Цели:
- Формирование системы научных и практических знаний, взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к природе во всех видах трудовой деятельности.
- Формирование у школьников понимания важности планирования в бизнесе.
Задачи:
- Обучить технологическому подходу к работе на земле.
- Обучить различным агротехническим приемам.
- Выработка у учащихся первичных умений бизнес-планирования.
- Использовать естественно-научные знания.
Оборудование:
- План школьного УОУ.
- Плакаты.
- Схемы, таблицы по выращиванию огородных культур.
- Упаковочные пакеты семян и удобрений.
- Творческие работы школьников по выращиванию с/х культур и организации бизнеса.
Ход урока
I. Организационный момент
Школьники делятся на 2 разновозрастные команды, имитирующие малые предприятия по производству овощных культур. Готовят свои наглядные материалы по домашнему заданию. Присутствующие гости являются членами жюри и получают оценочные карточки.
Сейчас у нас на дворе поздняя осень и у овощеводов, как и у всех селян наступило время, когда можно оценить свою работу на огороде, сделать выводы и наметить планы на будущий год.
Учебно-опытный участок нашей школы является полигоном для претворения в жизнь теоретических знаний, полученных на уроках биологии, географии, химии, сельскохозяйственного труда, агрономии и экономики. Ученики нашей школы, и вы в том числе, занимаетесь на школьном участке выращиванием овощных культур и ведением опытнической работы. Так, например за весенне-летний период 2007 года силами учеников на 180 кв.м. было выращено: капусты – 250 кг; свеклы – 110 кг; огурцов -100 кг; моркови -70 кг; лука – 35 кг; тыквы – 160 кг. Также на участке растут щавель, петрушка, сельдерей. На 60 кв. м. проводилась опытническая работа по выращиванию картофеля. Кроме этого имеется школьный огород в размере 0.45 га. на котором было выращено 3770 кг картофеля. 2470 кг было продано населению и детским садам г. Сафоново, 1300 кг заложено в хранилище для посадки в 2008 году и собственных нужд. Выращенная продукция идет в школьную столовую и используется бесплатно для обедов учащихся.
Но для обеспечения столовой овощами нам не требуется всей площади участка. Остается еще свободная площадь в размере 40 кв. м. Вам было дано домашнее задание, в котором, используя знания и навыки в агротехнике выращивания овощных культур и зная азы экономики необходимо выбрать и рассчитать культуры, которые можно вырастить на этой площади и реализовать с наилучшей экономической выгодой.
Прежде, чем мы перейдем к оценке ваших проектов давайте вспомним некоторые определения из области агрономии и экономики.
II. Фронтальный опрос по терминологии
– Что такое почва? (Верхний слой земной коры, образовавшийся в результате разрушения горных пород под воздействием климата (вода, свет, воздух, тепло), живых организмов (растения, животные, микроорганизмы) и производственной деятельности человека.)
– Что такое экономика? (1. Все виды деятельности людей, которые позволяют им обеспечивать себе материальные условия жизни. 2. Наука об эффективном использовании ограниченных экономических благ (ресурсов) в целях максимального удовлетворения потребностей людей. 3. Наука о том как правильно вести хозяйство.)
– Что такое себестоимость? (Сумма затрат в денежном выражении на производство и сбыт единицы продукции или всего объема ее выпуска, на выполнение работ и оказание услуг.)
– Что такое прибыль? (1. Экономическая величина, определяемая как разница между общей выручкой и общими издержками. 2. Превышение доходов над расходами.)
– Что такое рентабельность? (Один из основных показателей эффективности работы предприятия. Рассчитывается как отношение прибыли к себестоимости продукции.)
Все хорошо. Теперь можно перейти к основной части нашего урока. заслушаем и оценим варианты ваших ответов. Тот проект, который будет признан лучшим, в следующем году будет применен на школьном участке. Для более объективной оценки ваших ответов в качестве жюри попросим быть наших гостей (раздать оценочные карточки).
III. Проверка домашнего задания
Выступает команда № 1.
Учебно-опытный участок школы
В настоящее время практически нет ни одной семьи не только на селе, но и в городе, которая не имеет огородного участка и не занимается на нем выращиванием овощей. Особую ценность представляют свежие овощи. Они не только сами лучше и полнее усваиваются человеком, но и помогают переработке (ферментами) в организме мяса, рыбы, нейтрализуют вредные кислоты.
Прежде чем приступить к выбору культур для выращивания на отведенном нам участке мы определили механический состав почвы школьного учебно-опытного участка. В результате проведенной практической работы определили, что почва у нас суглинистая. Пользуясь таблицами по выращиванию овощных культур, а так же исходя из того, что перед нами стоит задача максимально использовать отведенную нам площадь, сделали вывод, что займемся выращиванием весеннего салатного лука на перо. А после его уборки высадим среднеспелые сорта капусты. Реализовать свою продукцию мы хотим в детские дошкольные учреждения г.Сафоново.
1. Производственный план.
Лук – это одна из ценнейших овощных культур, которую можно выращивать и иметь в свежем виде круглый год. Видов и разновидностей лука много. Наиболее богато витамином С зеленое перо. В пищу используются луковицы и листья любого лука в сыром, тушеном, жареном, маринованном и сушеном виде. Лук имеет специфический запах и вкус, способствует возбуждению аппетита, лучшему усвоению пищи и является незаменимой приправой к салатам, винегретам и ко всем овощным, мясным, рыбным блюдам.
Особенность лука – небольшая корневая система, которая располагается в поверхностном слое почвы, поэтому лук следует выращивать на плодородных, хорошо удобренных и обработанных почвах. Нельзя сажать лук на то место, где он рос в предыдущем году. Наиболее распространенные сорта – это Грибовский 21, Стригуновский и Мячковский местные, Даниловский 301. Весной лук нужно высевать в ранние сроки – в конце апреля (25-28) – начале мая (2–5). При более поздних сроках посева возрастает опасность повреждения растений луковой мухой и вероятность заболевания их головней. Семена намачивают 8 часов в растворе марганцевокислого калия (1 г на 1 л воды) , при температуре 40° С. В бороздки высеваются загущено, чтобы задержать образование луковиц. Расстояние между растениями в ряду 1,5–2 см, ширина междурядий 10 см глубина посева 1–1 см; бороздки предварительно поливают и почву обязательно прикатывают, а затем мульчируют плодородной землей. При такой подготовке почвы подкормок обычно не требуется.
Выращивание зеленого лука из семян значительно удешевляет его себестоимость, так как отпадают дорогостоящие покупка и хранение посадочного материала (крупного севка, выборки или репки), а также неизбежно высокие отходы лука за период хранения. Стоимость же семян намного дешевле посадочного материала, норма посадки которого к тому же очень высокая. Важно также, что растения лука из семян стрелок не выбрасывают, что повышает урожай и качество зеленого лука. И, наконец, отходы лука, выращенного из семян, составляют лишь 3–5%, в то время как отходы из репки или выборка – 20–35%. Уход за посевами сводится к борьбе с сорняками и поддерживанию почвы в рыхлом состоянии путем рыхления междурядий и удаления сорняков. При засушливой погоде в первый период вегетации норма полива 10–20 л на 1 кв. м. Растения убирают до начала образования луковиц, если земля слишком сухая, перед уборкой лука ее рекомендуется полить.
После того, как уберем лук и подготовим почву можно приступить к посадке капусты.
Капуста – это одна из основных овощных культур. Ценится за разнообразие видов, многостороннее использование (свежая, квашеная, консервированная, маринованная, сушеная), длительное хранение в свежем виде с сохранением витамина С, а также за лечебные и диетические свойства. Тартроновая кислота, содержащаяся в капусте, предупреждает ожирение, а подобное витамину вещество U (улькус) – заболевание язвой.
Лучшие среднеспелые сорта, созревающие через 130–150 дней: Слава грибовская 231, Слава 1305, Белорусская 455, Лосиноостровская 8, Надежда.
Овощами для питания обеспечиваем себя сами
Лучший предшественник капусты – помидоры. Под осеннюю обработку почвы, проводимую на глубину 25–30 см, вносят 4 кг навоза и 20 г хлористого калия на 1 кв.м., под весеннюю обработку на глубину 20–25 см – 15 г мочевины и 30 г суперфосфата на 1 кв. м.
Среднеспелые сорта капусты высаживают на расстоянии 60 60 см в обильно политые водой лунки. Высаживать молодые растения можно уже через 5–7 недель после посева, когда они сформируют 3–4 листа и достигнут высоты 15 см. Уход за капустой заключается в поливе, подкормках, рыхлении и окучивании. В первое время поливать капусту нужно обильно (2–3 л под растение) через день. Раз в 10 дней полив сочетают с подкормкой коровяком (1:10) или птичьим пометом (1:15). При первых подкормках под растение вносят 0,5 л раствора, затем по 1 литру. После образования 7–8 хорошо развитых листьев проводят окучивание. После дождя или полива почву необходимо рыхлить.
Для предохранения капусты от повреждения блошкой, капустной мухой и другими вредителями высаженную рассаду опрыскивают ядохимикатами (“Мухоед, Г”). Для борьбы с сорняками в фазе 5–6 листа используют гербициды.
2. План по оборудованию.
Для выращивания выбранных нами культур требуется следующее оборудование и инвентарь: лопаты, грабли, лейки, носилки, ящики для выращивания рассады, пленка (3 м 5 м). Все это имеется в школе и нам не придется что-нибудь приобретать.
Труд на земле увлекателен и полезен
3. План по инвестициям.
Для производства нашей продукции ни каких капиталовложений не требуется, поэтому по этой статье у нас затрат не будет.
4. План приобретения сырья и материалов.
В этой статье расходов нам придется потратиться на приобретение семян, удобрений, ядохимикатов и удобрений. Основным удобрением у нас будет навоз КРС, куриный помет и огородная удобрительная смесь. Приобретем только сложные минеральные удобрения. Все затраты по этому плану составим в виде таблицы.
Культура |
Требуется |
К-во |
Сумма |
Лук на перо |
Семена Известь Марганцевокислый калий Гумат+7 |
30 пак. |
135-00 |
2 пак. |
20-00 |
||
1 пак. |
30-00 |
||
1 пак. |
10-00 |
||
Капуста средняя |
Семена |
2 пак. |
7-00 |
Двойной суперфосфат |
1 пак. |
41-00 |
|
Хлорит калия |
1 пак. |
30-00 |
|
Мочевина |
1 пак. |
20-00 |
|
Мухоед, Г |
1 пак. |
12-00 |
5. План по персоналу.
Реализовывать данную программу будем сами, поэтому ни кого из работников или специалистов нам привлекать не придется.
После всей проделанной работы нам необходимо рассчитать экономическую эффективность, т.е. соотношение затрат и доходов.
При растете затрат и доходов будем пользоваться ценами, сложившимися в 2007 году.
Пользуясь таблицей 1 ( средний урожай овощных культур кг с 1 кв. м.) определяем свой будущий урожай:
Лук на перо 1.0 кг 40 кв. м = 40 кг.
Капуста 4 кг 40 кв. м = 160 кг.
Получим доход:
Лук на перо 40 кг 100 руб. = 4000 руб.
Капуста 160 кг 15 руб. = 2400 руб.
Всего 6400 рублей.
Предполагаемые затраты:
Семена 142-00
Удобрения 163-00
Транспортные расходы 200-00
Всего 505-00 рублей.
Вычитая из суммы дохода сумму затрат получим нашу прибыль
6400 руб. – 505 руб. = 5895 рублей.
Вырученные деньги мы используем для проведения школьных вечеров.
А теперь послушаем команду № 2.
Выращивание овощей на садово-огородническом участке – одно из наиболее полезных и прибыльных видов деятельности для каждой семьи. Многие свежие овощи обладают не только питательными, но и диетическими целебными свойствами. Они снабжают организм человека водорастворимыми витаминами и минеральными солями, способствуют хорошему пищеварению и оздоровлению организма. Особую ценность представляют свежие овощи, которые не только сами лучше и полнее усваиваются человеком, но и помогают переработке (ферментами) в организме мяса, рыбы, нейтрализуют вредные кислоты.
В нашей школе имеется учебно-опытный участок, который является полигоном для воплощения в жизнь теоретических знаний, полученных учениками на уроках биологии, географии, химии, сельскохозяйственного труда, агрономии и экономики. На участке мы занимаемся выращиванием овощей и ведением опытнической работы. Так, например, в этом году силами учеников на площади 180 кв. м было выращено: капусты – 250 кг; свеклы – 110 кг; огурцов – 100 кг; моркови – 70 кг; лука – 35 кг; тыквы – 160 кг. Также на участке растут петрушка, щавель, сельдерей, фруктовые деревья и ягодные кустарники. Выращенная продукция идет в школьную столовую и используется бесплатно для обедов учащихся.
Так как школа у нас небольшая и учеников всего 36 человек, то для обеспечения столовой овощами не требуется всей площади участка. Остается еще свободная площадь в размере 40 кв. м, на который нам предоставляется возможность заниматься коммерческой деятельностью, то есть продавать выращенную там продукцию на сторону, а вырученные деньги используются по-своему усмотрению.
Для того, чтобы лучше использовать отведенную площадь и получить наибольший выход товарной продукции с 1 кв. м на отведенном нам участке будем одновременно выращивать две культуры, используя уплотненный посев. Пользуясь таблицами, и исходя из спроса на овощную продукцию, определились, что будем выращивать морковь, а в качестве уплотнителя используем редис. Реализовать свою продукцию мы хотим детским садам и школам г.Сафоново, которые не имеют возможности сами выращивать свежие овощи.
Для решения поставленной задачи я составил бизнес-план, состоящий из отдельных планов.
I. Производственный план.
Морковь пользуется большим спросом у населения благодаря своим вкусовым качествам и целебным свойствам, которыми обладает все растение, вплоть до семян. Корнеплоды моркови содержат каротин (до 9 мг %), витамины группы В: В6, или пиродоксин (до 0,12 мг %), В2, или рибофлавин (до 0,06 мг %), РР, или никотиновая кислота (до 0,1 мг %), витамин Д. Из минеральных солей в корнеплодах преобладают соли калия.
Морковь применяется в свежем виде для профилактики авитаминозов, при понижении зрения. Она обладает общетонизирующим, заживляющим кожные дефекты свойством, способствует выведению из организма холестерина. В лечебном питании морковь рекомендуется при запорах, заболеваниях печени, почек, сердечно-сосудистой системы, при почечно-каменной и желчно-каменных болезнях, обменных полиартритах. При язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, энтеритах следует употреблять морковь в ограниченном количестве.
В народной медицине настой семян моркови используют при лечении почечно-камнной болезни. Морковный сок очищает раны от гноя, уменьшает боль, оказывает противовоспалительное и ранозаживляющее действие. Морковную ботву заваривают как чай и пьют при геморрое.
В пищу морковь используется в свежем виде (салаты, соки). Ее применяют для приготовления супов, гарниров, винегретов, рагу, котлет, пирогов, запеканок и т.д. Морковь сушат, консервируют, и добавляют для квашения капусты.
Морковь – двулетнее растение семейства сельдерейных (зонтичных). Семена моркови мелкие, содержат большое количество эфирных масел, которые препятствуют их прорастанию. Главное условие прорастания – высокая влажность почвы. При t – 4–5° С (минимальная для прорастания) всходы появляются на 15–20 день, а при t – 18–25° С – на 8–10 день.
Морковь хорошо растет на почвах легкого и среднего механического состава, на торфяниках. Под морковь отводят хорошо освещаемые и продуваемые ветром участки.
Наиболее распространенные сорта: Нантская 4, Шантенэ 2461, Витаминная 6, Лосиноостровская 13 и др. лучшими предшественниками моркови являются ранняя капуста, лук, картофель, под которые был внесен навоз. Весенний посев производится сразу после оттаивания почвы (10 апреля – 10 мая).
При посеве рядками с междурядьями 20 см на 1 кв. м гряды расходуется 2 г семян. Глубина посева на наших почвах – 2,5 см семена моркови прорастают медленно, поэтому в междурядья одновременно сеют семена культур, дающих более ранние всходы. Наметившиеся рядки позволяют начать более раннюю обработку междурядий. После появления всходов проводят рыхление междурядий, прополку в рядках, подкормку, полив и прореживание. Поливы моркови особенно эффективны в июне-июле, когда формируется корнеплод, в августе морковь не поливают. Перед первым поливом проводят подкормку: аммиачная селитра 30 г + двойной суперфосфат 25 г + сульфат калия 20 г на 1 кв. м или нитроаммофоска 60 г на 1 кв. м. Чтобы растения не заглушали друг друга, проводят 1–2 прореживания, увеличивая расстояние между растениями до 4 см.
К концу июня морковь готова к выборочной уборке, в середине сентября морковь убирают полностью.
В нашем проекте в качестве маячной культуры (уплотнителя) будет редис, который через месяц после посева можно будет убрать.
Редис является самой ранней овощной культурой. В редисе много различных органических кислот и солей, способствующих обмену веществ и улучшению пищеварения. В 100 г редиса содержится 25–30 мг витамина С – столько же, сколько и в плодах томата. Своеобразный вкус и запах обусловливают эфирные масла, обладающие бактерицидными свойствами.
Редис – однолетнее растение. Вегетационный период от посева до товарной спелости – 20–40 дней. Это холодостойкая, но требовательная к влажности, плодородию почвы культура. Минимальная температура прорастания семян 2–3° С, оптимальная – 18–20° С. Всходы появляются через 4-6 дней при влажности почвы 70%. Лучшими предшественниками являются морковь, свекла, щавель, петрушка и др. В настоящее время очень большое разнообразие районированных сортов: Рубин, Заря, Красный великан и др.
При подготовке почвы под посадку на 1 кв.м. вносят 8–10 кг перегноя или компоста и 40 г огородной смеси. Сеять редис необходимо рано (конец апреля – начало мая). Норма расхода семян 2–3 г на 1 кв. м, расстояние между строчками 5 см, глубина заделки 2 см.
В период роста при необходимости проводят рыхления, поливы, окучивание растений, чтобы корнеплод не был дряблым. В период образования корнеплода необходимо проводить обильный полив. При слабом росте растения подкармливают огородной смесью (40 г на 10 л воды в расчете на 2 кв. м).
Редис убирают в несколько приемов выборочно в течение недели.
2. План по оборудованию.
Все, что требуется для выращивания выбранных нами овощных культур, а именно ящики для рассады лопаты, вилы, грабли, ведра, лейки и пленка имеется на школьном учебно-опытном участке, потому тратиться на их приобретение нам не придется.
На уборке урожая
3. План по инвестициям.
Также не придется нам тратить деньги и на капиталовложения, так как имеется уже сложившийся учебно-опытный участок и технологии выращивания овощных культур.
4. План приобретения сырья и материалов.
Этот план содержит количество и стоимость необходимых семян и посадочного материала, удобрений и средств защиты растений. Органические удобрения имеем в полном объеме, а вот семена и удобрения будем приобретать.
Культура |
Требуется |
К-во |
Сумма |
Редис Морковь |
Семена Семена Аммиачная селитра Двойной суперфосфат Сульфат калия Нитрофоска |
20 пак. 25 пак. 1 пак. 1 пак. 1 пак. 1 пак. |
80-00 87-50 21-50 41-00 30-00 40-00 |
5. План по персоналу.
Весь технологический процесс выращивания выбранных нами культур не требует дополнительной рабочей силы и специалистов.
Для того, чтобы нам убедиться в правильности выбранного решения по выращиванию и реализации раннего редиса и моркови необходимо провести технико-экономическое обоснование (соотношение затрат и доходов) планируемой деятельности.
В расчетах затрат и доходов будем использовать цены, сложившимися на овощном рынке в 2007 году.
Пользуясь таблицей 1 ( средний урожай овощных культур кг. с 1 кв м) определяем свой будущий урожай:
Ранний редис 1,5 кг 40 кв м = 60 кг.
Морковь 4 кг 40 кв м = 160 кг.
Получим доход:
Ранний редис 60 кг 50 руб. = 3000 руб.
Морковь 160 кг 20 руб. = 3200 руб.
Всего 6200 рублей.
Предполагаемые затраты:
Семена 167-50
Удобрения 132-50
Транспортные расходы 200-00
Всего 500 рублей.
Вычитая из суммы дохода сумму затрат получим нашу прибыль
6200 руб. – 500 руб. = 5700 рублей.
Полученные деньги мы используем для поездки на экскурсию в г.Смоленск.
2008 г. Сентябрь. С хорошим урожаем.
Большое спасибо всем за проделанную работу. Проекты были очень интересные, и каждый заслуживает его внедрения на школьном участке. А чтобы мы увидели результат, так сказать, “на лицо”, предлагаю весной свободную площадь поделить и дать командам возможность внедрить свой проект и на деле показать результаты своего труда.