MS Access.
Урок 2. Виды моделей баз данных.
Учебник “Информатика 10-11. Теория” автор Н.В. Макарова.
Цель урока: сформировать представление о достоинствах и недостатках реляционной и иерархической моделях БД.
Опорные понятия: база данных, структурирование данных, поле, запись.
Новые понятия: принципиальные отличия м/у реляционной и иерархической моделями БД.
Задачи учителя:
- Обобщить понятия “виды и модели БД”.
- Сформировать представление о достоинствах и недостатках реляционной и иерархической моделей БД.
- Познакомить со способом запуска Microsoft Access 2003 и интерфейсом данной программы.
Ход урока:
I. Введение в тему. Постановка проблемы.
- Добрый день! Мы продолжаем работать над темой “Создание баз данных в среде Access”.
- Какие бы задачи на сегодняшний урок поставили вы? (запись всего, что предложат дети на правой половине боковой доски).
(Среди предложенного возможно будет и ожидаемый ответ. Если его не прозвучит, учителю необходимо натолкнуть мысль детей на следующую проблему: выявить достоинства и недостатки знакомых нам моделей баз данных и сделать их сравнительный анализ, а в конце урока выполнить практическую работу.)
II. Повторение пройденного.
- Какую информационную модель объекта мы с вами создавали на прошлом уроке? (“Сведения о песнях”.) Известно, что любой объект имеет свои параметры, которые характеризуют его свойства.
- Дайте определение таким параметрам как ПОЛЕ и ЗАПИСЬ (ПОЛЕ - простейший объект БД, ЗАПИСЬ - совокупность логически связанных полей).
- Что такое БД? (БД - поименованная совокупность структурированных данных).
- Что мы понимаем под структурированием данных? (Это процесс группировки данных по определенным параметрам).
- Чтобы обеспечить быстроту и качество поиска данных в базе, этот процесс БД автоматизирован. Назовите известные вам способы создания компьютерных БД (Basic, Pascal, VBasic, СУБД). (названные способы помещаются на доску).
- Кто сможет назвать виды СУБД? (FaxPro, Paradox, Access). (названные виды помещаются на доску).
- Безусловно, каждая из этих систем обладает своими достоинствами и недостатками. Но мы остановили свой выбор на базе данных Access, которая входит в программный продукт Microsoft Offis.
- Мы с вами говорили, что БД может быть основана на одной модели или на совокупности нескольких.
III. Работа по группам (создание творческих проектов). Самостоятельная работа у доски.
Время подготовки 3-5 минут.
- Типы моделей нам представят у доски ребята.(3 ученика самостоятельно готовятся)
- Задание классу: разделиться на группы поддержки и в Power Point создать рекламный слоган в защиту одной из моделей БД.
(Реляционная - “Простота - залог успеха. Поиск данных для нас не помеха!”
Сетевая - “Один в поле не воин, умей сотрудничать!”
Иерархическая - “Закон нашей модели довольно прост - для связи уровней нужен мост!”)
Ответы учащихся у доски.
Иерархическая модель.
Доп.вопросы учителя:
- Легко ли осуществлять поиск и сортировку данных? (Нет).
- Возможен ли переход по записям одного уровня? (Нет).
Слушаем выступление группы поддержки!
Реляционная модель.
Доп.вопросы учителя:
- Какие достоинства данной модели ты видишь? (1.Легко осуществлять поиск данных. 2.Создается только одна таблица. 3.Возможна выборка по заданным условиям.)
- А недостатки? (1.Переход к отдельному ученику возможен от одной записи к другой или через Поиск).
Выступление группы поддержки!
Сетевая модель.
Выступление группы поддержки!
Итог урока.
- Сделайте сравнительный анализ реляционной и иерархической моделей БД и сформулируйте вывод.
Домашнее задание.
Записать в тетрадь сравнительный анализ реляционной и иерархической моделей БД.
Практическая работа.
Запуск приложения Access. Для этого выполним алгоритм, приведенный на доске.
ПУСК - ПРОГРАММЫ - Microsoft Off is - Access.
Выполнить создание файла, новой базы данных с 10 полями “Моя записная книжка”.
Оценивание. Рефлексия.
Рефлексия ученика _ класса по теме “Виды моделей баз данных”
- На уроке информатики по этой теме я узнал: ____.
- На уроке информатики по этой теме я научился: ____.
- Лучше всего у меня получалось: ____.
- Основные трудности при изучении темы: ____.
- Оцените ваши чувства и ощущения во время изучения темы:
восторг -
норма -
ужас -
Чтобы я изменил на уроке, чтобы улучшить свои результаты: ____.