Внеклассное мероприятие для младших школьников "Осторожно — огонь"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  • пополнить знания учащихся о правилах пожарной безопасности;
  • научить правильным действиям в случае возникновения пожара;
  • способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Предварительная работа.

  • Порекомендовать учащимся прочитать книги С.Я.Маршака "Кошкин дом", "Пожар", "Рассказ о неизвестном герое"; Л.Н.Толстого "Пожар", "Пожарные собаки"; Б.Житкова Пожар в море" и др.
  • Накануне провести экскурсию в пожарную часть. Рисунок 1.
  • Организовать выставку рисунков на тему "Осторожно - огонь!".
  • Объявить конкурс на лучшее сочинение " Огонь - друг и враг человека".

Рисунок 1

Ход мероприятия

Легенда о Прометее.

В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся по земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня.

Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей, и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятал её в пустом стебле тростника, принёс людям на землю.

С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее. Огонь стал надежным товарищем и помощником людям.

Нам без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надёжно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак.
Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почёт:
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печёт.

Конкурс "Назови сферы применения огня".

  • приготовление пищи
  • двигатели внутреннего сгорания
  • плавка металлов
  • изготовление стекла и кирпича
  • обжиг керамических изделий
  • теплоэлектростанции:
Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.

То он змейкой торопливой
По сухой скользит коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.

Вот на спичке, как на ветке,
Голубой дрожит листок.
Вот, ломая прутья клетки,
Хищный делает бросок!..

Да, огонь бывает разный -
Бледно-жёлтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.

Однако огонь может стать и страшным врагом, разрушая всё на своём пути.

Это происходит тогда, когда огонь вырывается из-под контроля и повиновения человека, превращаясь в пожар.

Не играй дружок со спичкой!
Помни ты, она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла!

Чтобы в ваш дом
Не пришла беда,
Будьте с огнём
Осторожны всегда!

Спички не тронь, в спичках огонь!
Ленту гладила Анюта и
Увидела подруг,
Отвлеклась на три минутки
И забыла про утюг.

Тут уж дело не до шутки!
Вот что значит три минутки!
Ленты нет, кругом угар,
Чуть не сделался пожар.

Игра "Это - я, это - я, это - все мои друзья".

Кто задорный и весёлый,
Верность правилам храня,
Бережёт родную школу от огня?..
Кто поджёг траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?..
Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят?..
Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра согнём недаром
Завершается пожаром?..
Кто украдкой в уголке
Жёг свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушёл:

Ты о пожаре услыхал - скорей об этом дай сигнал!
Пусть помнит каждый ученик - пожарный номер 01!

Игра на внимание "Огонь, вода, песок".

Ведущий называет слова, дети показывают соответствующие движения. "Вода" - показать горизонтальную волну одной рукой;

  • "огонь" - вертикальные волны обеими руками, изображая пламя;
  • "песок" - делать движения пальцами, словно сыпешь песок сверху вниз.

Литературная угадай-ка.

Назови автора и название произведения.

:Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит.
"Эй, пожарные, бегите!
Помогите! Помогите!"
К.Чуковский "Путаница".

:Что за дым над головой?
Что за гром над мостовой?
Дом пылает за углом, что за шум стоит кругом?
Ставит лестницы команда, от огня спасает дом:
С.Михалков "Дядя Стёпа".

:И вдруг заголосили:
"Пожар! Горим! Горим!"
С треском, щелканьем и громом
Встал огонь над новым домом:
Озирается кругом, машет
Красным рукавом:
С.Маршак "Кошкин дом".

"У меня зазвонил телефон:" Кто знает, как правильно вызвать пожарную команду?

  • Сообщи причину вызова.
  • Назови точный адрес места, где пожар.
  • Сообщи своё имя.

При пожаре, при пожаре знает каждый гражданин.
При пожаре, при пожаре набирают "01"!
И вот машины красные спешат в места опасные,
Прохожие сторонятся - пожарные торопятся.

Эстафета "Мы юные пожарные".

В команде по 4 человек. Звучит быстрая музыка.

  • 1 - бежит к стулу и бьёт тревогу (звонит в колокольчик);
  • 2 - бежит к стулу, надевает пожарную форму;
  • 3 - подбегает к стулу, садится, берёт в руки катушку, наматывая на неё верёвочку, ведёт детскую машинку, на которой стоит стакан с водой;
  • 4 - тушит зажжённую свечу;

Как только последний участник вернётся, все дружно должны крикнуть "Задание выполнено!".

К чему приводит ложный вызов пожарной команды?

  • Бесполезные затраты бензина.
  • Изнашивается пожарный автомобиль.
  • Но самое главное: в это время действительно где-нибудь может случиться пожар, и кому-то нужна помощь.

Краткая история пожарного дела.

  • В "Судебнике" Ивана III ,введённом в 1498 году, сказано: "Зажигалъщика казнить смертной казнью".
  • В 1560 году Иван Грозный повелел иметь во дворах на случай пожара бочки и чаны с водой.
  • В 1803 году Александр I подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны.
  • 17 апреля 1918 года был подписан Декрет "О государственных мерах борьбы с огнём". Этот день считается днём образования пожарной охраны.

Пожарный.

Чтобы не было пожаров,
Надо правила всем знать.
Их, конечно, очень много -
Выучим хотя бы пять.

Возле дома и сарая
Разжигать костёр не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.

И в лесу костёр опасен -
Для деревьев, птиц, зверей.
Будет лес для всех прекрасен
Без пожаров и углей.

Чтоб огонь не убежал,
Чтоб он место своё знал,
Ты ему создай преграду:
Из камней, земли ограду.

Уходя, засыпь землёй
Или всё залей водой.
Чтобы выросла пшеница,
Нужно много потрудиться -

Ты костёр не разжигай
Там, где зреет урожай.
Вдруг одежда загорелась -
Сразу на пол ты вались,

Сразу по полу катайся,
В одеяло обернись.
Всем давно понять пора:
Детям спички не игра!
Пусть и взрослым будет ясно:
Дети (хором). Что с огнём шутить опасно!

Игра "Доскажи словечко".

В коробке спят сестрички,
Это маленькие:(спички).
Знайте, в гневе он сердит,
Никого не пощадит.

Ты рукой его не тронь,
Обожжёт тебя:(огонь).
В тёмном маленьком домишке
Тесно жмутся ребятишки.

Для игры ты их не тронь:
В голове у них :(огонь).
Если младшие сестрички
Что ты должен предпринять?

Сразу спички же:(отнять).
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил бельё над: (газом)?
Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жёг:(траву)?
Помни каждый гражданин
Этот номер:(01).
В мире есть она повсюду,
Без неё так трудно люду!
С огнём справится всегда.
Дети что это?.. (Вода).

Раз, 2, 3,4 - у кого
пожар:(в квартире).
Валит дым, как из печи:
Не метайся, не кричи.

Ты не жди других картин -
Звони скорее ноль - :(один).
Знают все, человек без огня
Не живёт ни единого дня.

Но когда у огня сильный жар,
Может просто случиться (пожар).
Дыма столб поднялся вдруг.
Кто не выключил:(утюг)?

Побежал пожар во двор.
Это кто там жёг :(костёр)?
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые:(предметы)?

Дым увидел - не зевай
И пожарных:(вызывай)!
Выпал на пол уголёк,
Деревянный пол зажёг,
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его :(водой).

Игра с залом "Водяной пузырь".

Несколько обычных воздушных шаров наполняют водой, завязывают. Количество шаров равно числу рядов в зале: каждый ряд - это команда. Звучит ритмичная музыка, по сигналу дети начинают осторожно передавать шар по ряду слева направо, затем обратно. Выигрывает команда (ряд), чей шар, целый и невредимый, первый вернулся.

Постарайтесь, чтоб огонь всегда был вашим другом и никогда не стал врагом! Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живёте, и школу, в которой вы учитесь!

Награждение победителей конкурсов рисунка и сочинений.

Литература.

  1. Газета "Педсовет". № 6. 2004.С.13 - 16.
  2. Газета "Педсовет". № 12.2004. С.15 - 16.
  3. Газета "Педсовет". № 5. 2006.С.8 - 9.
  4. Журнал "Начальная школа". № 6. 2006. С.83 - 86.