телом влияет на здоровье.

- Компьютер и телевизор тоже влияют на здоровье.

- Мы должны заботиться о своем здоровье.

- Мы должны беречь себя.

- О том, как правильно ухаживать за руками, за зубами, за телом.

- Я считаю, что сегодня мы будем говорить о гигиене.

Ответы учеников.

- Когда человек следит за чистотой своего тела.

- Это соблюдение правил чистоты.

- Все правила о чистоте.

Ответы учеников.

- Все эти пословицы о гигиене.

Ответы учеников.

- Чтобы на руках не было опасных микробов.

(Сказку рассказывает заранее подготовленный ученик)

Жили-были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.

Вот на столе как-то оставили немытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Муха тут как тут. А на ее лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались лежать на столе – на тарелке, на ложках, на хлебе и думают: “ Как хорошо, что на свете есть грязные мухи!” И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот человеку. А там уж и до болезни рукой подать!”.

- Вода и мыло.

СЛАЙД № 10–18

ИКТ (презентация “Вода, как средство гигиены”)

Ученик защищает свой проект.

Если человек следит за чистотой своего тела, рук – он болеет реже.

- А если человек не заботится о гигиене, он очень часто болеет.

- Болезнетворные микробы попадают с грязных рук в организм и человек начинает болеть.

В школах Древней Греции преподавали не только науки, но и обучали спортивным навыкам..

- В Древней Греции существовал культ здорового тела.

- Бани в Древнем Риме назывались – термы.

- В термах подавалась вода горячая и холодная и в термометре ртуть поднимается по шкале и показывает высокую и низкую температуру.

СЛАЙДЫ № 19–27

ИКТ (презентация “ Баня – чистота и здоровье”)

- Это люди, которые купаются зимой в проруби.

- Это закаленные люди.

- А потому, что слово моржи стоит в кавычках.

- Это значит, что это слово употребляется в переносном значении.

- Они не болеют, хотя зимой обтираются снегом, купаются в проруби или обливаются холодной водой.

(Читают заранее подготовленные дети
Говорил я им зимой:
Закалялись бы со мной.
Утром бег и душ бодрящий,
Как для взрослых, настоящий!
На ночь окна открывать, свежим воздухом дышать.
Ноги мыть водой холодной
И тогда микроб голодный
Вас вовек не одолеет.
Не послушались – болеют!
Поздно поняли мы, братцы,
Как полезно закаляться,
Кончим кашлять и чихать –
Станем душ мы принимать
Из водицы ледяной.
Погодите! Ой-ой-ой!
Крепким стать нельзя мгновенно.
Закаляйтесь постепенно.

Это стихотворение о том, как нужно правильно закаляться.

- Если закаляться не по правилам, можно заболеть еще больше. Поэтому нужно закаляться постепенно.

Ответы учеников.

- Мы исследовали, зачем нужна гигиена человеку.

- О том, как важно мыть руки несколько раз в день.

- Нужно купаться, принимать ванны.

- Закаляться.

- Гигиена нужна для того, чтобы человек был здоров и меньше болел.

(Ученики читают хором)

“ Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем –
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!”