Союз классного руководителя и семьи в организации воспитания ребенка

Разделы: Классное руководство


Семья важнейший институт жизни и развития ребенка. Современное состояние семьи в России можно охарактеризовать, как кризисное: упала рождаемость, происходит девальвация смысла семейной жизни, ее ориентации на воспитание детей. Родители, не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его развития, зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Особенно осложнен процесс воспитания в тех семьях, где пьянство и иждивенчество, полукриминальный образ жизни родителей оказываются превалирующими факторами влияния на ребенка. Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные, целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят, к обострению семейных проблем. Прежде всего, это – падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей, увеличение числа малообеспеченных семей. В связи с вышеизложенным, становится ясно, что очень важна работа педагога с родителями его воспитанников.

Решение задач по воспитанию ребенка предлагает целенаправленное изменение каждой конкретной человеческой личности. Это изменение не происходит само по себе. Роль педагога (в данном случае классного руководителя) и семьи в воспитании личности заслуживает специального рассмотрения. Воспитание может сделать многое. Особенно, когда цель воспитания, предусматривает всесторонне развитую личность. Умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание в комплексе делают личность ребенка гармоничной и общественно активной. Но для этого нужны соответствующая среда и условия. Это означает, что становление личности происходит под влиянием школы, семьи, общественности. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего родители и учителя. Общая и педагогическая культура родителей, устойчивый интерес к воспитанию детей, наличие педагогических знаний и практическое применение методов и приемов воспитания играют главную роль в семейном воспитании детей. Однако следует заметить, что ведущая роль принадлежит классному руководителю, который разрабатывает программу общей цели воспитания, выбирает, применяет нужные формы, методы и приемы воспитания. Родители и педагоги воспитатели одних и тех же детей, и результат их деятельности может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. Из опыта работы я поняла, что взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны лишь тогда, когда учитель не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, тактично подводит их к пониманию ситуации, к объединению усилий по воспитанию детей.

Говоря о моем опыте работы с семьей по организации воспитания детей, хочется начать с того, что он начинается с первой встречи с родителями моих учеников, а другими словами с первого класса. Я рассказываю, чем я собираюсь заниматься с их детьми, какими средствами буду стараться достигать своих целей, какими мне бы хотелось видеть детей после окончания начальной школы и, наконец, отвечает ли такая цель их представлениям о будущем своих детей. Я спросила, доверяют ли они мне своих детей и если “да”, то готовы ли упорным и совместным трудом, добросовестно и неустанно вместе со мной помогать своим детям восходить к человеческому в себе и становится личностью. Так происходит вовлечение родителей в активный, совместный, воспитательный процесс. После этого идет изучение аспектов воспитания ребенка в семье: как и сколько родители проводят времени с ребенком, есть ли у них общие дела, какова форма их общения, беседует ли отец с детьми, проводят ли вместе с детьми свободное время. Главным недостатком во многих семьях является отсутствие близости между родителями и детьми, доброжелательности и взаимопонимания.

В некоторых семьях дети растут с искаженными представлениями о смысле человеческой жизни, ценностях, с отсутствием уважения к честному труду. В настоящее время назрела необходимость особой гибкости в семейном воспитании, умении сохранять связь времен и поколений. Чтобы как то восполнить этот пробел, мною было предложено внеклассное мероприятие с родителями “Наша дружная родня”, к которому было дано задание, сделать альбомы “Моя родословная”. Как образец, вначале, конечно такой альбом был сделан мной от лица моей дочери. Это всех заинтересовало. Было очень приятно, когда на мероприятие пришли и бабушки. Вечер получился очень интересным. Содержательные рассказы о прошлом, трудностях прошедшего жизненного пути, любви к своим близким переплелись с номерами художественной самодеятельности. Дети увидели своих родителей с другой стороны. Стали относиться к ним более трепетно и уважительно. Возросло уважение к старшим. Авторитет семьи повышался также и с проведением конкурсов рисунков “Моя семья”, “Моя мама лучше всех”, “Папа сильный, а мама красивая”.

Также, я решила для себя, что воспитательную работу надо начинать строить с уважения к человеку, к ближнему.

Подрастет твоя душа,
Все узнаешь не спеша,
Уму-разуму учись
Людям солнышком светись.
Почитай отца и мать,
Ближних бойся осуждать.

Внушить ребенку любовь к окружающим людям, веру в человека понимание красоты и ценности человеческой личности – это я считаю важнейшей стороной воспитания. Как же научить ребенка любить окружающих его людей, родителей, уважать их, дарить им свою любовь. Научить понимать, что каждый человек имеет право на радость, счастье. Ребенок должен понимать, что отбирать радости у других людей – бесчестно, строить свои радости на чужом горе – предательство. Его надо научить сочувствовать, сопереживать, жалеть людей. Поэтому и на родительских собраниях, и при индивидуальных беседах с родителями я всячески убеждаю родителей, что нет ничего важнее в семейной жизни, как взаимопонимание всех членов семьи, взаимоуважение, духовное соучастие ребенка во всех семейных делах. Напоминаю родителям, что ребенок – зеркало жизни своих родителей. Как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается вся организация жизни семьи, трудолюбия, духовное богатство и нравственная чистота матери и отца. В беседах с родителями стараюсь всегда убедить их, что все их необдуманные поступки, высказывания, семейные конфликты могут быть продублированы ребенком в неудобное для них время и обстановке, что приведет их в смятение и вызовет неудобство за поведение своего ребенка. Когда ребенок видит, что между родителями нет взаимного понимания и уважения, то у него складываются неверные взгляды на отношение между людьми и эти свои неверные взгляды ребенок несет в коллектив. И так если родителям задуматься о причинах, о поводах нежелательного поведения детей, то эти причины в первую очередь надо искать в отношениях родителей друг к другу и к детям.

Согласно плану воспитательной работы с родителями, были проведены лекции на темы: “30 полезных советов родителям”, “Законы разумно организованного семейного воспитания школьников” по книге В.А. Сухомлинского “Как воспитать настоящего человека”. По некоторым пунктам данных советов были организованы дискуссии с родителями. Выслушав мнение нескольких родителей, приходили к общему мнению. Особенно вызвал бурное обсуждение такой совет: “Виноватого или оправдывают, или прощают”. Это еще раз навело на мысль что любить, понимать, принимать и сострадать – это главные человеческие качества. Делая главный акцент на этот аспект в воспитании детей, я вижу очень хорошие результаты. Дети моих выпусков очень дружны, никогда не бывает личностных унижений, быстро приходят на взаимовыручку друг другу. Так же очень приятно слышать от педагогов, что они очень активные во всех делах. Чувство ответственности и коллективизма всегда присущи детям моих классов. Сотрудничество с учителями среднего звена, общение с детьми из старших классов обусловило плавный переход из начальных классов в среднее звено.

“Идти в школу с желанием должен каждый ученик, каждый день” это мой девиз. Каждый ребенок индивидуален. Но ведь тем и трудна наша работа, чтобы раскрыв индивидуальность каждого ребенка, можно было подобрать ключик к нему. Родители в этом мои первые помощники. Открывать для себя своих детей совершенно с другой стороны они начинают с посещения уроков, открытых мероприятий. Именно на них, они могут на себе прочувствовать тот объем получаемой информации их детьми, могут оценить активность детей на разных уроках, прочувствовать более слабые стороны своего ребенка, пробелы в обучении. Бывает очень приятно, когда после таких посещений видны сдвиги в обучении и воспитании в лучшую сторону.

Особое место в духовном развитии детей занимает природа. Общение с ней делает детей на ступеньку выше в духовном развитии. У детей появляется потребность в красивом. Сбор природного материала для изготовления экибан, панно, а также проводимые конкурсы рисунков на природе “Мы рисуем, что видим”, еще более развивают фантазию детей, побуждают их к творчеству. Приобщение родителей к таким вылазкам на природу делало их более интересными. Родители участвовали в спортивных конкурсах “Мы спортсмены удалые”, “Веселые старты”. Дети очень ждали повторения таких походов, а родителей приобщенных к ним становилось все больше. Особенно запомнился всем поход с развешиванием скворечников и кормушек для птиц. Дети рассматривали скворечники, сделанные родителями, и гордились каждый своими, находя изюминку в родной поделке. Гордость за родителей, которая переполняла сердца детей, еще долго проскальзывала в беседах детей. Я с удовольствием организую кружок “Творческая мастерская”. Разноплановые панно, картины сделанные руками детей, прививают не только чувство любви к прекрасному, способствует развитию эстетического воспитания детей, но и прививают чувство коллективизма. Дети учатся уступать друг к другу, находить нужные слова для поддержки тех, у кого еще не все получается. Но, ни в коем случае не высмеивать неудавшуюся работу. Активны и артистичны мои дети в проведении праздников, концертов, утренников. Родители – наши первые помощники и участники. Очень запомнилось мероприятие к празднику 8 Марта. Организованный КВН для мам и детей получился веселым запоминающимся. Каждый хотел, чтобы его мама участвовала, хотя сами мамы смущаясь, не очень-то хотели участвовать! Но дети настолько были настойчивы, что родители не смогли устоять просьба своих детей. А последнее задание “Колыбельная для дочки” еще раз доказало родителям, что те дети которых любят и уделяют внимание в семье, смогли осилить его, а те, кто никогда не слышал теплых слов, не видел доброго отношения устранились от него. Это еще раз подтверждает, что общение детей и родителей в неординарной обстановке, тем и другим открывает глаза на все с другой стороны. Очень активно участвовали родители и дети в конкурсе “Папа, мама я – спортивная семья”. Все призовые места достались родителям нашего класса. Гордость за родителей, принимавших участие в эстафетах, была очень большой. Это мероприятие послужило примером для поднятия авторитета родителей детям и других начальных классов. Думаем, что в следующий раз участников в таких мероприятиях будет больше.

Спорным на сегодня остается вопрос о посещении детей на дому. Положительное, в этой форме работы с семьей, лежит на поверхности. Это возможность лучше узнать условия, в которых живет ребенок, повлиять на их изменения, если они не соответствуют нормам обучения. Отрицательное – тоже на поверхности: вторжение в личную жизнь семьи, трудность установления необходимых контактов. Поэтому данную форму оказания помощи следует использовать с учетом всех особенностей каждой конкретной ситуации, специфики национальных, социальных традиций. Посещение семьи создает благоприятные условия для консультирования родителей. Классный руководитель ответит на вопросы по созданию условий семейного воспитания, организации выполнения домашних заданий, содержанию семейного досуга, о дружеских контактах школьника. В семейной обстановке, в присутствии ребенка, в совместной беседе легче найти причины затруднений в обучении и пути их преодоления. Как правило, посещение детей на дому благотворно влияет на учебный и воспитательный процесс учеников. Родители, почувствовав проявление дополнительного внимания к их ребенку со стороны учителя, сами усиливают контроль и становятся более бдительными.

В заключении хочется отметить, что я, как классный руководитель, всегда в поиске: “Как помочь родителям в воспитании своих детей? Как правильно выстроить воспитательную работу?”. Занимаясь самообразованием, я сделала вывод, что ни в коем случае нельзя опускаться до потребительского и тоталитарного обращения с родителями, помнить и взять за правило, что родительское собрание, это ступенька в нахождении общего знаменателя в воспитании детей. Поэтому родители радуют меня 100%-ной посещаемостью на родительских собраниях, первыми откликаются на помощь школе. А мой класс всегда впередиидущий.

Умелая организация совместной работы школы и семьи позволяет школе иметь родителей – педагогических союзников, доброжелательных, заинтересованных помощников. Только такая система воспитания способна обеспечить гармоничное развитие ребенка.