Задачи урока:
- Обучающие:
- продолжить усвоения понятий: тори, виги, конституционная монархия;
- раскрыть предпосылки промышленного переворота в Англии;
- познакомить учащихся с деятельностью первичных изобретений в Англии в эпоху нового времени.
- Развивающие:
- развитие умения доказательства мысли на конкретном фактическом материале учебной статьи;
- развитие умения работы с картой;
- развитие мыслительно-аналитической деятельности при работе с таблицей; умения систематизировать знания.
- Воспитательные:
- формировать идеи приоритета равноправия как основы развития общества;
- воспитание уважения к достижениям науки и техники как к результатам труда человека.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
II. Этап мотивации
1. Работа с картой Европы нового времени:
– Посмотрите на тему. Вам знакома страна Англия?
2. Беседа по проблемным вопросам.
Анализ формулировки темы:
– Какие исторические события происходили в
Англии в XVII веке?
– Чем завершается история Англии XVII века?
– О чём говорит название темы «Англия в XVII веке.
Начало промышленного переворота».
III. Этап изучения нового материала
1. Конституционная монархия.
А. Слово учителя: После «славной» революции в Англии окончательно утвердилась конституционная монархия:
- ограничение прав короля
- господство старой буржуазии и землевладельцев
- образование «гнилых» местечек
Вывод: Началась политическая борьба за власть между тори и виги..
Вопросы к учащимся:
– Когда и при каких обстоятельствах
образовались эти партии?
– Вспомните классовый состав партий и основные
задачи, решаемые ими:
-тори?
-виги?
В. Работа с учебником.
«Дело Уилкса». Прочитать самостоятельно на стр. 229.
Вопрос: В чем вы видите значение этого «дела»?
2. Предпосылки и начало промышленного переворота.
А. Слово учителя. В результате буржуазной революции в Англии раньше, чем в других странах сформировались предпосылки промышленного переворота.
Б. Работа с раздаточным материалом.
Левую колонку таблицы объясняет учитель, а правую заполняют сами учащиеся самостоятельно.
– Промышленный переворот – переход от мануфактурного к машинному, фабрично-заводскому производству с использованием наёмной рабочей силы. Значительный рост производительности труда.
Условия предпосылки ПП |
Наличие этих условий в Англии |
1. Появление огромного количества свободной рабочей силы в результате аграрных преобразований | |
2. Сложился рынок сбыта товаров | |
3. Наличие у купцов и предпринимателей денежных средств на строительство фабрик с применением машин |
Вывод: 60 гг XVII-начало ПП. (Запись на полях тетради).
3. Начальная стадия развития промышленного переворота.
А. Индивидуальные сообщения учащихся:
- Джон Кей
- Джеймс Харгривс
- Ричард Аркрайт
Б. Работа с таблицей: учащиеся в ходе прослушивания сообщений выбирают необходимый материал для заполнения таблицы.
5. Появление машин. Заполните таблицу на стр. 236.
Фамилия изобретателя |
Изобретение и дата |
Его значение |
Вывод: (делают сами учащиеся, заканчивая фразу, записанную на доске).
Новая техника привела к (…)промышленности. На смену мануфактур пришла (…). Началась новая фаза (...).
III. Закрепление изученного материала
Беседа:
– Что нового узнали сегодня на уроке?
– Назовите предпосылки ПП?
– Дайте определение понятия ПП?
VI. Этап рефлексии
Задание:
А. Работа-обсуждение основных понятий урока в
парах за партой.
Б.Задать вопрос классу по теме урока.
V. Домашнее задание:
- п.22, пересказ текста;
- по выбору:
- продолжить таблицу до конца и определить « +» и «–» ПП;
- сравнить мануфактуру и фабрику.