Предметная область: Информатика и ИКТ.
Мастер-класс на примере изучения темы «Системы счисления» с использованием цифровых образовательных ресурсов Единой коллекции.
Ведущий мастер-класса: Югова Людмила Борисовна, учитель информатики и ИКТ, высшая квалификационная категория
Слушатели-участники: преподаватели информатики
Цели: познакомить педагогов с технологией использования ЦОР, ориентированной на создание собственного интеллектуального продукта в информационной образовательной среде.
Задачи:
- Познакомить с особенностями, назначением и местом на занятии ЦОР, а так же возможные варианты применения их на уроке.
- Показать практическую значимость ЦОР для организации работы.
- Формировать умения информационно-поисковой деятельности, а так же навыки пошагового проектирования урока, используя при этом информационные ресурсы глобальной сети.
Актуальность использования ЦОР и средств ИКТ:
- Использование ЦОР позволит активизировать индивидуальные, личностные мотивы в процессе усвоения учебной информации.
- Формирование навыков и умений информационно-поисковой деятельности.
- Создание условий для эффективной реализации современных методов обучения.
- Возможность проведения интерактивного тестирования прямо в процессе урока.
- Объективность оценивания знаний и умений.
Прогнозируемый результат мастер-класса:
- Интеграция современных педагогических и информационных коммуникационных технологий в процессе создания предметной образовательной среды деятельности педагога.
- Расширение знаний о возможностях использования ЦОР.
- Вовлечение учителей в проектную деятельность.
- Получение педагогами представления о разнообразии и возможностях применения на уроках существующих ЦОР.
- Активизация внедрения в учебный процесс преподавателя современных цифровых учебных продуктов.
Используемые средства ИКТ, ПО и оборудование:
- Сеть Интернет;
- Цифровые образовательные ресурсы;
- Программные средства: MS Power Point;
- Конструктор тестов TESTMAKER VVZ2.6;
- Инструкции, памятки в текстовом редакторе Microsoft Word;
- Локальная сеть;
- Мультимедийный проектор, экран;
- Персональные компьютеры
Образовательные ресурсы Интернет:
- Адрес Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования: http://www.shkola.edu.ru, http://school-collection.edu.ru
- Адрес авторской разработки web-ресурса http://testy20082008.narod.ru
Методическое описание использования ЦОР: обучающие, демонстрационные, контролирующие.
Ход работы
Вступительное слово
Уважаемые коллеги, приглашаю вас к участию в Мастер-классе с использованием ИКТ – технологий (Информационные Коммуникационные технологии). Я хочу представить вариант современного урока, в котором гармонично сочетаются различные формы работы, суть которой сводится к одному - эффективному получению знаний учащимися. Буду вам признательна за интересованное участие, ваши отклики и пожелания. В ходе проведения мастер-класса не предполагается полный показ всех этапов урока. Будут представлены только фрагменты, отражающие применение ЦОРов в процессе урока.
На примере изучения темы «Системы счисления» я постараюсь построить работу так, чтобы вы ближе
- Познакомились с новыми ИКТ – технологиями.
- Получили практические советы и подсказки, как быстро и эффективно подготовить необходимые дидактические материалы к урокам.
- Получили опыт, который позволит использовать информационные образовательные ресурсы в цифровых форматах в Вашей практике.
Тема «Системы счисления» является одной из основных тем в разделе «Представление чисел в ЭВМ». В соответствии с государственным стандартом образовательной области «Информатика и ИКТ» тема включает в себя:
- понятие «Система счисления»;
- виды систем счисления (позиционная и непозиционная);
- основания и базис позиционной системы счисления;
- перевод чисел из одной системы счисления в другую;
- арифметические операции в позиционных системах счисления.
При изучении темы «История развития чисел систем счисления» учащимся можно дать вначале информацию о том, что в своём историческом развитии человечество изобретало множество способов или, так называемых, систем счисления, в которых были указаны правила записи чисел и арифметических действий с ними. Во время урока можно продемонстрировать яркие, грамотно оформленные презентации – проекты учащихся по нескольким из древних систем счисления.
Демонстрация авторского учебного пособия «Системы счисления»
Далее рассмотреть таблицу в учебном пособии, где приведена связь между древними египетской, вавилонской, греческой, римской, древнееврейской, индейцев майя, древнекитайской, индийской, арабской и современной системами счисления.
Демонстрация слайдов презентации
Дать определение о том, что системы счисления – это совокупность правил наименования изображения чисел с помощью набора символов, называемых цифрами.
Дать сравнительный анализ числам и цифрам. Объяснить, что включает в себя алфавит системы счисления. Рассказать о том, что все системы счисления делятся на две большие группы: непозиционные и позиционные:
- Непозиционная система счисления - это система счисления, в которой значение символа (цифры) не зависит от его позиции в записи числа. Пример непозиционной системы – Римская. В римской системе счислениядля обозначения чисел 1, 5, 10, 50, 100, 500 и 1000 использовались заглавные латинские буквы I, V, X, L, C, D и M (соответственно), являющиеся «цифрами» этой системы счисления. Это самая распространённая непозиционная система счисления, встречающаяся и в наши дни. Система счисления, применяемая в современной математике, является позиционной десятичной системой.
- Позиционная система счисления - это система счисления, в которой значение символа (цифры) зависит от его позиции в записи числа.
Основание ее равно 10, т.е. запись любых чисел производится с помощью десяти цифр 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9.
Обязательно нужно привести примеры алфавитов нескольких систем: 2-й, 3-й, 8-й, 16-й и т.д. Задать вопрос: - В каких областях деятельности человека до сих пор применяются древние системы счисления? Подытожить ответы слайдом презентации.
При изучении этой темы у ребят может возникнуть проблемный вопрос: «Зачем нужно изучать 2-ю, 8-ю, 16-ю систему счисления, не достаточно ли пользоваться только 10-й?» Обязательно нужно дать справку о том, что компьютер обрабатывает дискретную информацию, представленную в виде импульсов электрического тока, соответствующих 1 и 0. Машина оперирует исключительно двоичными знаками – битами. Все операции по переводу из 10-й системы счисления в 2-ю и обратно ЭВМ осуществляет самостоятельно, и пользователь этого не замечает. А что касается 8-ой и 16-ой систем счисления, можно предложить учащимся самостоятельно найти информацию на образовательном ресурсе.
Для того, чтобы выйти на нужный ресурс Единой коллекции, я предлагаю воспользоваться Памяткой №1 для работы в сети Internet (приложение 1).
Работу с таким ресурсом можно провести на этапе ознакомления с темой «Системы счисления».
Установка для слушателей:
- Просмотрите все страницы, нажав на кнопку «Далее» или на пиктограммы.
- Какие новые знания для себя вы приобрели?
- А кто из вас просто повторил их?
- В любом случае, вы получили сообщение. Кто-то информативное, т.е. понятное и новое, а кто-то неинформативное сообщение, т.е. ранее известное.
На этапе обучения можно воспользоваться следующими ресурсами.
Демонстрация и комментарий к ресурсам по теме «Системы счисления»
Работа с тестирующей программой может быть использована для осуществления контроля и самоконтроля. Памятка №2 поможет вам пройти тренировку на этом ресурсе. (Приложение 2)
На уроке можно использовать свой образовательный Web-ресурс. (Приложение 3)
Я представляю авторскую разработку «Тестовые задания по информатике и ИКТ». Тесты предназначены для интерактивного компьютерного тестирования старшеклассников и включают тестовые задания по темам курса. Предлагаю вам посетить сайт и пройти тест по теме: «Системы счисления».
Для последующей публикации тестовых материалов нужно сначала создать тесты по своей предметной области с помощью конструктора тестов TESTMAKER VVZ2.6
Я предлагаю вам пошаговую памятку по работе с конструктором тестов, а также примерный набор вопросов и варианты ответов по теме «Системы счисления». (Приложение 4)
Цифровые образовательные ресурсы Единой Коллекции помогают сделать учебный процесс более интересным и эффективным, но я как любой пользователь всегда могу столкнуться с теми или иными техническими проблемами.
Проблема 1. Во время урока может возникнуть непредвиденная ситуация – нет доступа в сеть Интернет или очень низкоскоростная способность прохождения сигнала.
Решение проблемы. Всегда заранее копируйте нужный к уроку цифровой образовательный ресурс (карточка ресурса → загрузить ресурс) в отдельную папку. Можно работать без выхода в Интернет.
Проблема 2. Не всегда скопированный файл может открыться без доступа в сеть Интернет.
Это проблема ПО, установленного на компьютере, т.е. не поддерживает файлы в нужном формате.
Решение проблемы. Нужно заранее позаботиться об инсталляции программного обеспечения на компьютере. Либо воспользоваться программой – конвертером, который преобразует файл в нужный формат * .swf
Проблема 3. Во время урока по каким-либо причинам может произойти отключение электрического тока.
Решение проблемы. На помощь может прийти «бумажный носитель» - авторское печатное учебное пособие «Системы счисления». Такая тетрадь позволит каждому учащемуся самостоятельно изучать теоретический материал, выбрав тот темп работы, который наиболее приемлем для него.
Итак, я продемонстрировала инновационный приём использования ЦОР на разных этапах урока – ознакомления, обучения и контроля. Теперь, перейдём к самому главному этапу мастер - класса, где каждый участник-пользователь должен сконструировать этап на уроке, т.е. выполнить проектную работу по своей предметной области, включив работу с ЦОР.
Результатом проектной работы будет заполнение технологической карты. (Приложение 5) После защиты проекта каждому участнику мастер-класса вручается сертификат.
Итог мастер–класса
Мастер-класс своей цели достиг, научив вас приёму, как сделать современный урок с использованием инновационной технологии, не в ущерб своему драгоценному времени. Я надеюсь, что эти проекты будут реализованы в Вашей практике.
И в заключение хочется сказать, что каждый раз, изучая тему «Системы счисления», хочется произнести слова французского математика Пьера Симона Лаплас (1749-1827), который так оценил «открытие» позиционной системы счисления:
«Мысль выражать все числа немногими знаками,
придавая им, кроме значения по форме,
еще значение по месту, настолько проста,
что именно из-за этой простоты трудно оценить,
насколько она удивительна».