Обучение орфографии — основа развития индивидуальных творческих способностей ребенка

Разделы: Русский язык


В школе я работаю с 1998 года. И за это время передо мной встал вопрос: “Как научить правильно писать?” Над этой проблемой билось не одно поколение методистов. Ещё в 1881 году И.М.Белоруссов писал: “Не нужно забывать, что научить ученика писать есть дело первостепенной важности, и тогда потеря часа не будет казаться потерею”.

В настоящее время во главу угла школьного преподавания языка должна быть поставлена орфография. Именно правописанию должна уделяться львиная доля учебного материала. Так как в последнее время уровень орфографической грамотности в стране неумолимо снижается. Важнейшим компонентом общеобразовательной подготовки учащихся является их орфографическая подготовка. Выпускники школ должны грамотно писать.

Несмотря на то, что методика орфографии имеет богатую историю и что в наше время есть немало публикаций по вопросам обучения грамотному письму, учить орфографии очень сложно. Формирование навыков грамотного письма у школьников, пожалуй, одна из самых трудных задач, которую приходится решать учителю. Но именно эта задача обозначается как важнейшая программная установка.

В учебной деятельности школьников письмо занимает значительное место, и поэтому с вопросами орфографии учащиеся сталкиваются постоянно. Однако специально, в порядке конкретных программных требований, орфография изучается в I-IV и V-VI классах. В старших классах программа по русскому языку лишь указывает на необходимость совершенствовать навыки правописания учащихся. Тем самым утверждается положение, согласно которому грамотное в орфографическом отношении письмо должно складываться у учащихся уже к VIII классу.

В данный момент остро ставится такой важный вопрос, как необходимость развивать орфографическую зоркость учащихся: ученики должны видеть орфограммы, чтобы применять правила, должны знать характер орфограмм, задумываться над выбором верного написания – без этих навыков процесс не может быть сознательным в должной мере.

Школьный курс русского языка имеет познавательно- практический характер, поэтому работа ведётся в двух взаимосвязанных направлениях. Познавательное направление – это изучение основ науки о языке, которые необходимы для понимания языка как системы взаимосвязанных единиц, участвующих в порождении речи – в коммуникации, для создания теоретических основ развития речи, а также для формирования правописных и речевых умений и навыков, т. е. для обеспечения реализации задач практического направления. В свою очередь, формирование умений и навыков (практическое направление) закрепляет теоретические знания и создаёт предпосылки для понимания учащимися коммуникативной функции языка, формирует учебно-языковые, а также речевые умения и навыки.

Без успешного овладения орфографией невозможно всестороннее развитие творческих способностей ребёнка. Орфографическая работа может стать интересней и разнообразней, если связывать её с широкой областью работы по языку вообще: здесь имеется в виду развитие речи и стилистика.

И уже если ученик имеет основательную базу орфографических знаний, он, несомненно, сможет плодотворно развивать свои творческие способности, не останавливая своё внимание на вопросах правильного письма.

Развитие орфографической зоркости я не отрываю от развития индивидуальных способностей ребёнка, так как это может привести к одностороннему обучению. Два этих направления идут параллельно, но всё-таки в основе должно лежать, по моему мнению, обучение орфографической грамотности.

На мой взгляд, это является на данный момент одним из актуальных направлений в обучении русскому языку. В своей работе я постаралась отобразить основные методы и приёмы, с помощью которых стараюсь обучить детей правилам орфографии и потом на базе этих знаний развивать индивидуальные творческие способности учеников.

Обучение орфографии – основа развития индивидуальных творческих способностей.

Овладев орфографической стороной языка, учащиеся невольно и неосознанно вникают в другие области языковой системы. На дальнейшем этапе обучения следует только углублять и расширять полученные знания.

Каждый учитель использует свои методы и приёмы, которые необходимы для плодотворного усвоения учебного материала. Их выбор зависит от многих факторов: прежде всего, это подготовленность учеников, их общий уровень развития.

Подсчитано, сто за время учёбы в школе каждый учащийся посещает примерно 10 тысяч уроков. И почти все они как близнецы похожи друг на друга: опрос, изложение нового материала, его закрепление, объяснение домашнего задания. Как же добиться результативности на уроках русского языка? Важная задача – сделать уроки интересными, не похожими как две капли воды, и тогда усвоение материала будет проходить быстрее и осознаннее.

Как мне кажется, постоянно тоже нельзя проводить уроки в игровой форме, так как у ребёнка может сложиться ложное представление о ненужности научного изучения языка

Самый главный принцип в моей работе – ребёнок не должен видеть перед собой неправильно написанные слова. Любые ошибки моментально исправляются. На моих уроках никогда не бывает заданий, касающихся исправления ошибок в печатных изданиях.

На каждом уроке я ввожу элементы всех разборов, которые должен выполнять ученик на данном этапе обучения языку.

Систематически проводимый разбор предложений отнимает немного времени, так как учащиеся быстро привыкают к порядку разбора, и, как показал опыт, повседневное проведение такого грамматического разбора способствует развитию устной речи учащихся, приучает к полным, развёрнутым ответам, укрепляет и уточняет знание грамматической теории. Учащиеся учатся быстро находить подлежащее и сказуемое в предложении, что способствует правильной расстановке знаков препинания. Кроме того, они на каждом уроке упражняются в делении слов по составу, выделяют корень слова.

Во время опроса ученики должны показать не только чёткие и твёрдые знания теории, но и уметь применить эти знания, для чего даётся соответствующее короткое задание.

На предложении, которое даётся учащимся для синтаксического разбора, прорабатываются и соответствующие орфографические правила. Предложение я подбираю таким образом, чтобы в нём встречались орфограммы, которые вызывают наибольшее затруднение.

Работа с трудными в орфографическом отношении словами, в частности с наречиями, проводится мной почти на каждом уроке.

Перед объяснением нового материала повторяется тот раздел пройденного курса, который помогает усвоению темы.

Это повторение я провожу нестандартно. Как правило, данный вид работы проходит в игровой форме, особенно если это младшие классы. Но и старшеклассники быстро и вовлечено включаются в подобные игры.

Например, игра “Волшебный мяч” позволяет проверить усвоение учащимися любого теоретического материала, способствует активизации мыслительной деятельности. Учителем выбирается тема игры. Возьмём тему “ Самостоятельные части речи”. Учитель бросает мяч любому ученику, а он, в свою очередь, должен очень быстро назвать пример самостоятельной части речи. Этот вид работы очень нравится детям, и если кто-либо не знает, то самостоятельно эта тема будет им пройдена, даже если я этого не задам. Темами игры могут быть разные разделы языка: корни с чередованием, приставки, сложные слова, спряжения глаголов, и т.д.

Несомненно,в моей практике большое количество нестандартных уроков, которые я провожу по темам закрепления и обобщения. Включить каждого учащегося в познавательную деятельность, в процесс добывания истины, заинтересовать его этим процессом – вот задача, которая стоит перед каждым учителем. Фантазия, творческая выдумка, изобретательность безграничны. Урок-семинар, урок-путешествие, урок-собрание, урок-игра, урок-экскурсия… Данные формы учебной деятельности способствуют организации диалога, живой и свободной взаимосвязи между учителем и учащимися, создают для каждого ученика возможность самовыражения. Ведь учиться должно быть интересно! Для обобщающих уроков по орфографии я выбираю следующие формы: Урок-КВН, урок-экскурсия, урок-олимпиада. Учебные игры – явление достаточно разнообразное. Тем не менее, у таких уроков довольно много общих черт.

Во-первых, это ярко выраженное стремление к определённой цели: победить в конкурсе, осуществить поиск какого-либо материала, выступить в определенной цели…

Во-вторых, игра должна отличаться ярко выраженным добровольным характером.

В-третьих, интрига… В игре зачастую нельзя угадать, кто окажется победителем. Все участвуют одновременно и при максимальной активности.

В-четвёртых, игра должна обеспечить более высокую по сравнению с обычными формами урока обучающую, развивающую и воспитательную результативность. Ученики вместе с учителем представляют себя исполнителями определённых ролей. Скучные уроки по орфографии превращаются в интересное дело. Такие уроки повышают интерес к учёбе, а значит, и качество знаний. Я стараюсь добиваться того, чтобы заинтересованное отношение ребят к учёбе питалось самим предметом, а уже потом игрой. Но сбрасывать её со счетов не следует. Ведь учиться должно быть интересно!

Использование схем, таблиц и других наглядных пособий, в том числе электронных, облегчает усвоение нового материала и сокращает время на его объяснение. В своей деятельности я часто использую элементы методики Т.Я. Фроловой. Мною изготовлены таблицы со стихотворными правилами. Этот наглядный материал расположен в кабинете так, чтобы дети могли видеть его постоянно. На уроке мы разбираем, учим данную орфограмму, закрепляем её. А потом идёт усвоение и на уровне подсознания. Когда ребёнок часто видит одно и то же, он запоминает, даже не задумываясь над этим.

Также у Т.Я.Фроловой есть замечательный кратковременный курс: “Скоро экзамен по русскому языку? Без паники…”. Предлагаемая автором система овладения практической грамотностью позволяет повторить, систематизировать и обобщить знания по орфографии и пунктуации, сформировать устойчивые навыки грамотного письма, создать базу, на основе которой можно продолжить углубленное освоение норм русского правописания. Эта система позволяет качественно активизировать уже полученные знания.

Также нельзя забывать, что все дети имеют разные способности, и поэтому целесообразно подходить дифференцированно к обучению. Для себя я разработала план работы с одарёнными детьми и со слабоуспевающими.

Разноуровневые задания для усвоения нового материала и для его закрепления я ввожу на уроках уже на начальном этапе обучения русскому языку.

При работе со слабоуспевающими детьми основная цель – правильное изучение орфограмм.

Для одаренного ребёнка главное, на мой взгляд, постоянно расширять круг учебных задач и проблем. В этом случае “планка всегда должна быть приподнята”, чтобы не было “застоя” мыслительной активности.

Для более успешного овладения орфографическими правилами я изготавливаю карточки-тренажёры, составляю самостоятельно тестовые задания (разноуровневого плана). Стараюсь разнообразить изучение орфографии.

Учёт ошибок – очень важная составляющая при обучении орфографии.

Проверка письменных работ – важный элемент в обучении орфографии. Как мне кажется, простое исправление ошибок можно применять только для работ слабоуспевающих детей. Если говорить о работе “сильного” ученика, то здесь целесообразно ошибку только обозначить.

Большое внимание я уделяю работе над ошибками, причём это разнохарактерные работы. “Слабые” учащиеся переписывают работу полностью. “Сильные” – выполняют анализ ошибок, объясняя правила написания. Причём, у таких учеников я правлю не все ошибки. В некоторых работах выношу на поля значки, обозначающие наличие орфографической или пунктуационной ошибки, а дети сами должны найти эти ошибки и объяснить графически правильное написание слова или предложения.

После каждой контрольной работы я в обязательном порядке делаю анализ ошибок и подбираю задания для каждого ученика таким образом, чтобы проработать орфограммы, в которых наблюдаются недочёты.

Хотелось бы сказать несколько слов о справочном материале. В настоящее время существует достаточное количество справочников по орфографии и пунктуации. Но мы продолжаем вести свои тетради “Узелки на память”. Прописывая орфограмму своей рукой, ребята лучше запоминают её, так как включается зрительная и моторная память. А это очень важно. В дальнейшем я разрешаю пользоваться этими записями, но они должны быть только своими.

Успехи в орфографии не могут быть достаточно качественными, если изучать только правила правописания как таковые. Орфографическая подготовка – это важный компонент общего речевого и языкового развития; её успехи определяются не только орфографическими знаниями и умениями, но также успехами в чтении, грамматике, семантике, говорении – словом, орфография русского языка осваивается в результате совершенствования, обогащения речи ребёнка, в результате овладения им системой русского языка, его богатством. Как я уже отмечала, развитие орфографической зоркости является основой для успешного раскрытия индивидуальных творческих способностей.

Работая над орфограммами, учащиеся также развивают свою речь. Объясняя ту или иную орфограмму, ученик должен так построить свою речь, чтобы ответ был доказательным. А это и есть обучение монологическому высказыванию. Жизнь диктует свои правила, по которым воспитание всесторонне развитой личности невозможно вне совершенствования такого инструмента познания и мышления как РЕЧЬ.

Содержание работы по развитию речи диктуется теми требованиями, которые предъявляет жизнь к развитию речи. Развитая речь предполагает владение достаточно большим запасом слов, умение использовать весь арсенал фонологических, словообразовательных и синтаксических средств языка в соответствии с нормами литературной речи, а также умение пользоваться этими средствами в различных ситуациях с учётом задачи точной передачи информации, задачи быть понятным собеседником и задачам воздействия на собеседника. Чтобы правильно говорить, нужно, чтобы в долговременной памяти человека “отпечаталась” лексическая, словообразовательная и грамматическая система языка; в процессе порождения речи происходит извлечение из долговременной памяти нужных слов и конструкций. Поэтому усвоение речи всегда связано с усвоением системы языка, однако, если в раннем детстве этот процесс идёт интуитивным путём, то в школьный период изучение строя языка предполагает подключение сознания, благодаря которому формирование системы интенсифицируется. Развитие речи учащихся неразрывно связано с усвоением орфографической стороны языка. Эти два направления идут рядом.

На мой взгляд, на уроках русского языка следует давать:

1. Материал для усвоения “скелета” языка, понимания языковых средств, что создаёт предпосылки для правильного выбора их в процессе речи;
2. Материал для усвоения правил и законов употребления языковых средств, что является условием свободного, а главное, моментального выбора их при рождении речи.

Общим исходным положением в выборе методов и приёмов работы является, конечно, активация речевой деятельности учащихся. Работа по развитию речи будет плодотворной, если при проведении урока учитывать некоторые общие требования:

  1. На всех этапах урока дети должны иметь дело с образцовой литературной речью, будь то речь учителя или дидактический материал. О роли речевой среды в воспитании культуры речи много пишут, и это не случайно. Речь совершенствуется всю жизнь путём интуитивного впитывания её форм. И от того, какую речь слышат учащиеся, зависит правильность и выразительность их собственной речи.
  2. При выполнении любых упражнений, рассчитанных на самостоятельное употребление учащимися форм слов в речи, учитель не может довольствоваться воспроизведением. Необходима проверка текста упражнения, написанного учеником.
  3. Ответы учащихся на поставленный вопрос должны быть логичными, доказательными. Ученик должен чётко выстраивать своё высказывание, применяя знания лексической, словообразовательной системы языка. Проговаривая материал, он ещё раз его запоминает на уровне подсознания.

Важную роль на уроке русского языка играет активизация учебной деятельности. На мой взгляд, в начале урока необходимо давать упражнения, которые моментально включают мышление ребёнка.

На каждом уроке я даю задания, направленные на самостоятельную умственную деятельность:

Упр. 1. Описание предмета (любого), природного явления, соседа по парте, части стены и т.д.

Задание может быть в разных вариантах: определенной частью речи- только именами существительными или только именами прилагательными и т.п. Задание необходимо выбирать так, чтобы не было повторения, иначе происходит угасание интереса к творчеству.

Задание к каждому упражнению на уроке мы проговариваем. Выполнение задания также комментируется. Такая работа позволяет научить учащихся использовать терминологический запас языка. Немаловажную роль при развитии речи играет лексическая работа, которая необходима на каждом уроке.

Упр. “Толковый словарь”. Я показываю детям предмет, который под рукой: ручка или монета и т.п. Самостоятельно в тетрадях ученики записывают лексическое значение данного слова. Затем все зачитывают по очереди свои работы. Я открываю словарь и зачитываю статью оттуда. Ученик, чьё лексическое значение близко к значению из словаря, получает “5”.

Детям очень нравится подобный вид работы. Одновременно вырабатываются орфографические, пунктуационные, речевые навыки ребёнка.

Если говорить о словарях, то они должны быть непременным атрибутом каждого урока. Каждое слово, сказанное учителем или учеником, должно быть понятым. Не должно быть белых пятен. Тем более, что в современном обществе с его быстрым ростом объёмов информации трудно переоценить умение чётко и правильно пользоваться справочной литературой. На выработку этого умения должна быть направлена постоянная работа на уроках русского языка: использование орфографических словарей при анализе диктанта, толковых – при изучении лексики, словарей-справочников – при выполнении определённых письменных работ.

На каждом уроке русского языка я веду работу по развитию речи учащихся. Она почти незаметна: подбор синонимов, антонимов. Письменная работа по карточке, составление сложного или простого плана, написание текста по предложенному плану, по картинке, написание письма и т.д. Последнее вызывает определённые трудности у наших детей. В связи с техническим прогрессом обычное письмо уступило место новейшим видам связи. Дети не умеют писать письма. А ведь этот вид деятельности тренирует логическое мышление, приучает последовательно излагать свои мысли. Поэтому на своих уроках я часто прибегаю к таким упражнениям.

Традиционными в моей практике являются творческие работы на выявление склонности к написанию поэтических произведений. Осенью мы рисуем листочки и пишем на них небольшие стихотворении. Зимой это же делаем на снежинках, весной появляются капельки, ну а в мае – цветочки. Такую работу я провожу в 5 классе. Все стихотворения расположены на специальном стенде. Ученики более старших классов голосуют. Чья работа набирает наибольшее количество баллов, тот и выигрывает. А поощрением у меня всегда являются “5”. И таких маленьких заданий очень много. Если кто-то не хочет выполнять данный вид работы, то он этого не делает. Но, как правило таких детей очень мало. В 5 классе детей очень легко заинтересовать. Ребята становятся старше, и задания усложняются. Уже с 6 класса мы начинаем писать своё мнение по поводу высказываний известных людей.

Всё перечислить просто невозможно. Иногда бывает так, что какое-то задание рождается спонтанно. Здесь учитывается и настроение детей. И уровень их языковой подготовки. И умение творчески мыслить. Главное, как мне кажется, не перегружать такими работами, иначе может быть обратный эффект.

С 2001 года на территории Российской Федерации проводится эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) – новой формы государственной итоговой аттестации учащихся, результаты которой засчитываются большинством ВУЗов. ЕГЭ существенно отличается от традиционного выпускного экзамена, как по содержанию, так и по форме проведения. Его главная особенность состоит в полноте охвата курса русского языка: каждому выпускнику предстоит ответить не на три вопроса билета, как на традиционном экзамене, а выполнить 40 заданий по всем основным разделам школьного курса.

Второе отличие ЕГЭ состоит в том, что он проводится в форме тестирования.

Только третий тип заданий – задания с развёрнутым ответом. Это сочинение-рецензия, которое создаётся на основе текста, ранее использованного для комплексного анализа.

В связи с вышеуказанным необходимо строить свою работу таким образом, чтобы к 11 классу у учащихся уже были сформированы все основные навыки и умения.

В своей практике я уже начиная с 5 класса ввожу подготовку к тестирования. К темам по фонетике я даю задания из тестов ЕГЭ. К любой орфограмме постепенно подбираю упражнения тестового содержания, постепенно их усложняя. К моменту, когда мы приступаем к работе с КИМами, учащиеся имеют полное представление о том, что им необходимо делать.

Построив работу, таким образом, как я описала выше, можно добиваться высоких результатов на экзамене в форме ЕГЭ по русскому языку. Развитие творческих способностей идёт через усвоение правил орфографии. Сюда же входит овладение остальными разделами системы языка. Ученик полностью владеет всеми основными умениями и навыками.

В старших классах основной целью изучения русского языка является закрепление лингвистических знаний и развитие умения применять свои знания на практике для успешной сдачи ЕГЭ.

В X-XI классах занятия повторения курса русского языка чередуются с занятиями, на которых учащиеся работают с контрольно-измерительными материалами. Каждую тестовую работу я проверяю, не обозначая правильного ответа. Ученики выписывают те орфограммы и пунктограммы, в которых были допущены ошибки. Потом сдаётся зачёт по пробелам и выполняется работа, включающая в себя задания, в которых были сделаны учащимися ошибки. И, как правило, результаты второй работы лучше. Так медленно и целенаправленно ребята готовятся к ЕГЭ.

К заданию С мы начинаем подготовку с 5-го класса. Небольшое высказывание написано на доске. Дети должны высказать своё мнение. Сначала эта работа устная. С 6 класса уже вводится письменные элементы. Ответы расширяются, добавляются доказательства. И к 11 классу ученики в основном справляются с заданием С. Необходима только небольшая корректировка формы сочинения.

Система, при которой идёт развитие орфографической зоркости и одновременно творческих способностей, оправдала себя. Результаты есть. В дальнейшем я буду продолжать работу в этом направлении, углублять её, что позволит, как мне кажется, качественно улучшить показатели знаний учащихся по русскому языку.