Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-исследование.
Программа: развивающего обучения, система Л.В.Занкова.
Учебник: Мы и окружающий мир 4-й класс, часть 1.
Авторы: Н.Я. Дмитриева, А.Н.Казаков.
Цели:
Оборудование: ИКТ – компьютер, проектор, экран, лазерный диск со слайдами к уроку и презентацией ученика, толковый словарь С.И. Ожегова, карточки с пословицами.
Этапы урока 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. Подготовительная работа к введению в новую тему Подготовка проблемы 3.Этапы исследования. Изучения нового материала 1 этап исследования Работа в парах 2 этап исследования 3 этап исследования 4 этап исследования 5 этап исследования 6 этап исследования Работа с учебником (наблюдение за тем, как чистота и здоровье взаимосвязаны между собой ) Первичное закрепление знаний 7 этап исследования 8 этап исследования 9 этап исследования 4. Итог урока. 5. Рефлексия. 6. Домашнее задание. |
Действия учителя CЛАЙД №1 (Урок окружающего мира) - Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу. С таким прекрасным настроением мы и начнем наш урок - Ребята, как вы понимаете такое выражение “Здоровье детей – богатство Родины”? - Как вы считаете, что значит “здоровье”? ИКТ (CЛАЙД № 2 со схемой “Здоровье”) - На схеме мы видим, как с научной точки зрения дается понятие “ здоровье”. - Как вы думаете, что может влиять на наше здоровье? - Все вы все абсолютно правы. Посмотрите на таблицу ИКТ СЛАЙД №3 (Что влияет на здоровье?) Чтение таблицы учителем как подведение итога вопроса. - Какие же выводы мы можем сделать? ИКТ СЛАЙД №4 (картинки к теме “Гигиена”) - Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? ИКТ Слайд № 5 ( Зачем нужна гигиена) - Прочтите тему урока. - Ребята, как вы считаете, что сегодня на уроке будет главным? - Сегодня на уроке мы узнаем о гигиене как науке и о том, какую роль играет гигиена в жизни человека. - Ребята, а знаете ли вы, что такое гигиена? - А теперь послушайте, какое определение этого понятия дает С.И. Ожегов в Толковом словаре. (Зачитывает учитель) “Гигиена – раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья” Слово гигиена пришло к нам из греческого языка и означает – “здоровый”. И это не случайно. Ведь именно в Древней Греции существовал культ здорового тела. - Народы всего мира уделяют большое внимание вопросам гигиены. Об этом нам говорят пословицы разных народов мира. Каждая пара получает карточки с пословицами, восстанавливает содержание пословицы, обсуждает смысл и дает свое объяснение. СЛАЙД №6 (пословицы) …– лучшая красота (Китайская) Болезнь с…в дружбе (Дагестанская) … – залог здоровья (Сербская) (Учитель предлагает проверить восстановленные пословицы) СЛАЙД №7 (пословицы) Чистота – лучшая красота (Китайская) Болезнь с грязью в дружбе (Дагестанская) Чистота – залог здоровья (Сербская) - Как вы считаете, что общего у всех этих пословиц? - Конечно, правила гигиены очень важны для всех народов мира. - Расскажите о том, как вы следите за чистотой своего тела? - А для чего вы моете руки? - Когда у ребенка грязное лицо и руки, а под ногтями просто залежи земли, это производит отталкивающее впечатление. Самый симпатичный человек в чумазом виде покажется нам некрасивым. Но главное, что грязь не только некрасивая, но и опасная! Вместе с частицами земли и пыли на нашей коже скапливаются микробы. ИКТ СЛАЙД № 8 (грязные руки) - Послушайте об этом сказку. - Как вы думаете, ребята, что поможет нам победить микробы? - Какую роль играет вода для гигиены, мы узнаем из презентации. СЛАЙД № 9 ( Проекты учащихся) Физминутка Кран, откройся! - Ребята, как вы считаете, почему же чистота и здоровье связаны между собой? - Давайте прочитаем об этом в учебнике на странице 67–69 -Что же особенного мы узнали о школах Древней Греции? - А что вы узнали о банях Древнем Риме? - Что общего между термами и термометром? - Если у кого есть желание узнать, как влияет баня на здоровье человека, самостоятельно дома прочтите в учебнике на странице 69. - А мы с вами узнаем, в чем состоит особенность бань не из учебника, а из презентации ФИЗМИНУТКА (в бане) - Давайте представим на несколько минут, что мы находимся с вами в бане. Выберите себе веник из предложенных нам: дубовый, березовый, можжевеловый. Взяли веник в правую руку и побили себя веником по левому плечу, по спине, по животу. Переложили веник в левую руку и побили себя по правому плечу, по спине, по животу. А теперь взяли таз с холодной водой и вылили на себя воду. Чувствуете легкость и заряд бодрости? С таким прекрасным настроением мы и продолжим с вами урок. ИКТ СЛАЙД №28 - Как вы предполагаете, кто такие “ моржи”? - Как вы догадались, о каких моржах идет речь? - Что вы о них знаете? - А вы знаете, ребята, что закаливание очень важно для организма. Послушайте стихотворение И.Семенова ““Всем, кто хочет быть здоров” (Читают заранее подготовленные дети) - Ребята, как вы думаете, в чем же смысл этого стихотворения? - Что вы понимаете под постепенным закаливанием? СЛАЙД № 29 (Постепенное закаливание) - Конечно, очень важно закаляться правильно - постепенно, чтобы не нанести вред своему здоровью. - Чем же мы сегодня на уроке с вами занимались? - О каких правилах личной гигиены мы говорили сегодня на уроке? СЛАЙД № 30 (картинки о соблюдении правил гигиены) - А сейчас ответим на главный вопрос нашего урока Зачем нужна гигиена? СЛАЙД № 31 (Стихотворение Ю. Тувима) - Известный польский поэт Юлиан Тувим написал “Письмо ко всем детям по одному очень важному делу”. В этом письме есть такие строчки, давайте их прочтем хором. - Я хочу пожелать вам, чтобы этого правила вы придерживались всегда. Это первый шаг к следующему уроку об особенностях кожного покрова. Подготовьте сообщение, сделайте презентацию или просто ответьте на любой из предложенных вопросов СЛАЙД № 32 (Домашнее задание) 1. Зачем человеку кожа? 2. Что такое “гусиная кожа” |
Действия учеников - Если дети не болеют, они вырастают здоровыми. А стране нужны здоровые люди, чтобы защищать Родину. - Я считаю, что мы сейчас приносим небольшую пользу своей стране, а когда вырастим, мы будем работать, что-то создавать и наша страна от этого станет богаче. - Это когда у людей хорошее настроение. - Когда человек не болеет. - Когда человек хорошо питается. - Люди хорошо работают. Ученики читают на экране по цепочке понятие “здоровье”. - На наше здоровье может влиять пыль и пыльные клещи. - Правильное питание влияет на наше здоровье. - Выхлопные газы влияют на наше здоровье. - Плохой уход за телом влияет на здоровье. - Компьютер и телевизор тоже влияют на здоровье. - Мы должны заботиться о своем здоровье. - Мы должны беречь себя. - О том, как правильно ухаживать за руками, за зубами, за телом. - Я считаю, что сегодня мы будем говорить о гигиене. Ответы учеников. - Когда человек следит за чистотой своего тела. - Это соблюдение правил чистоты. - Все правила о чистоте. Ответы учеников. - Все эти пословицы о гигиене. Ответы учеников. - Чтобы на руках не было опасных микробов. (Сказку рассказывает заранее подготовленный ученик) Жили-были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось. Вот на столе как-то оставили немытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Муха тут как тут. А на ее лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались лежать на столе – на тарелке, на ложках, на хлебе и думают: “ Как хорошо, что на свете есть грязные мухи!” И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот человеку. А там уж и до болезни рукой подать!”. - Вода и мыло. СЛАЙД № 10–18 ИКТ (презентация “Вода, как средство гигиены”) Ученик защищает свой проект. Если человек следит за чистотой своего тела, рук – он болеет реже. - А если человек не заботится о гигиене, он очень часто болеет. - Болезнетворные микробы попадают с грязных рук в организм и человек начинает болеть. В школах Древней Греции преподавали не только науки, но и обучали спортивным навыкам.. - В Древней Греции существовал культ здорового тела. - Бани в Древнем Риме назывались – термы. - В термах подавалась вода горячая и холодная и в термометре ртуть поднимается по шкале и показывает высокую и низкую температуру. СЛАЙДЫ № 19–27 ИКТ (презентация “ Баня – чистота и здоровье”) - Это люди, которые купаются зимой в проруби. - Это закаленные люди. - А потому, что слово моржи стоит в кавычках. - Это значит, что это слово употребляется в переносном значении. - Они не болеют, хотя зимой обтираются снегом, купаются в проруби или обливаются холодной водой. (Читают заранее подготовленные дети Это стихотворение о том, как нужно правильно закаляться. - Если закаляться не по правилам, можно заболеть еще больше. Поэтому нужно закаляться постепенно. Ответы учеников. - Мы исследовали, зачем нужна гигиена человеку. - О том, как важно мыть руки несколько раз в день. - Нужно купаться, принимать ванны. - Закаляться. - Гигиена нужна для того, чтобы человек был здоров и меньше болел. (Ученики читают хором) “ Нужно мыться непременно |