Профильное обучение – это одно из средств
дифференциации и индивидуализации обучения.
Предпрофильное обучение не является
самостоятельной системой. Его можно считать
подсистемой профильного образования, которое
выполняет подготовительную функцию. Здесь
возможно: более полно учитывать интересы,
склонности, способности учащихся; создавать
условия для обучения старшеклассников в
соответствии с их профессиональными интересами,
с их намерениями в отношении продолжения
образования.
Профильное и предпрофильное обучение может быть
осуществимо за счёт изменения в структуре,
содержании, организации учебного процесса.
Частично, это прослеживается на рисунке, где
выделены типы учебных предметов в учреждениях с
профильным обучением.
Если общеобразовательное учреждение не
ориентировано на конкретные профили, то у
школьников всё же есть возможность выполнить
свои индивидуальные образовательные программы
за счёт значительного увеличения числа
предложенных им элективных курсов.
В этой статье мы предлагаем для девятиклассников
элективный курс «Удивительное равенство в
теореме Пифагора». Из материалов, имеющихся в
печати, нами выделены основные структурные
элементы программы курсов по выбору.
Дальнейшее изложение содержания курса «Удивительное равенство в теореме Пифагора» им будет соответствовать.
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «УДИВИТЕЛЬНОЕ РАВЕНСТВО В ТЕОРЕМЕ ПИФАГОРА»
Пояснительная записка
Курс разработан для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. Он расширяет математическое образование школьников и позволяет им определить свои профессиональные пристрастия.
Математическое образование важно с различных точек зрения: философской, исторической, логической, познавательной и прикладной. Предложенный элективный курс будет на это нацелен.
Тему «Удивительное равенство в теореме Пифагора» в первую очередь будем рассматривать под историческим углом зрения. На примерах из истории математики формируется понимание того, что математика является мощным средством решения прикладных задач, универсальным языком, а также прослеживается развитие не только её самой как науки, но и человеческой культуры в целом.
Элективный курс предполагает:
1) развитие содержания базового курса
геометрии;
2) демонстрацию возможностей предмета;
3) развитие интереса к математике;
4) подготовку учащихся к осознанному выбору
будущей профессии (учителя математики или др.).
Цели и задачи курса:
- развитие интереса школьников к математике;рассмотрение роли математики как части человеческой культуры;
- расширение знаний по истории теоремы Пифагора;
- знакомство с доказательствами теоремы Пифагора из древних трактатов;
- формирование у учащихся представлений о различных доказательствах теоремы Пифагора в школьном курсе геометрии;
- совершенствование умений и навыков в решении задач с применением теоремы Пифагора;
- развитие самостоятельности в приобретении новых знаний;
- формирование практических умений оформлять результаты исследовательской работы;
- осуществление подготовки учащихся к экзамену по математике.
Ожидаемые результаты. В результате изучения данного курса учащиеся должны:
- знать историю возникновения теоремы Пифагора;
- ознакомиться с различными методами и подходами к доказательству теоремы Пифагора в школьном курсе геометрии;
- иметь представление о доказательствах теоремы Пифагора, не имеющихся в школьных учебниках;
- уметь доказывать теорему Пифагора по различным рисункам, на основе подобия треугольников, с использованием свойства площадей, с использованием соотношений в треугольнике, с использованием косинуса угла и среднего пропорционального;
- применять теорему Пифагора в задачах с использованием трапеции, окружности, комбинации геометрических фигур;
- осуществлять выбор метода решения задачи и его обосновывать.
Содержательная часть
I. Из истории теоремы Пифагора и её доказательство в геометрии средней школы (2 часа). Работа с историческими сведениями о знании соотношения между гипотенузой и катетами начиная от вавилонян (за 1200 лет до Пифагора) и заканчивая настоящим временем.
II. Теорема Пифагора в задачах (школьного курса геометрии) (6 часов). Применение теоремы Пифагора в задачах на соотношения в треугольнике, трапеции, окружности и так далее.
III. Различные доказательства теоремы Пифагора (6 часов). О геометрическом доказательстве теоремы Пифагора, её доказательство по предложенным рисункам. Доказательство теоремы Пифагора из трактата Бхаскары (XII в). Теорема Пифагора в «Трактате об измерительном шесте» (Древний Китай IIв. до н. э.) и вариант реконструкции этого доказательства, предложенный Ван-дер-Варденом (1903–1996).Доказательство теоремы Пифагора на основе подобия треугольников, либо с использованием свойства площадей, либо с использованием понятия косинуса угла.Среднее пропорциональное в доказательстве теоремы Пифагора.
IV. Значение теоремы Пифагора для геометрии и математики в целом (1 час). Связь между теоремой Пифагора для треугольника с гипотенузой АВ и катетами, параллельными осям координат и расстоянием между точками А и В в декартовых координатах.Основное тригонометрическое тождество cos2? + sin2? = 1 и теорема Пифагора. Обобщение теоремы Пифагора на пространственные фигуры.
Тематическое планирование
Таблица 1
№ |
Тема |
Количество часов |
Форма организации занятия |
Форма контроля |
Из истории теоремы Пифагора. | 1 |
ЛПЗ |
конспект |
|
Доказательство теоремы Пифагора в школьном курсе геометрии. | 1 |
СЗ |
СР |
|
Теорема Пифагора в задачах на соотношения в треугольнике. | 1 |
ПЗ |
СР |
|
Применение теоремы Пифагора в задачах, где используется трапеция. | 1 |
ПЗ |
СР |
|
Применение теоремы Пифагора в задачах, где используется окружность. | 1 |
ПЗ |
СР |
|
Защита домашней контрольной работы. | 1 |
СПЗ |
выступление |
|
Доказательство теоремы Пифагора по предложенным рисункам. | 2 |
ПЗ |
СР |
|
Теорема Пифагора в трактате Бхаскары и в «Трактате об измерительном шесте». | 1 |
ЛПЗ |
реферат |
|
Доказательство теоремы Пифагора на основе подобия треугольников, либо с использованием свойства площадей. | 1 |
ПЗ |
тест |
|
Доказательство теоремы Пифагора с использованием косинуса угла. | 1 |
ПЗ |
тест |
|
Среднее пропорциональное в доказательстве теоремы Пифагора. | 1 |
ПЗ |
тест |
|
Теорема Пифагора в задачах. | 2 |
ПЗ |
КР |
|
Значение теоремы Пифагора для геометрии и математики в целом. | 1 |
лекция |
конспект |
|
Итого: |
15 |
Условные обозначения в таблице 1: ЛПЗ – лекционно-практическое занятие; СПЗ – семинарско-практическое занятие; СЗ – семинарское занятие; ПЗ – практическое занятие; СР – самостоятельная работа; КР – контрольная работа.
Методическая часть
I. После вступительного слова учителя о рассматриваемых вопросах выбранного курса учащимся предлагается самостоятельная работа по учебнику Л. С. Атанасяна «Геометрия для 7–9 классов» [6]. Цель: повторение ранее изученного ими материала (теорема Пифагора, обратная теорема). Затем проводится анализ исторических сведений, сообщённых в указанных учителем параграфах, составление по ним рассказа. Введён учителем персонаж – «египетский треугольник», на вопросы которого необходимо дать ответы и прорешать задачи (№ 6, № 13) из «Математики в девяти книгах» (Древний Китай, IIв. до н. э.) [17. С. 31].
II. Для решения различных задач
можно рекомендовать учителю сделать их подборку
и выдавать блоками. Сначала работать только с
треугольником, затем с трапецией, потом с
окружностью. В каждом блоке 10–15 задач. Часть
решать в классе, часть – дома, часть – в
контрольной (самостоятельной) работе.
На этих занятиях формируются умения и навыки в
нахождении конечной цепочки шагов, обоснованных
соответствующими знаниями геометрического
материала, приводящих к нужному результату. И
одним, возможно решающим, шагом будет
использование замечательного равенства (квадрат
гипотенузы прямоугольного треугольника равен
сумме квадратов катетов). Здесь же тренируем
вычислительные навыки, о которых не следует
забывать. Наличие вычислительной культуры важно
для овладения физикой, химией и т. д.
III. Эпохе развития древнегреческой
математики до Евклида (IIIв. до н. э.),
завершившейся созданием систематической
дедуктивной науки, в которой утверждения
выводятся из основных положений-аксиом с помощью
дедукции, т. е. логического вывода, предшествовал
длительный этап становления математики
отдельных теоретических доказательств. По
общепринятой версии, теоретическая математика
возникла в пифагорейской школе. В этом разделе
курса стоит обсудить вопрос о возникновении
дедуктивной математики в Древней Греции. И ещё
донести до учащихся мысль, что в математике
теоретические доказательства важнее
вычислительных рецептов, что только они и делают
её математикой.
Теорема Пифагора попала в Книгу рекордов
Гиннеса, так как имеется несколько сотен её
доказательств. Проводя доказательства
различными способами, мы подводим учащихся к
пониманию безграничности человеческого разума,
его возможностей, формируем математическое
мышление. На занятиях также представляются
возможности знакомства с различными периодами
развития математики.
IV. Значение теоремы Пифагора для геометрии и математики в целом. Математика – это часть общечеловеческой культуры. На последнем заключительном занятии предлагаемого элективного курса необходимо сделать акцент на то, что каждый культурный человек должен иметь более широкое представление об изучаемом материале в геометрии, а не как о наборе конкретных формул и теорем.В частности, где мы можем увидеть, применить теорему Пифагора?
Воспользуемся энциклопедией для детей [17. С. 289]. Из неё выделим материал в пункты 1–3. В них указаны страницы учебника геометрии, чтобы была понятна связь с тем, что учащиеся изучали на уроках.
1. По теореме Пифагора находим длину отрезка (гипотенузы), не проводя измерений, то она как бы открывает путь с прямой на плоскость, с плоскости в трехмерное пространство и далее в многомерные пространства.
2. Расстояние между точками А (х1; у1) и В (х2; у2) в декартовых координатах [6. С. 238]:
а). Это теорема Пифагора для треугольника с гипотенузой АВ и катетами, параллельными осям координат. Их длины: |х2 – х1| и |у2 – у1| [6. С. 192].
б). Если считать пары чисел (х; у) точками плоскости, то из этой формулы (она определяет расстояния) выводимы понятия, определяемые через расстояния: равенство и подобие фигур.
Окружность – множество пар чисел (х; у), для которых
и (х0; у0) – заданная точка, центр окружности. [6. С.242].
в). Если добавить еще одну координату z и слагаемое (z2 – z1)2 в формулу расстояния, то мы уже в трехмерном пространстве:
.
И так далее.
3. В тригонометрии основное тригонометрическое тождество cos2 + sin2 = 1 – это теорема Пифагора, записанная в другом виде [6. С.253].
4. Существуют и обобщения теоремы Пифагора на пространственные фигуры. Одно из них было установлено впервые в XVIII столетии и часто встречается в прикладной математике. Оно звучит так: «Сумма квадратов площадей трех прямоугольных треугольников, являющихся боковыми гранями тетраэдра и имеющих общую вершину при прямых углах, равна квадрату площади основания тетраэдра» [2. С.29].