Мы очень разные, но мы вместе

Разделы: Внеклассная работа


Воспитание в школах-интернатах для незрячих детей имеет ряд особенностей т.к. нарушение зрения влечет за собой нарушение социальных контактов и целый ряд отклонений в формировании личности, что вызывает появление негативных характерологических особенностей у незрячего ребенка, таких как сужение круга интересов, обусловленное ограничениями в сфере чувственного отражения; ограничения или недоступность в работе, требующей большой зрительной нагрузки. Сравнительно ограниченные контакты с окружающими влекут за собой замкнутость, аутичность. В результате чего у незрячего ребенка формируются отрицательные черты характера, такие как эгоизм, нерешительность, внушаемость, упрямство, негативизм, равнодушие, озлобленность, нетерпимость к другим людям и т.д. [5]. Вот почему очень важно прививать детям чувства взаимопонимания, доброты, внимания, толерантности.

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами - членами ЮНЕСКО, включая и Россию), толерантность означает "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности"[2]. Это определение подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и пр.

На русский язык с английского Декларация была переведена как "Декларация принципов терпимости". Но понятие "терпимость" не только не отражает полноты "толерантности", но и может быть прямо противоположно ему. Русский глагол "терпеть" имеет негативную окраску: терпение всегда пассивно и означает лишь внешнее сдерживание своего отношения ("я его еле терплю"), никак не меняющее самой позиции нетерпимости. Напротив, "толерантность" толкуется в Декларации как "активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека"[1].

В школе-интернате III вида № 33 г. Новочеркасска Ростовской области обучаются и воспитываются 104 ребенка-инвалида по зрению. Эти дети разных национальностей, культур, традиций, живут, воспитываются и обучаются под одной крышей (таблица 1).

Таблица 1

Национальность

Количество

% отношение к общему числу воспитанников
Русские

74

71,1%

Украинцы

16

15,3%

Армяне

2

1,92%

Белорусы

3

2,88%

Азербайджанцы

2

1,92%

Ингуши

1

0,96%

Аварцы

2

1,92%

Молдаване

1

0,96%

Цыгане

2

1,92%

Турки

1

0,96%

Всего:

104

100%

Из таблицы видно, что преобладает национальность русских обучающихся, воспитанников (71,1%), намного меньше украинцев (15,3%), еще меньше белорусов (2,88%), в равных пропорциях находятся национальности армян, азербайджанцев, аварцев и цыган (по 1,92%), единичные случаи составляют национальности молдаван, ингушей и турков (по 0,96%). И, все же, в школе-интернате обучаются представители десяти национальностей, имеющих свои традиции. Возможна ли реализация принципа толерантности в условиях школы-интерната III вида? Мы считаем, что, да.

Для эффективной реализации принципа толерантности педагогические работники школы-интерната используют систему развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (коллективное творческое дело по И.П. Иванову [4]). Педагоги школы-интерната работают над созданием коррекционно-развивающего пространства, обеспечивающего развитие механизмов компенсации каждого воспитанника, и на этой основе решают проблемы социальной интеграции незрячего подростка в современное общество. “В обучении и воспитании слепых и слабовидящих детей важную роль играют процессы восприятия, в структуре которых можно вычленить действия по выделению, отбору, переработке информации и построению на их основе образа и опорного представления об изучаемых явлениях и предметах окружающей действительности” [3]. Важную роль играют вопросы, связанные с развитием у незрячих детей навыков пространственной ориентировки, осязательного и слухового восприятия, мимики и пантомимики, обоняния, памяти, мышления и т.п. Очень важно обучать их умению контактировать с людьми. Поэтому каждое мероприятие, проводящееся в школах-интернатах III – IV видов должно, кроме воспитательных целей, решать коррекционные задачи, направленные на развитие компенсаторных процессов незрячего школьника.

Предлагаем Вашему вниманию общешкольное внеклассное мероприятие для незрячих обучающихся, воспитанников, проведенное с целью воспитания у них чувства толерантности.

Тема: Мы очень разные, но мы вместе.

Цели:

  1. Формировать у обучающихся, воспитанников представление о дружбе, толерантности;
  2. Формировать у обучающихся, воспитанников толерантность мышления, уважение к культуре, традициям людей разных национальностей;
  3. Развивать навыки групповой работы, критическое мышление, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
  4. Воспитывать чувство радости, удовлетворения от совместной деятельности.
  5. Воспитывать чувство толерантности у незрячих школьников.

Коррекционные задачи:

развивать у незрячих обучающихся, воспитанников:

  • навыки ориентировки в пространстве;
  • навыки осязательного и слухового восприятия;
  • мимику и пантомимику, обоняние, память;
  • умение контактировать с людьми.

Основные понятия: национальность, различия между людьми, толерантность, терпение, дружба, компромисс.

Оборудование: народные костюмы (русский, украинский, молдаванский, азербайджанский, армянский и др.), приготовленные блюда национальной кухни и их рецепты, карандаши, фломастеры, краски, кисти, листы ватмана, ножницы, клей, пластилин, аудиоаппаратура, диски с национальными мелодиями, народными песнями, тифлоприборы, грифели.

Ход мероприятия:

Первая стадия - предварительная работа коллектива.

Педагогом-организатором проводится “стартовая беседа” со всеми обучающимися, воспитанниками и педагогическим коллективом с целью увлечь радостной перспективой интересного и полезного дела. Здесь важно осознание: что и для кого будем делать? Где? Когда? Кто? С кем вместе? Кто будет организатором?

Вторая стадия - коллективное планирование.

Временным творческим коллективом разрабатывается план мероприятия и выносится на общее обсуждение: готовится 5 “групп поддержки”. В “группу поддержки” могут входить педагоги, обучающиеся, воспитанники (от 3-х до 5-ти человек). Группы по жребию определяют о каком из народов им предстоит готовить материал:

  • русский народ;
  • украинский народ;
  • молдавский народ;
  • армянский народ;
  • азербайджанский народ.

Третья стадия – подготовка КТД.

Из “групп поддержки” создается совет дела. Задача совета – совместное решение вопросов, контроль за подготовкой и проведением, обмен опытом. “Группы поддержки” планируют свою деятельность и готовят материал по каждому направлению:

  1. Сведения об особенностях и традициях народа (подбор стихов, песен, танцев, музыкальных произведений и т.п.).
  2. Особенности национальной одежды.
  3. Особенности национальной кухни: блюдо, рецепт.
  4. Предложение к другим народам с проявлением дружелюбия, желания сотрудничать (творчество) для достижения толерантного взаимодействия.

Четвертая стадия – проведение КТД.

Участники мероприятия делятся на 5 групп (каждая группа 6-12 человек) при помощи разрезанных открыток (прием “Собери открытку (пазлы)”). К каждой вновь созданной группе прикрепляется ведущий из “группы поддержки”. Вновь созданная группа представляет определенную национальность, народ, получает задание:

  1. Подготовить визитную карточку народа: выступление группы с использованием традиций народа (костюмы, песни, танцы, стихи, сценки).
  2. Подготовить защиту народного костюма.
  3. Представить национальную кухню (блюдо, рецепт).
  4. Подготовить, представить и защитить плакат на тему “Мы очень разные, но мы вместе”.
  5. Подготовить обращение к другим народам с проявлением дружелюбия, желания сотрудничать (творчество) для достижения толерантного взаимодействия.

На подготовку задания группе отводится 45-90 минут.

На выступление отводиться 25-30 минут.

В конце выступлений всех микроколлективов ведущий зачитывает предложения-обращения ко всем народам для достижения толерантного взаимодействия и предлагает участникам всегда соблюдать эти несложные условия:

  1. Не стремиться подчинить себе другого, т.е. толерантность строится только на основе некоторого равенства позиций. Это понятие обязательно включает уважение достоинства каждого, право на наличие и сохранение индивидуальности.
  2. Изучать другого. Незнание, как известно, нередко порождает непонимание. Знакомство с культурой, традициями, образом жизни представителей других национальностей позволит перевести присущую многим людям оценочную деятельность в познавательную.
  3. Принимать другого таким, какой он есть. Это условие означает, что субъекты по взаимодействию должны стремиться не переделывать друг друга, а воспринимать другого как нечто целое со всеми индивидуальными особенностями.
  4. Акцентировать внимание на объединяющих факторах. Для достижения толерантного взаимодействия важно найти то, что объединяет партнеров, а не разъединяет их. Поэтому необходимо сначала выделять общее и лишь потом фиксировать внимание на противоположном.
  5. Иметь чувство юмора. Способность посмеяться над собой – важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.

По окончанию праздника предложения-обращения ко всем народам для достижения толерантного взаимодействия, выработанные участниками праздника, оформляются плоскопечатным шрифтом в виде плаката, а так же рельефно-точечным шрифтом по Брайлю и вывешиваются на видное место в вестибюле школы-интерната для того, чтобы обучающиеся, воспитанники могли их читать и соблюдать.

Пятая стадия – коллективное подведение итогов.

Итоги подводятся по “Шкале радости”. Вывешивается плакат с цветком с пятью лепестками (для обучающихся, воспитанников, пользующихся рельефно-точечным шрифтом Брайля, лепестки цветка нумеруются 1, 2, 3, 4, 5): красный (1) лепесток – очень хорошее настроение; синий (2) – хорошее настроение; зеленый (3) – не очень хорошее настроение; фиолетовый (4) – плохое настроение; черный (5) – безразличие. Всем участникам предлагается наклеить кусочек бумажки на тот цвет (номер) лепестка цветка, которому соответствует настроение участника. В результате проделанной работы вырисовывается общая картина настроения участников после завершения мероприятия, а значит и достижение намеченных целей. Обычно коллективные творческие дела дают положительные результаты, но если вырисовывается картина неблагополучия в микроколлективах, то в группы забрасывается десант совета дела для совместной ударной работы.

Шестая стадия – последействие.

Это педагогический “Огонек”. На нем обсуждаются возможности полученного опыта в дальнейшей работе. Анализируются методические находки, характер педагогической позиции, пополняются методические рекомендации.

Использование технологии коллективного творческой деятельности при воспитании чувства толерантности у незрячих школьников обеспечивает личностную включенность каждого обучающегося, воспитанника в жизнь школы-интерната, стимулирует быстрый рост толерантных коллективных отношений, одухотворяет жизнь незрячих детей высокими идеалами, наполняет опытом общественно полезной деятельности, пониманием того, что все мы очень разные, но мы вместе.

Литература

  1. Абдулкаримов Г.Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2002. – № 4.
  2. Декларации принципов толерантности. Париж. 1995.
  3. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 2000.
  4. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. – М.: Педагогика, 1982.
  5. Солнцева Л.И. Воспитание слепых и слабовидящих детей подросткового возраста в условиях школы-интерната: Проблемы и трудности / Рос. Гос. Библиотека для слепых. – М., 2004.