Мастер-класс по конструированию современного урока с применением цифровых образовательных ресурсов

Разделы: Информатика


Предметная область: Информатика и ИКТ.

Мастер-класс на примере изучения темы «Системы счисления» с использованием цифровых образовательных ресурсов Единой коллекции.

Ведущий мастер-класса: Югова Людмила Борисовна, учитель информатики и ИКТ, высшая квалификационная категория

Слушатели-участники: преподаватели информатики

Цели: познакомить педагогов с технологией использования ЦОР, ориентированной на создание собственного интеллектуального продукта в информационной образовательной среде.

Задачи:

  • Познакомить с особенностями, назначением и местом на занятии ЦОР, а так же возможные варианты применения их на уроке.
  • Показать практическую значимость ЦОР для организации работы.
  • Формировать умения информационно-поисковой деятельности, а так же навыки пошагового проектирования урока, используя при этом информационные ресурсы глобальной сети.

Актуальность использования ЦОР и средств ИКТ:

  • Использование ЦОР позволит активизировать индивидуальные, личностные мотивы  в процессе усвоения учебной информации.
  • Формирование навыков и умений информационно-поисковой деятельности.
  • Создание условий для эффективной реализации современных методов обучения.
  • Возможность проведения интерактивного тестирования прямо в процессе урока.
  • Объективность оценивания знаний и умений.

Прогнозируемый результат мастер-класса:

  • Интеграция современных педагогических и информационных коммуникационных технологий в процессе создания предметной образовательной среды деятельности педагога.
  • Расширение знаний о возможностях использования ЦОР.
  • Вовлечение учителей в проектную деятельность.
  • Получение педагогами представления о разнообразии и возможностях применения на уроках существующих ЦОР.
  • Активизация внедрения в учебный процесс преподавателя современных цифровых учебных продуктов.

Используемые средства ИКТ, ПО и оборудование:

  • Сеть Интернет;
  • Цифровые образовательные ресурсы;
  • Программные средства: MS Power Point;
  • Конструктор тестов TESTMAKER VVZ2.6;
  • Инструкции, памятки в текстовом редакторе Microsoft Word;
  • Локальная сеть;
  • Мультимедийный проектор, экран;
  • Персональные компьютеры

Образовательные ресурсы Интернет:

  • Адрес Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования:  http://www.shkola.edu.ru,  http://school-collection.edu.ru
  • Адрес авторской разработки web-ресурса  http://testy20082008.narod.ru

Методическое описание использования ЦОР: обучающие, демонстрационные, контролирующие.

Ход работы

Вступительное слово

Уважаемые коллеги, приглашаю вас к участию в Мастер-классе с использованием ИКТ – технологий (Информационные Коммуникационные технологии). Я хочу представить  вариант современного урока, в котором гармонично сочетаются различные формы работы, суть которой сводится к одному - эффективному получению знаний учащимися. Буду вам признательна за интересованное участие, ваши отклики и пожелания. В ходе проведения мастер-класса не предполагается полный показ всех этапов урока. Будут представлены только фрагменты, отражающие применение ЦОРов в процессе урока.

На примере изучения темы «Системы счисления» я постараюсь построить работу так, чтобы вы ближе

  1. Познакомились с новыми ИКТ – технологиями.
  2. Получили практические советы и подсказки, как быстро и эффективно подготовить необходимые дидактические материалы к урокам.
  3. Получили опыт, который позволит использовать информационные образовательные ресурсы в цифровых форматах в Вашей практике.

Тема «Системы счисления» является одной из основных тем в разделе «Представление чисел в ЭВМ». В соответствии с государственным стандартом образовательной области «Информатика и ИКТ» тема включает в себя:

  • понятие «Система счисления»;
  • виды систем счисления (позиционная и непозиционная);
  • основания и базис позиционной системы счисления;
  • перевод чисел из одной системы счисления в другую;
  • арифметические операции в позиционных системах счисления.

При изучении темы «История развития чисел систем счисления» учащимся можно дать вначале информацию о том, что в своём историческом развитии человечество изобретало множество способов или, так называемых, систем счисления, в которых были указаны правила записи чисел и арифметических действий с ними.  Во время урока можно продемонстрировать яркие, грамотно оформленные презентации – проекты учащихся по нескольким из древних систем счисления.

Демонстрация авторского учебного пособия «Системы счисления»

Далее рассмотреть таблицу в учебном пособии, где приведена связь между древними египетской, вавилонской, греческой, римской, древнееврейской, индейцев майя, древнекитайской, индийской, арабской и современной системами счисления.

Демонстрация слайдов презентации

Дать определение о том, что системы счисления – это совокупность правил наименования изображения чисел с помощью набора символов, называемых цифрами.

Дать сравнительный анализ числам и цифрам. Объяснить, что включает в себя алфавит системы счисления. Рассказать о том, что все системы счисления делятся на две большие группы: непозиционные и позиционные:

  • Непозиционная система счисления - это система счисления, в которой значение символа (цифры) не зависит от его позиции в записи числа. Пример непозиционной системы – Римская. В римской системе счислениядля обозначения чисел 1, 5, 10, 50, 100, 500 и 1000 использовались заглавные латинские буквы I, V, X, L, C, D и M (соответственно), являющиеся «цифрами» этой системы счисления. Это самая распространённая непозиционная система счисления, встречающаяся и в наши дни. Система счисления, применяемая в современной математике, является позиционной десятичной системой.
  • Позиционная система счисления - это система счисления, в которой значение символа (цифры) зависит от его позиции в записи числа.

Основание ее равно 10, т.е. запись любых чисел производится с помощью десяти цифр  0 1 2 3 4 5 6 7 8 9.

Обязательно нужно привести примеры алфавитов нескольких систем: 2-й, 3-й,  8-й, 16-й и т.д. Задать вопрос: - В каких областях деятельности человека до сих пор применяются древние системы счисления? Подытожить ответы слайдом презентации.

При изучении этой темы у ребят может возникнуть проблемный вопрос: «Зачем нужно изучать 2-ю, 8-ю, 16-ю систему счисления, не достаточно ли пользоваться только 10-й?» Обязательно нужно дать справку о том, что компьютер обрабатывает дискретную информацию, представленную в виде импульсов электрического тока, соответствующих 1 и 0. Машина оперирует исключительно двоичными знаками – битами. Все операции по переводу из 10-й системы счисления в 2-ю и обратно ЭВМ осуществляет самостоятельно, и пользователь этого не замечает. А что касается 8-ой и 16-ой систем счисления, можно предложить учащимся самостоятельно найти информацию на образовательном ресурсе.

Для того, чтобы выйти на нужный ресурс Единой коллекции, я предлагаю воспользоваться Памяткой №1 для работы в сети Internet (приложение 1).      

Работу с таким ресурсом можно провести на этапе ознакомления с темой «Системы счисления».

Установка для слушателей:

  • Просмотрите все страницы, нажав на кнопку «Далее» или на пиктограммы.
  • Какие новые знания для себя вы приобрели?
  • А кто из вас просто повторил их?
  • В любом случае, вы получили сообщение. Кто-то информативное, т.е. понятное и новое, а кто-то неинформативное сообщение, т.е. ранее известное.

На этапе обучения можно воспользоваться следующими ресурсами.
Демонстрация и комментарий к ресурсам по теме «Системы счисления»

Работа с тестирующей программой может быть использована для осуществления контроля и самоконтроля. Памятка №2 поможет вам пройти тренировку на этом ресурсе. (Приложение 2)

На уроке можно использовать свой образовательный Web-ресурс. (Приложение 3)

Я представляю авторскую разработку «Тестовые задания по информатике и ИКТ». Тесты предназначены для интерактивного компьютерного тестирования старшеклассников и включают тестовые задания по темам курса. Предлагаю вам посетить сайт и пройти тест по теме: «Системы счисления».

Для последующей публикации тестовых материалов нужно сначала создать тесты по своей предметной области с помощью конструктора тестов TESTMAKER VVZ2.6

Я предлагаю вам пошаговую памятку по работе с конструктором тестов, а также примерный набор вопросов и варианты ответов по теме «Системы счисления». (Приложение 4)

Цифровые образовательные ресурсы Единой Коллекции помогают сделать учебный процесс более интересным и эффективным, но я как любой пользователь всегда могу столкнуться с теми или иными техническими проблемами.

Проблема 1. Во время урока может возникнуть непредвиденная ситуация – нет доступа в сеть Интернет или очень низкоскоростная способность прохождения сигнала.

Решение проблемы. Всегда заранее копируйте нужный к уроку цифровой образовательный ресурс (карточка ресурса → загрузить ресурс) в отдельную папку. Можно работать без выхода в Интернет.

Проблема 2. Не всегда скопированный файл может открыться без доступа в сеть Интернет.

Это проблема ПО, установленного на компьютере, т.е. не поддерживает файлы в  нужном формате.

Решение проблемы. Нужно заранее позаботиться об инсталляции программного обеспечения на компьютере. Либо воспользоваться программой – конвертером, который преобразует файл в нужный формат * .swf

Проблема 3. Во время урока по каким-либо причинам может произойти отключение электрического тока.

Решение проблемы. На помощь может прийти «бумажный носитель» - авторское печатное учебное пособие «Системы счисления». Такая тетрадь позволит каждому учащемуся самостоятельно изучать теоретический материал, выбрав тот темп работы, который наиболее приемлем для него.

Итак, я продемонстрировала инновационный приём использования ЦОР на разных этапах урока – ознакомления, обучения и контроля.  Теперь, перейдём к самому главному этапу мастер - класса, где каждый участник-пользователь должен сконструировать этап на уроке, т.е. выполнить проектную работу по своей предметной области, включив работу с ЦОР.

Результатом проектной работы будет заполнение технологической карты. (Приложение 5) После защиты проекта каждому участнику мастер-класса вручается сертификат.

Итог мастер–класса

Мастер-класс своей цели достиг, научив вас приёму, как сделать современный урок с использованием инновационной технологии, не в ущерб своему драгоценному времени. Я надеюсь, что эти проекты будут реализованы в Вашей практике.

И в заключение хочется сказать, что каждый раз, изучая тему «Системы счисления», хочется произнести слова французского математика Пьера Симона Лаплас (1749-1827), который так оценил «открытие» позиционной системы счисления:

«Мысль выражать все числа немногими знаками,
придавая им, кроме значения по форме,
еще значение по месту, настолько проста,
что именно из-за этой простоты трудно оценить,
насколько она удивительна».