Повторительно-обобщающий урок-соревнование по теме "Единицы измерения". Проводится в 5 классе по математике после изучения главы I "Натуральные числа" (Н. Я. Виленкин. Математика 5 ) или в 6 классе при изучении пропедевтического курса физики для повторения единиц измерения. Возможен вариант проведения урока в качестве внеклассного мероприятия.
Цели:
- проверка знаний физических величин и единиц измерения;
- развитие внимания, фантазии, логического мышления, умения грамотно выражать свои мысли;
- воспитание чувства товарищества и взаимопомощи
Оборудование: карточки задания, карта путешественников, книги (А. Некрасов "Приключения капитана Врунгеля", Д. Дефо "Приключения Робинзона Крузо", А. Линдгрен "Три повести о Малыше и Карлсоне", Н. Носов "Приключения Незнайки и его друзей", Л. Лагин "Старик Хоттабыч")
Групповая работа. Класс делится на 4 команды
Учитель:
Представьте себе, ребята, что вы оказались в волшебной стране, где живут литературные герои, они сошли со страниц ваших любимых книг и поселились в деревне Самоделкино. И вот однажды Карлсон, Незнайка, капитан Врунгель и старик Хоттабыч решили посетить остров Робинзона Крузо, чтобы навестить своего друга Попугая. Вполне естественно, что на пути им встретятся различные трудности. Поможете им преодолеть их?
- Да!
Тогда выберите, с кем из героев вы отправитесь в путь.
(Команды выбирают себе героев и книги)
Чтобы отправиться в путешествие, всегда берут с собой какой-то багаж. Ваш багаж - это ваши знания единиц измерения физических величин. Это вам в дальнейшем очень пригодится не только при изучении математики, но и при изучении физики.
Перед дальней дорогой проведем небольшую разминку. Надо дать правильный ответ и не только с научной точки зрения.
Вопрос старика Хоттабыча.
Какую единицу скорости выберешь ты для измерения своей скорости, если тебе придется уносить ноги от трех разъяренных львов? см/ч, м/ч, м/с, км/с?
Вопрос Карлсона
На одной чаше весов сидит людоед, масса которого 280 кг, а на другой чаше, высоко над землей, стоят и плачут 4 Люды массой по 40 кг каждая. Сколько ещё точно таких же Люд нужно добавить на вторую чашу весов, чтобы между чашами установилось равновесие? Что получится, если после того как равновесие установится, Людоед подарит каждой Люде по ценному тяжелому подарку? (Ещё 3 Люды. Не стоит дарить им ценные тяжелые подарки - чаша тут же опустится на землю и Люды быстренько разбегутся по домам. Тут-то Людоед и грохнется)
Вопрос Незнайки
Отними у младшего брата кубик с одинаковыми сторонами и скажи, где у кубика длина, где высота и где ширина? (Нельзя у маленьких отнимать! Грани одинаковые. Все измерения равны; длиной, шириной и высотой можно назвать любое ребро)
Вопрос капитана Врунгеля
Что узнает полководец, если путь, пройденный им от солдата до маршала, разделит на время своей безупречной службы? (Скорость своего повышения в звании)
Учитель:
Всякий путь, деленный на время пути, указывает скорость, с которой упорно шли к цели. Я вам тоже желаю упорства в достижении главной цели путешествия. Итак, в путь!
Долго ли, коротко ли шли наши герои, но вот перед ними замок, в котором живут веселые мастера. Но перед замком глубокий ров, моста нет, а чтобы мост опустился, необходимо справиться с логической задачей
Задание 1 Логическая задача "Убери лишнее слово"
- литр, кубический сантиметр, рулетка, ведро
- секундомер, палетка, миля, мензурка
- миллиграмм, верста, сажень, фут
- километр, линейка, сантиметр, метр
(один из членов команды сообщает ответ, поясняя ход рассуждений)
Учитель:
Молодцы! Все благополучно перебрались через ров.
Путешественники остановились в замке отдохнуть и кое-что купить в дальнюю дорогу. Незнайка отправился в шляпную мастерскую, Карлсон - в кондитерскую, Хоттабыч - подремонтировать ковер-самолет, а капитан Врунгель - в торговые палаты пополнить припасы. Но для того, чтобы получить какой-либо товар или услугу, в городе мастеров были особые деньги. Надо было решить задачку.
Задание 2 "В замке веселых мастеров"
Найти площадь фигуры, если одна клетка имеет площадь 49 мм2.
(капитаны получают задания)
Учитель:
Дальше путешественники решили лететь на ковре-самолете. Но разыгралась метель, это Снежная Королева вредничает: "Пурга прекратится, если вы справитесь с моими заданиями!"
Задание 3 "Льдинки-снежинки"
Высота окна 2 м, ширина 1 м 20 см. найдите площадь этого окна из льдинок
Великолепный Снежный Дом имеет длину 60 м, ширину 20 м. найдите площадь, занимаемую домом. Выразите ее в сотках.
Ширина Ледяного зала Снежной королевы 20 м, длина 30 м, а высота 5 м. какова масса воздуха, наполняющего зал, если 1 м3 воздуха, наполняющего зал, имеет массу приблизительно 1300 г?
Сколько центнеров льда может поместиться в леднике размерами 3м х 2м х 1м, если 1м3 льда имеет массу 900 кг
Учитель:
С заданиями справились, но ковер-самолет заледенел и дальше лететь было невозможно. Пришлось идти пешком.
Идут наши путешественники день, идут второй. На третий к вечеру увидели, будто зарево и решили пойти на свет. Чем дальше идут, тем светлее становится, и стало почитай, как белый день светло, а не слышно шума и треска пожарного. Выходят они на поляну, а посередине той поляны град стоит. Вошли они в распахнутые ворота. Дорога из белого мрамора, привела их к дворцу сказочному, весь он в огне, в серебре и золоте, в каменьях самоцветных. Ходят наши герои, диву дивятся и совсем сбились с дороги:
Добрая волшебница, которая жила в этом городе, согласилась им помочь. "Хотите найти нужную дорогу? Вот вам загадки. Отгадайте, о каких ощущениях идет в них речь", - сказала она.
Ребята, помогите нашим путешественникам отгадать эти загадки
Задание 4 "В городе волшебницы"
В. Крапивин "Победители"
В тишине стало слышно, как шепчутся лесные вершины и попискивает ночная птица. Что-то зашелестело у Вовкиных ног.
Г.-Х. Андерсен "Тень"
Тихо было в одном доме, стоявшем как раз напротив того, где жил ученый. И все же дом не пустовал: на балконе, на самом солнцепеке стояли цветы, без поливки они не могли бы цвести так пышно, кто-нибудь да поливал их!..
Дверь на балконе отворяли по вечерам, но в самих комнатах было всегда темно.
Н. Носов "Приключения Незнайки"
От обилия шерстяных изделий в доме развилась моль, и, чтобы она не съела костюмы, Пончику приходилось ежедневно травить ее нафталином:
Как только пончик приходил к кому-нибудь в гости, у хозяев сейчас же начиналась кружиться голова. Пончика прогоняли моментально и поскорей открывали окна и двери, чтобы проветрить помещение, иначе можно было упасть в обморок или сойти с ума:
С.Т. Аксаков "Аленький цветочек"
И вырос перед ними стол убранный-разубранный: в посуде золотой и серебряной яства стояли сахарные и питьё медвяное. Сел он за стол без смущения, напился, наелся досыта: кушанья были такие, что и сказать нельзя, того и гляди язык проглотишь.
Учитель:
Вышли наши путешественники к пристани, а лодка-то под замком, заперта в гроте. Чтобы открыть замок, нам придется решить кроссворд.
Кроссворд:
- Основная единица длины в метрической системе мер
- Единица площади
- Старинная единица длины, приближенно равная длине ступни
- Единица длины, близкая к метру, применяемая в Англии
- Единица емкости
- Английская единица длины, приближенно равная длине сустава большого пальца
- Старинная русская единица длины
- Старинная русская единица объема, равная 10 л.
- Единица длины, применяемая для измерения больших расстояний
- Единица длины, равная 100 мм
Ответы:
Учитель:
Сели наши герои в лодку и поплыли к острову Робинзона Крузо. Путешественников приветствовал Попугай Пятница, которого они угостили привезенным зерном. Хорошо отдыхалось нашим друзьям, но и здесь они встретились с некоторыми проблемами, которые надеются решить с вашей помощью.
Задание 5 "На острове Робинзона"
Три яйца африканского страуса и 60 куриных весят 9 кг. Найти массу яйца страуса, если известно, что оно тяжелее куриного в 20 раз.
Ребята! Надо помочь Попугаю!
Лапта (физкультпауза) за право решить задачу. Отвечает на вопрос тот ученик, кому брошен мячик.
Вопросы:
- Какие фигуры называются равными?
- Что значит сравнить два отрезка?
- Что такое гектар?
- Сколько квадратных метров в 1 га?
- Что такое ар?
- Как найти площадь прямоугольника?
- Как найти площадь квадрата?
- Что такое куб?
- Какие у куба грани?
- Что такое кубический метр?
- Что такое кубический сантиметр?
- Что такое литр?
- Как найти объем прямоугольного параллелепипеда?
- Что такое миллилитр?
- Сколько кубических метров в 1 куб.км?
- Сколько кубических сантиметров в 1 л?
- Как найти объем куба?
- Сколько миллиграммов в 1 г?
- Сколько центнеров в 1 т?
- Сколько миллиграммов в 1 кг?
Решение задачи:
60х+3*20х=9000
х=75 (г) - куриное яйцо
20*75= 1500 (г) - яйцо страуса
Учитель:
Настало время возвращаться домой. Добравшись на лодке до города волшебницы, каждый из героев отправился в деревню Смекалкино своим маршрутом: капитан Врунгель - по реке, Незнайка - на автомобиле, Карлсон - на вертолете, а Старик Хоттабыч - по железной дороге.
Ехали они и думали: "Как же все-таки хорошо, что такие маленькие ребятишки-пятиклашки знают единицы измерения физических величин, хотя ещё физику не изучали. Значит, им уже не так трудно будет учиться дальше"
А я вам, ребята, вот о чем хочу сказать. Скоро нам предстоит изучать новую науку - физику, в которой без знания единиц измерений не обойтись. Мы с вами только начали изучать физические величины (длина, площадь, объем, масса), но будут многие-многие другие, и каждую необходимо будет уметь измерять. Хотите узнать какие?
Одинокий физик, почесав темя,
Измеряет длину, массу и время.
Парочка физиков мечтает вдвоем
Измерить температуру, плотность, объем.
Трое физиков, построившись в ряд,
Меряют энергию, скорость, заряд.
Четыре физика в хорошем настроении
Измеряют давление, а в плохом - ускорение.
Пять физиков выбегают на площадь,
Измеряют импульс, частоту, силу и площадь.
Шесть физиков приходят к седьмому на именины,
Измеряют какие-нибудь другие физические величины.
Подводятся итоги работы команд. Затем команды оценивают участие каждого члена команды в выполнении заданий. Капитаны сообщают это учителю, высказывают свои пожелания.
Литература
- Г. Остер. Физика. Ненаглядное пособие. Задачник. - Москва, "Росмэн", 1995.
- Н. Исакова. Физические величины и их измерение. Газета "Физика", № 21, 1997.
- Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Н. Я. Виленкин и др.]. - 23-е изд., испр. - М.: Мнемозина, 2008.