Воспитание в школах-интернатах для незрячих детей имеет ряд особенностей т.к. нарушение зрения влечет за собой нарушение социальных контактов и целый ряд отклонений в формировании личности, что вызывает появление негативных характерологических особенностей у незрячего ребенка, таких как сужение круга интересов, обусловленное ограничениями в сфере чувственного отражения; ограничения или недоступность в работе, требующей большой зрительной нагрузки. Сравнительно ограниченные контакты с окружающими влекут за собой замкнутость, аутичность. В результате чего у незрячего ребенка формируются отрицательные черты характера, такие как эгоизм, нерешительность, внушаемость, упрямство, негативизм, равнодушие, озлобленность, нетерпимость к другим людям и т.д. [5]. Вот почему очень важно прививать детям чувства взаимопонимания, доброты, внимания, толерантности.
Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами - членами ЮНЕСКО, включая и Россию), толерантность означает "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности"[2]. Это определение подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и пр.
На русский язык с английского Декларация была переведена как "Декларация принципов терпимости". Но понятие "терпимость" не только не отражает полноты "толерантности", но и может быть прямо противоположно ему. Русский глагол "терпеть" имеет негативную окраску: терпение всегда пассивно и означает лишь внешнее сдерживание своего отношения ("я его еле терплю"), никак не меняющее самой позиции нетерпимости. Напротив, "толерантность" толкуется в Декларации как "активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека"[1].
В школе-интернате III вида № 33 г. Новочеркасска Ростовской области обучаются и воспитываются 104 ребенка-инвалида по зрению. Эти дети разных национальностей, культур, традиций, живут, воспитываются и обучаются под одной крышей (таблица 1).
Таблица 1
Национальность |
Количество |
% отношение к общему числу воспитанников |
Русские | 74 |
71,1% |
Украинцы | 16 |
15,3% |
Армяне | 2 |
1,92% |
Белорусы | 3 |
2,88% |
Азербайджанцы | 2 |
1,92% |
Ингуши | 1 |
0,96% |
Аварцы | 2 |
1,92% |
Молдаване | 1 |
0,96% |
Цыгане | 2 |
1,92% |
Турки | 1 |
0,96% |
Всего: |
104 |
100% |
Из таблицы видно, что преобладает национальность русских обучающихся, воспитанников (71,1%), намного меньше украинцев (15,3%), еще меньше белорусов (2,88%), в равных пропорциях находятся национальности армян, азербайджанцев, аварцев и цыган (по 1,92%), единичные случаи составляют национальности молдаван, ингушей и турков (по 0,96%). И, все же, в школе-интернате обучаются представители десяти национальностей, имеющих свои традиции. Возможна ли реализация принципа толерантности в условиях школы-интерната III вида? Мы считаем, что, да.
Для эффективной реализации принципа толерантности педагогические работники школы-интерната используют систему развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (коллективное творческое дело по И.П. Иванову [4]). Педагоги школы-интерната работают над созданием коррекционно-развивающего пространства, обеспечивающего развитие механизмов компенсации каждого воспитанника, и на этой основе решают проблемы социальной интеграции незрячего подростка в современное общество. “В обучении и воспитании слепых и слабовидящих детей важную роль играют процессы восприятия, в структуре которых можно вычленить действия по выделению, отбору, переработке информации и построению на их основе образа и опорного представления об изучаемых явлениях и предметах окружающей действительности” [3]. Важную роль играют вопросы, связанные с развитием у незрячих детей навыков пространственной ориентировки, осязательного и слухового восприятия, мимики и пантомимики, обоняния, памяти, мышления и т.п. Очень важно обучать их умению контактировать с людьми. Поэтому каждое мероприятие, проводящееся в школах-интернатах III – IV видов должно, кроме воспитательных целей, решать коррекционные задачи, направленные на развитие компенсаторных процессов незрячего школьника.
Предлагаем Вашему вниманию общешкольное внеклассное мероприятие для незрячих обучающихся, воспитанников, проведенное с целью воспитания у них чувства толерантности.
Тема: Мы очень разные, но мы вместе.
Цели:
- Формировать у обучающихся, воспитанников представление о дружбе, толерантности;
- Формировать у обучающихся, воспитанников толерантность мышления, уважение к культуре, традициям людей разных национальностей;
- Развивать навыки групповой работы, критическое мышление, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
- Воспитывать чувство радости, удовлетворения от совместной деятельности.
- Воспитывать чувство толерантности у незрячих школьников.
Коррекционные задачи:
развивать у незрячих обучающихся, воспитанников:
- навыки ориентировки в пространстве;
- навыки осязательного и слухового восприятия;
- мимику и пантомимику, обоняние, память;
- умение контактировать с людьми.
Основные понятия: национальность, различия между людьми, толерантность, терпение, дружба, компромисс.
Оборудование: народные костюмы (русский, украинский, молдаванский, азербайджанский, армянский и др.), приготовленные блюда национальной кухни и их рецепты, карандаши, фломастеры, краски, кисти, листы ватмана, ножницы, клей, пластилин, аудиоаппаратура, диски с национальными мелодиями, народными песнями, тифлоприборы, грифели.
Ход мероприятия:
Первая стадия - предварительная работа коллектива.
Педагогом-организатором проводится “стартовая беседа” со всеми обучающимися, воспитанниками и педагогическим коллективом с целью увлечь радостной перспективой интересного и полезного дела. Здесь важно осознание: что и для кого будем делать? Где? Когда? Кто? С кем вместе? Кто будет организатором?
Вторая стадия - коллективное планирование.
Временным творческим коллективом разрабатывается план мероприятия и выносится на общее обсуждение: готовится 5 “групп поддержки”. В “группу поддержки” могут входить педагоги, обучающиеся, воспитанники (от 3-х до 5-ти человек). Группы по жребию определяют о каком из народов им предстоит готовить материал:
- русский народ;
- украинский народ;
- молдавский народ;
- армянский народ;
- азербайджанский народ.
Третья стадия – подготовка КТД.
Из “групп поддержки” создается совет дела. Задача совета – совместное решение вопросов, контроль за подготовкой и проведением, обмен опытом. “Группы поддержки” планируют свою деятельность и готовят материал по каждому направлению:
- Сведения об особенностях и традициях народа (подбор стихов, песен, танцев, музыкальных произведений и т.п.).
- Особенности национальной одежды.
- Особенности национальной кухни: блюдо, рецепт.
- Предложение к другим народам с проявлением дружелюбия, желания сотрудничать (творчество) для достижения толерантного взаимодействия.
Четвертая стадия – проведение КТД.
Участники мероприятия делятся на 5 групп (каждая группа 6-12 человек) при помощи разрезанных открыток (прием “Собери открытку (пазлы)”). К каждой вновь созданной группе прикрепляется ведущий из “группы поддержки”. Вновь созданная группа представляет определенную национальность, народ, получает задание:
- Подготовить визитную карточку народа: выступление группы с использованием традиций народа (костюмы, песни, танцы, стихи, сценки).
- Подготовить защиту народного костюма.
- Представить национальную кухню (блюдо, рецепт).
- Подготовить, представить и защитить плакат на тему “Мы очень разные, но мы вместе”.
- Подготовить обращение к другим народам с проявлением дружелюбия, желания сотрудничать (творчество) для достижения толерантного взаимодействия.
На подготовку задания группе отводится 45-90 минут.
На выступление отводиться 25-30 минут.
В конце выступлений всех микроколлективов ведущий зачитывает предложения-обращения ко всем народам для достижения толерантного взаимодействия и предлагает участникам всегда соблюдать эти несложные условия:
- Не стремиться подчинить себе другого , т.е. толерантность строится только на основе некоторого равенства позиций. Это понятие обязательно включает уважение достоинства каждого, право на наличие и сохранение индивидуальности.
- Изучать другого. Незнание, как известно, нередко порождает непонимание. Знакомство с культурой, традициями, образом жизни представителей других национальностей позволит перевести присущую многим людям оценочную деятельность в познавательную.
- Принимать другого таким, какой он есть. Это условие означает, что субъекты по взаимодействию должны стремиться не переделывать друг друга, а воспринимать другого как нечто целое со всеми индивидуальными особенностями.
- Акцентировать внимание на объединяющих факторах. Для достижения толерантного взаимодействия важно найти то, что объединяет партнеров, а не разъединяет их. Поэтому необходимо сначала выделять общее и лишь потом фиксировать внимание на противоположном.
- Иметь чувство юмора. Способность посмеяться над собой – важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.
По окончанию праздника предложения-обращения ко всем народам для достижения толерантного взаимодействия, выработанные участниками праздника, оформляются плоскопечатным шрифтом в виде плаката, а так же рельефно-точечным шрифтом по Брайлю и вывешиваются на видное место в вестибюле школы-интерната для того, чтобы обучающиеся, воспитанники могли их читать и соблюдать.
Пятая стадия – коллективное подведение итогов.
Итоги подводятся по “Шкале радости”. Вывешивается плакат с цветком с пятью лепестками (для обучающихся, воспитанников, пользующихся рельефно-точечным шрифтом Брайля, лепестки цветка нумеруются 1, 2, 3, 4, 5): красный (1) лепесток – очень хорошее настроение; синий (2) – хорошее настроение; зеленый (3) – не очень хорошее настроение; фиолетовый (4) – плохое настроение; черный (5) – безразличие. Всем участникам предлагается наклеить кусочек бумажки на тот цвет (номер) лепестка цветка, которому соответствует настроение участника. В результате проделанной работы вырисовывается общая картина настроения участников после завершения мероприятия, а значит и достижение намеченных целей. Обычно коллективные творческие дела дают положительные результаты, но если вырисовывается картина неблагополучия в микроколлективах, то в группы забрасывается десант совета дела для совместной ударной работы.
Шестая стадия – последействие.
Это педагогический “Огонек”. На нем обсуждаются возможности полученного опыта в дальнейшей работе. Анализируются методические находки, характер педагогической позиции, пополняются методические рекомендации.
Использование технологии коллективного творческой деятельности при воспитании чувства толерантности у незрячих школьников обеспечивает личностную включенность каждого обучающегося, воспитанника в жизнь школы-интерната, стимулирует быстрый рост толерантных коллективных отношений, одухотворяет жизнь незрячих детей высокими идеалами, наполняет опытом общественно полезной деятельности, пониманием того, что все мы очень разные, но мы вместе.
Литература
- Абдулкаримов Г.Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2002. – № 4.
- Декларации принципов толерантности. Париж. 1995.
- Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 2000.
- Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. – М.: Педагогика, 1982.
- Солнцева Л.И. Воспитание слепых и слабовидящих детей подросткового возраста в условиях школы-интерната: Проблемы и трудности / Рос. Гос. Библиотека для слепых. – М., 2004.