Урок русского языка по теме "Закрепление знаний об имени прилагательном"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Создать условия для восприятия изучаемого материала, продолжить осмысление понятия род, число имени прилагательного.
  2. Обеспечить условия для развития умения употреблять прилагательные в речи, развивать находчивость, сообразительность, внимание, память, самостоятельность, наблюдательность.
  3. Воспитание чувства взаимопомощи, трудолюбия, патриотизма, правильное отношение к красоте родной природы.

Оборудование: изображение планет; ракета; карточки «Иду в гости»; перфокарты; диаграмма «Корабль»; фотографии детей, для наклеивания на ракету.

Ход  урока

Психологический настрой.

Дорогие, ребята! Сегодня у нас на уроке гости. Я надеюсь, что им у нас понравится, а вы сумеете показать, чему научились за это время. Ребята, давайте повернемся, друг к другу, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. Вы почувствовали тепло своих друзей, зарядились положительной энергией и теперь:

Прозвенел у нас звонок,
Начинается урок.
Мы урок наш начинаем,
Что учили повторяем.

А что мы с вами учили? Над какой темой работали?

Повторение нашей темы проведем, путешествуя в космическое пространство. Отгадав загадку, вы узнаете, на чем совершим наше путешествие:

Чудо-птица, алый хвост,
Полетела в стаю звезд.
(Ракета)

Каким должен быть космонавт? (Для путешествия в космос надо быть не только сильным и выдержанным, надо быть готовым прийти на помощь другу.)

Прежде чем полететь в космос, нужно пройти цикл подготовки на земле. В чем он состоит? (Прыжки с парашютом, центрифуга). Начинаем тренировку, чтобы сильным стать и ловким.

Минутка чистописания.

Мы начинаем подготовку наших пальчиков для красивого и грамотного письма.

Пальчик к пальчику приставим,
А потом на них надавим,
Крепко пальчики стоят
Стать сильней они хотят.

На доске слова: яблоко, рисовать, арбуз, юла.
Ср. р. - ср. р.
М. р. - ср. р.

Составьте цепочку букв для минутки чистописания. В нее должны войти первые буквы написанных на доске имен существительных среднего и мужского рода по формуле.

Какие буквосочетания у вас получились? В какой части речи встречаются такие буквосочетания? Напишите составленную вами цепочку букв.

Словарно-орфографическая работа.

Следующее испытание центрифуга. Будущие космонавты должны научиться выносить перегрузки на пределе человеческих возможностей. Но вот буквы нашего слова не выдержали таких испытаний и рассыпались. Вот, что получилось. Давайте поможем буквам встать на место.


Рисунок 1. Диаграмма «Корабль»

Вы прочитаете новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, если найдете прямоугольник с его первой буквой и установите последовательность соединения остальных букв искомого слова.

Какое слово вы прочитали? Каким образом вы это осуществили? (Слово корабль, по высоте прямоугольников). Найдем и прочитаем значение этого слова в словаре.

  1. Транспорт по перевозке груза и людей по воде.
  2. Летательный аппарат.

- Напишем это слово в словарик, обозначим орфограммы. Что вы можете рассказать об этом слове? (Имя существительное, м.р., нарицательное, неодушевленное, отвечает на вопрос что? ед.ч.).

Знаете ли вы нашего земляка, чье имя связано с космосом?

- Это был наш земляк – Меленковец Николай Петрович Каманин. Он не только конструировал ракеты, но и готовил космонавтов для полета в космос. Именно Н.П. Каманин подписал задание первому космонавту мира. Кто мне назовет его имя и фамилию? (Юрий Алексеевич Гагарин.)

(Показать фотографии.)

Запишем предложение, сделаем синтаксический разбор этого предложения: (Один у доски.)

Николай Петрович Каманин создавал космические корабли.

Что вы можете рассказать об имени прилагательном в этом предложении?

Оценка за разбор предложения.

И мы занимаем места в космическом корабле, готовимся к запуску.

Прикрепить фотографии детей к ракете.

Проведем мозговую гимнастику «Шапка размышлений». Улучшает внимание, ясное восприятие речи.

Надеть шапку, значит завернуть уши от верхней точки до мочки и посчитать до десяти, еще раз и посчитать от 10 до 1.

Итак, шлемы одеты! Внимание! Взлет!
И наша ракета помчалась вперед.

Космос – это фантастика, неразгаданные тайны. Ведь наше путешествие необычное. С чем встретимся мы, земляне, еще не известно. Главное в космосе дисциплина и правильная посадка.

В иллюминаторе нашего корабля видна планета, но посмотрите ребята, на этой планете воздух не пригоден для дыхания, кругом масса мелкой пыли, на поверхности заметны полосы нефтяной пленки. Давайте поможем жителям этой планеты очистить ее. Для этого вам надо помочь справиться с заданием.

Работа со словосочетаниями прилагательное и существительное. Прочитать текст, назвать словосочетания, определить число имен прилагательных. Расскажите все, что вы знаете об имени-прилагательном.

Люди не забудут апрельский день 1961 года, когда русский парень Юрий Гагарин первым в мире открыл дорогу в звездное небо. Работа в космосе длительная. Стартуют новые корабли, орбитальные станции кружат вокруг планеты. В космосе работают мужественные люди.

О чем вы узнали из этого текста? Как изменяются имена прилагательные в единственном числе?

Имя прилагательное отвечает на вопросы, какой? Какая? и другие. Обозначает признак предмета, изменяется родам и числам, во множественном числе род не определяем.

Мы помогли жителям данной планеты, она теперь стала чистой, пригодной для жилья. А мы с вами отправляемся дальше в наше путешествие.

Физкультминутка.

Космонавты, даже находясь в космосе, не забывают о своем здоровье и делают зарядку. И мы с вами тоже ее сделаем. Не зевай по сторонам!

Ты сегодня – космонавт!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким,
Повернулись в круг лицом,
Упражнения начнем.

На носках, руки вверх, ладони образуют купол ракеты.

А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете.
Изображение детьми полета ракеты.
Аккуратно надо сесть,
Чтоб приборы не задеть.

Интерактивная игра «Иду в гости».

По мере продвижения в космическом пространстве мы встретили город Астроград. Это город будущего, но его жители очень гостеприимные и они нас приглашают в гости. Не забывайте о правилах вежливости.

Проведение игры «Иду в гости».

Текст задания смотрите на карточках.

Карточка 1

Гости
(ФИО «гостей)

Задания

Оценка

1) ___________________
_________________

Допиши окончания:
Свеж….  ветер, зелен….  поле, красив….
картина, весен…..  утро.

 

2) ___________________
_________________

Образуй от существительных прилагательные:
Сирень - ...............................
Дождь - …………………….
Малина - ………………….

 

3) ___________________
_________________

Запиши существительные по родам:
Ж. р.                     М. р.                        Ср. р.
……………   ……………….          …………..          

……………   ……………….          …………..        

 

Карточка 2

ДАТА: _______________________________________________________________

ХОЗЯИН: _______________________________________________________________

Гости
(ФИО «гостей)

Задания

Оценка

1). ___________________
_________________

Определи род прилагательных (ж.р., м.р., ср.р.):
Острый глаз, солнечная система, открытый
космос, звездное небо, далекая планета.

 

2). ___________________
_________________

Запиши антонимы:
Тихий полет - ……………………………
Ясное небо - ……………………………
Веселый экипаж - ……………………………

 

3). ___________________
_________________

Записать имена прилагательные во множественном числе:
Космический корабль -…..............................
Орбитальная станция -……………………….
Пристегнутый ремень -……………………….

 

Жители Астрограда очень вами довольны, давайте с ними попрощаемся, помашем им ручками.  

Работа с перфокартами.

Космос - это дорога без конца, но пора возвращаться домой. Но что это за сообщение пришло к нам на борт. Это жители Астрограда прислали нам послание, чтобы мы не скучали, пока будем лететь обратно домой.

Посмотрите, какие это задания?

Перфокарта

Раздать детям перфокарты.

Взаимопроверка.

Какие окончания у имен прилагательных ж.р, м.р., ср.р.?

Составьте 3-4 предложения, используя эти словосочетания и другие, на тему «космический полет».

Зачитать несколько вариантов работ детей.

Оценка.

Благодаря заданию жителей Астрограда, наша дорога оказалась намного быстрее и мы им очень за это благодарны.

Но посмотрите, какими словами нас встречает наша планета.

«Земля наша – голубая планета! И ее надо беречь!»

Это слова, сказанные первым космонавтом Ю.А.Гагарина.

Как вы понимаете эти слова? (Мы должны сохранить свою планету и может быть сделать ее еще лучше и прекраснее).

Итог урока.

Из полета возвратились.
Мы на Землю приземлились.
Чему учились?

Давайте еще раз вспомним все об имени прилагательном?

Имя прилагательное отвечает на вопросы какой?, какая?, изменяется по числам, а единственном числе по родам.

Домашнее задание.

Записать 4-5 предложений на тему «Полет к другим планетам», у имен прилагательных определить род, число.

Посмотрите на плакат с названием планет.

Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
В  библиотеке вы можете взять книги, почитать об этих планетах.

Спасибо, ребята, за урок, я вам благодарна.

Дополнительное задание.

На столах конверты с заданиями. Разделить на слоги, поставить ударение, из ударных слогов составить слова.

Спарить, красиво, работа.
Ребус, бяка, красота.

Что у вас получилось? (Спасибо, ребята!)